Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
    методическая разработка по теме

    Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Мир вокруг нас". Тишина Т.Н. -Омск, БОУДПО "ИРООО". 2010. Курс рассчитан на 4 года изучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_omskoe_priirtyshe.docx39.76 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                 Рабочая программа

                                          внеурочной деятельности  общекультурного направления            

                                                                «МОЕ ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ»                                  

          Программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной школы Тишиной Т.Н. «Мир вокруг нас» под редакцией Т.С.Горбуновой.- Омск: БОУ ДПО «ИРООО» 2010 г.

                                           Пояснительная записка 

               На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности адекватной мотивам  творческого самовыражения, способной преодолеть узость специализированного профессионального развития. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует решения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребенка. Важно, чтобы каждый ребенок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живет, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.   

      Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость ознакомления ребят с материальной и духовной своего народа. Дать им возможность увидеть нравственную и духовную глубину региональных народных традиций и культуры. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций, необходимо их знакомить с ними, убедить в их ценности, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.

    Кроме того в настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности, нравственной стороны личности гражданина и патриота России.

     Цель: - изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа

    Задачи: - формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;

    - способствовать развитию интереса и терпимости к людям других национальностей их традициям и культуре;

    - приобретение  обучающимися знаний основ русской культуры и искусства;

    -  способствовать развитию у школьников навыков познавательной, творческой деятельности;

    - выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

    - воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

    Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Таким образом интегрированный курс вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно – экономические, социально – политические, исторические и культурологические компоненты. Краеведение же не должно быть повтором сведений из традиционных школьных предметов, хотя и опирается на их содержание. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы,  оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один другой школьный предмет.

    Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

    Образовательная – содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие  культурные, исторические, географические особенности Омской области.

    Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение и сохранение.

    Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей региона в единстве разнообразных видов деятельности.

    Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

    Принципы краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной работы, региональность.

    Связь с учебными предметами:

    - литературное чтение;

    - окружающий мир;

    - изобразительное искусство;

    - технология

    - музыка

               Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта исследовательско – поисковой и социальной деятельности.

      Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта.

              Методические приемы:  малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные  игры, театрализация, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения – рек, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, беседа, интервью.

                 Формы проведения занятий:

    1. Интегрированное.

    2. Инсценированное представление.

    3. Экскурсия.

    4. Комбинированное.

    5. Краеведческая викторина.

    6. Презентация.

    7.Конкурсы.

               

     

    Программа способствует развитию у обучающихся как личностных так и метапредметных универсальных учебных действий

                           Личностные универсальные учебные действия

                                                                     Самоопределение:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»:


    - готовность и способность к саморазвитию;

    - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

    - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.


    - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства

    сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    - осознание ответственности человека за общее благополучие – гуманистического сознания;

    - социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм,

     устойчивое следование в поведении социальным нормам;

    - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

            

                                            Смыслообразование:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»


    - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий


    - эмпатии как понимания чувств других людей и

    сопереживание им.




                               

                                     Нравственно – этическая ориентация:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»


    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - этические потребности, ценности и чувства;

    - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.


    - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

    - гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества.

    Регулятивные универсальные учебные действия

                                                     Планирование:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»


    - применять установленные правила в планировании способа решения;

    - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


    - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

    - составлять план и последовательность действий;

    - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
    .


                                                 Саморегуляция:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»


    - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.


    - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации

    мотивационного конфликта.


    Познавательные универсальные учебные действия

                                                       Общеучебные

    «У ученика будут сформированы»:

    «Выпускник получит возможность для формирования»


    - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    - использовать общие приёмы решения задач;

    - осуществлять рефлексию способов и условий действий;

    - ставить и формулировать проблемы.


    - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

    - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

                                     

                                               Знаково – символические:

    «У ученика будут сформированы»:

    «Выпускник получит возможность для формирования»

    - моделировать, т. е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.


    - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения

    задач;


                                             Информационные:                                          

    «У ученика будут сформированы»:

    поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

    - сбор информации(извлечение необходимой информации из различных источников) дополнение таблиц новыми данными;

    - передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

    «Выпускник получит возможность для формирования»:

    - интерпретация информации(структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

    - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст
    ;


                                                   

                                               Логические:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»


    подведение под понятие на основе распознавание объектов, выделение существенных признаков;

    - анализ, синтез, сравнение;

    - классификация по заданным критериям;


    - установление аналогий;

    - установление причинно – следственных связей;

    - построение рассуждений;
    - обобщение.

       Коммуникативные универсальные учебные действия 

                           Инициативное сотрудничество:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»


    - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

    - предлагать помощь и сотрудничество;


    - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;


                               Планирование учебного сотрудничества:


    «У ученика будут сформированы»:


    «Выпускник получит возможность для формирования»

    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;


                                                       Взаимодействие:


    «У ученика будут сформированы»:

    «Выпускник получит возможность для формирования»

    - формулировать собственное мнение и позицию ;

    - задавать вопросы;

    - строить понятные для партнёра высказывания;


    - строить монологическое высказывание;

    - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.


                                Управление коммуникаций:

    «У ученика будут сформированы»:

    «Выпускник получит возможность для формирования»

    - определять общую цель и пути ее достижения;

    - осуществлять взаимный контроль;

    - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

    - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    - аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

    - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.



                  Реализация программы:

          Курс рассчитан на 4 года обучения (135 часов). Темы занятий из года в год расширяются, углубляется материал, усложняются формы работы.

          В 1 – ом классе -33 часа (1 час в неделю). Курс состоит из трех модулей: «Моя школа» (13 ч);   «Моя родословная» (8 ч);  «Село родное» (12 ч).

         Во 2 – ом классе  - 34 часа (1 час в неделю). Дополнительно к расширению тем 1 –го класса, делается акцент на изучение истории развития Омской области.

         В 3 –ем и 4 –ом  классах  по 34 часа (по 1 часу в неделю). Детям предлагаются темы краеведческого характера.

                                Тематическое планирование (1 класс)

     

            Тема занятия

                    Краткое содержание

          Часы

    Да

    та

    Ау

    дит

    орн.

    Вне ауди торн.

    Модуль «Моя школа»

    1.

    Здравствуй, школа!

       Общие сведения о структуре школы; правилах поведения в школе, в классе, на уроках.

    1

    2.

    Мой класс

    Особенности зонирования, обстановки, оформления кабинета. Представление класса в устных рассказах и рисунках.

    1

    3-

    4.

    Экскурсия по блоку начальной школы

    Какие кабинеты расположены в блоке; для чего они предназначены; как оформлены кабинеты и блок; составление устных рассказов о своих впечатлениях.

    1

    1

    5-

    6.

    Экскурсия по блоку старших классов

    Какие кабинеты расположены в блоке; для чего они предназначены; как оформлены кабинеты и блок; составление устных рассказов о своих впечатлениях.

    1

    1

    7.

    Спортивный зал

    Экскурсия по спортивному залу; подвижные игры в зале.

    1

    8-

    9.

    Школьная библиотека

    Экскурсия по библиотеке; представление библиотеки в рисунках и устных рассказах.

    1

    1

    10-

    11.

    Кабинет директора. Учительская

    Экскурсия в кабинет директора и в учительскую; представление своих впечатлений в устных рассказах.

    1

    1

    12-

    13.

    Проект «Моя школа»

    Подготовка выставки рисунков, фотовыставки, устных рассказов о школе.  Представление проекта родителям, гостям.

    2

    Модуль  «Моя родословная»    

    14.

    Я и моя семья

    Устные рассказы детей о своей семье(называют полные имена взрослых членов семьи, имена сестер и братьев и т.д.). Игра на определение степени родства (задаются вопросы типа «Кем приходится мне сын маминого брата?» или «Кем я прихожусь папиной маме?»).Рисуют портреты своих родителей

    1

    15- 16.

    Профессии моих родителей

    Подготовка выставки фотографий, газетных вырезок из семейных архивов. Представление профессий своих родителей в устных рассказах и рисунках.

    2

    17.

    «Бабушка рядышком с дедушкой»

    Устные (заранее подготовленные дома) рассказы детей о своих бабушках и дедушках. Разучивание песни «Золотая свадьба».

    1

    18.

