Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мы - читатели"
рабочая программа по чтению (3, 4 класс) по теме

Батина Надежда Александровна

Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, воспитание грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В. и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Екимовичская средняя школа»

Рославльского района Смоленской области.  

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

Батина Н.А.

Протокол № 1

от«28»августа2017г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

________________ Мишина В.Е.

«__» ______2017г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР

_____________

Мартьянова С.В.

«__» ______2017г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________

Тарасенко С.В.

Приказ № ____

от «___»______2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурного направления

«МЫ – ЧИТАТЕЛИ»

3 - 4 класс

2017-2019 учебный год

(программа рассчитана на 2 года)

Составила

учитель начальных классов

Батина Надежда Александровна

высшая квалификационная категория        

с. Екимовичи


1. Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы – читатели» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № З73;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
  • План внеурочной деятельности школы.
  • Авторская программа М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению».

Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.

Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, воспитание грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Основные задачи: 

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

2. Планируемые результаты.

Личностные.

  • Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; ученический оптимизм.
  • Социальная компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.
  • Умение давать нравственно-этическую оценку через моральное содержание и нравственное значение действий персонажей.
  • Осознание целостной  научной картины природного и социокультурного мира, правил взаимоотношения с природой, обществом, отдельными людьми.
  • Владение основами экологического сознания, грамотности и культуры, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
  • Целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур.
  • Доброжелательная  и эмоционально-нравственная отзывчивость и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные.

Регулятивные.

  • Умение учиться; способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка).
  • Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Умение осмысливать цель чтения и соответственно выбирать вид чтения.
  • Умение прогнозировать результат деятельности.
  • Умение строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении.

Познавательные.

  • Умение искать и выделять необходимую информацию, в том числе решать практические и познавательные задачи с использованием справочников, энциклопедий, словарей и интернета, овладение начальными формами исследовательской деятельности.
  • Умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, умение упорядочивать и ранжировать информацию.
  • Умение находить информацию в явном и неявном виде, добывать недостающую информацию.
  • Способность понимать текст после  его самостоятельного прочтения и при его прослушивании.
  • Умение строить план текста.
  • Умение выбирать наиболее эффективные способы решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий.
  • Умение воспринимать текст как носитель  способов «открытия» новых знаний, включения их в свою картину мира.
  • Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия.
  • Умение осуществлять выборочное чтение с целью нахождения нужной информации.
  • Умение свободно ориентироваться в текстах разных стилей.
  • Умение строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность и ложность утверждений.
  • Умение различать способ осуществления деятельности и ее результат.
  • Умение переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

Коммуникативные.

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Общее речевое развитие на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса, практическое овладение диалогической речью, монологической в соответствии с учебной задачей, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
  • Умение формулировать простые выводы на основе информации из текста.
  • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение управлять интонацией при построении устной речи.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.
  • Владение современными средствами коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Умение ориентироваться на партнера, его высказывание, поведение, эмоциональное состояние и переживания, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме; продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе читательской деятельности и анализа текста.

Предметные результаты изучения курса.

  • Умение оценивать уместность использования различных слов в тексте, правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения; при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.
  • Знание и использование норм речевого этикета и правил устного общения.
  • Умение обнаруживать недостоверные сведения.
  • Умение классифицировать предложения по цели высказывания, различать простые и сложные предложения, делить сложные предложения на простые.
  • Умение перефразировать текст для предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Умение использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое
  • Умение пересказывать текст подробно и выборочно, пересказывать от другого лица.
  • Умение находить в тексте средства художественной выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты, иносказание, сравнение).
  • Умение различать произведения разных жанров (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица).
  • Знать особенности текстов различных видов, уметь определять художественный, научный, справочный текст.
  • Умение анализировать текст, используя литературоведческие понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор, средства художественной выразительности), использовать при анализе прием «тонких» и «толстых» вопросов, давать анализ с позиции нравственности и научности.
  • Умение передавать содержание по плану, составлять небольшие повествовательные тексты с элементами описания и рассуждения.
  • Умение озаглавливать текст, передавая в заголовке тему или основную мысль текста, озаглавливать части текста в соответствии с главной мыслью, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
  • Умение составлять характеристику героев.
  • Умение определять позицию героев и позицию автора.

3. Содержание программы.

      Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 - 4 класс. – Москва « ВАКО» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. 

Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся  и методическими рекомендациями для учителя.  Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста.

Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного

обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов

составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и

задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.

Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на

номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и

увязать его с ранее прочитанным.

 Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. 

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию.

Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и

знания в устной и письменной форме. 

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Тематическое планирование 3 класс

№ Тема /Страницы  учебника

1. Резные лошади* С 4-5  

2. Надувные дома С 6-7  

3. О том , как змея стала ядовитой* С 8-9  

4. Искусственный риф С 10-13  

5. Розовые кролики* С 14-15  

6. Самоцветы С 16-19  

7. Сказка о глупой акуле* С 20-22  

8. Как пугало было вороньим царём* С 23-25  

9. Символ Франции С 26-27  

10. Обезьяна и слон * С 28--29  

11. Очень красивые лодки* С 30-31  

12. Откуда пошли пельмени С 32-35  

13. Замечательные часы С 36-37  

14. Всякое ли молчание- золото? С 38-39  

15. « Читать» людей. С 40-41  

16. Тысяча глиняных горшков* С 42-43  

17. « Тошу обижать не дам!» С 44-45  

18. Как я кормила синичек и белочек* С 46-47  

19. Необычная ёлка С 48-49  

20. Сказка о пирожке* С 50-52  

21.  Одинокий мухомор* С 53-55  

22. «Мы триста лет этим занимаемся» С 56-57  

23. Колизей С 58-59  

24. Памятник дереву С60--61  

25. Магниты в древности С62-63  

26. Бабушка огородника * С 64-65  

27. Санта- Клаусы в разных странах С 66-67  

28. Пришельцы. Лёгкий и прочный* С 68-71  

29. У каждого мастера есть свои секреты*.

Неуклюжий паучок. С72-75  

30. Гусеница , которая хотела летать* С 76-77  

31. Первый микроскоп. Подходящий камень* С 78-81  

32. Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом – моя крепость» С 82-85  

33. Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* С 86-89  

34. Ночной урок*. Итоги года  

Тематическое планирование 4 класс

№ Тема /Страницы учебника

1. Резиновый мяч* С 4-6  

2. Свитера С 7-9  

3. В большом деле не без убытка* С 10-11  

4. « Замените меня Васей – он умнее!» С 12-13  

5. Самоочищающиеся окна С 14-17  

6. Гонки на верблюдах С 18-19  

7. Ушная раковина китайского императора С 20-21  

8. Антиквариат С 22-23  

9. Поплавать в воздухе С 24-25  

10. Запах газа С 26--27  

11. Пуантилизм и пиксель С 28-29  

12. Большой автомобиль С 30-31  

13. Ключ и замок С 32-33  

14. Железная ложка С 34-35  

15. Яд и лекарство С 36-37  

16. Трескучие морозы С 38-39  

17. Чей дом красивее?» С 40-42  

18. Неожиданный результат* С 43-46  

19. Обработка камня огнём С 47-49  

20. Рыцари С 50-51  

21. Красивый пустоцвет* С 52-53  

22. Тамплиеры С 54-55  

23. В космос по канату С 56-57  

24. Терминатор С58--59  

25. По воде или по воздуху? С60-63  

26. Скидки и акции С 64-65  

27. Удачное плавание* С 66-68  

28. Паучок, который не знал, что такое осень* С 69-71  

29. Зима- хлопотунья* С72-74  

30. Сказка о кролике и сахарных клёнах* С 75-77  

31. Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* С 78-81  

32. В большом деле нужны разные люди. Такси – малютка* С 82-86  

33. Богатый заяц* С 87-89  

34. Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года  С 90- 93  

4. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения

1) Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 -й класс.- Москва: «ВАКО», 2016 г 

2) Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.

И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 

3) Детские книги 

4) Экранно – звуковые пособия 

5) Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений 

8) Компьютер 

9) Цифровые и электронные образовательные ресурс.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"

Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»

Программа для внеурочной  деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.

Согласно новому ФГОС ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....