    Папа, мама, я – спортивная семья!

    Спортивно - развлекательное мероприятие совместно с родителями.

    1

    19.

    Наши увлечения

    Дети рассказывают об увлечениях членов семьи (по возможности демонстрируют творческие работы: рисунки, вышивки, вязание, поделки и т.п.).

    1

    20- 21.

     «На раздутых парусах».  Конкурсное занятие.

    Подготовка выставки семейных творческих работ.

     Занятие проводится совместно с родителями и другими членами семей. Семейные экипажи на своих кораблях отправляются в страну Синяя Птица.

    1. Порт отправления «Таможня»

    Представление команды экипажа.

    2.Порт  «Ума Палата».

    Интеллектуальная викторина

    3.Порт «Умелые ручки».

     Творческое задание. Кукла из бумаги

    4.Порт «Физкульт-Ура!».

      Спортивный конкурс

    5.Порт «Чудо-Дерево».

    Составление родословной (Родовое древо)

    6.Порт  «Семь Нот» в стране Синяя Птица.

     Музыкальный конкурс

    2

    Модуль  «Село родное»

    22-

    23.

    Рождение Тавричанки

    Первые поселенцы; Булычовка; развитие села; переименование Булычовки в Тавричанку; представление прошлого села в рисунках.

    1

    24- 25.

    Улицы моего села

    Экскурсия по селу (обратить внимание детей на старые дома с резными украшениями); представление села в устных рассказах и рисунках.

    1

    1

    26.

    Дом, где я живу

    Устные рассказы и рисунки о своем доме.

    1

    27- 28.

    Окрестности моего села

    Экскурсия по окрестностям села. Представление природы села в устных рассказах и рисунках.

    1

    1

    29.

    Занятия моих односельчан

    Частные и фермерские хозяйства; культурные и общественные заведения; школа.

    1

    30.

    Народные традиции

    Быт и народный костюм  русских переселенцев и старожилов  нашего региона. Занятие проводится в школьном музее «Русская изба».

    1

    31.

    Сельские мастера

    Посещение мастера резьбы по дереву Сумина А.Н.

    1

    32-

    33.

    Проект «Село родное»

    Подготовка выставки творческих работ детей; представление проекта родителям, учащимся начальной школы, гостям.

    2

    По ходу занятий проводятся музыкальные и динамические минутки, игры.

                                   

      Планируемые результаты реализации программы:

    Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия ученика с педагогом.

     У ученика будут сформированы:

    - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, мусту проживания, области;

                               Выпускник получит возможность для формирования:

    - гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позиционного отношения к базовым ценностям общества (Отечество, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

     У ученика будут сформированы:

    - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

     Выпускник получит возможность для формирования:

    - навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

    - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    - эмпатии как понимания чувств  других людей и сопереживания им.

    Результаты третьего уровня: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

     У ученика будут сформированы:

    - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

    - предлагать помощь и сотрудничество;

    - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

     Выпускник получит возможность для формирования:

    - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

    - самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

                           

                                      Список  литературы:

    1.Букреев В., Горбачев С., Фатеев В.  Любинский век.-Омск, 2010.

    2. Булавина М.А., Рудакова З.И. Культура Омского Прииртышья… .- Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.

    3.Девятьярова И., Селюк В. Пргулки по старому Омску.-Омск, 1991.

    5. Катаниев Г.Е. Историческая справка о том, когда и как построен город Омск.-Омск, 1916; 1996.

    6. Страницы исторического прошлого Омска (XIX – нач.XX вв.). Краеведческий  сборник. –Омск, 1994.

    7. Удовиченко М. Вот наш двор и вот наш дом.- Омск,2003.

    8. Фатеев В. Здравствуй, Любинский! – Омск 2007

    9. Экспедиционный материал ФЭО «Врабий». Любино – Сторожильский СДК, с.Любино- Малороссы Любинского района.

    10. http://www.istorya.ru/referar/7617/1.php

    11. http://www.nashomsk55.ru/

    12. http://omsk-turinfo.ru/content/view/235/5/   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»

    Программа для внеурочной  деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.

    Согласно новому ФГОС ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"

    Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяе...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мы - читатели"

    Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Цель: формирование читательс...