Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lepka_iz_solenogo_testa_safronova_ni.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Русская Селитьба муниципального района Красноярский Самарской области

Утверждаю

_____________________

Директор ГБОУ СОШ с. Русская Селитьба

Н. Г. Тагаева

Приказ №________ от «___»__________2013г.

Согласовано

_________________

Заместитель директора по УВР

Нагорнова Г. Г.

«____»____________2013г.

Рассмотрена ШМС, рекомендована к использованию

________________

             Председатель ШМС

Макарова О.А.

             Протокол №____от      «__»_____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Лепка из соленого теста»

по общекультурному направлению

Автор-составитель:

Сафронова Н.И.,

 учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Русская Селитьба

с. Русская Селитьба

2013

Программа внеурочной деятельности младших школьников “Лепка из соленого теста” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Актуальность выбранного направления. Разнообразные виды художественно-творческой деятельности играют значительную роль в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику. К видам такой деятельности относятся лепка, рисование, аппликация.

Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

.Мною были разработаны и проведены несколько занятий по лепке из соленого теста в рамках кружковой работы в Летнем лагере дневного пребывания «Радуга» при ГБОУ СОШ с. Русская Селитьба, возраст детей 7 – 13 лет.Эти занятия показали, что детям очень нравится заниматься этим видом деятельности.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из соленого теста вызывают повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Цельпрограммы: нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Задачи:

Образовательные– познакомить с основными приемами работы с соленым тестом; сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения, научить применять знания, полученные на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике лепки.

Воспитательные – привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, рациональное отношение к используемым материалам, умение довести начатое дело до конца, помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Развивающие– развивать внимание, память, логическое и  пространственное мышление, развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Занятия по данной программе тесно связаны с уроками окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Особенности реализации программы.Программа «Лепка из соленого теста» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 135 часов.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Такое распределение материала может быть особенно актуально при работе в условиях малокомплектной школы. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и теоретические занятия, темы бесед, рассказов с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), расширяющие кругозор детей. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

По окончании курса дети должны знать:

- технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного),

- особенности соленого теста,

- приемы и способы соединения деталей в поделках из соленого теста,

- основные приемы лепки,

- особенности сушки ,

- приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом,

- правила выполнения сборных конструкций из соленого теста,

- последовательность изготовления картины и рамочки из соленого теста,

По окончании курса дети должны уметь:

- самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто,

-укреплять поделку с помощью каркасов разного типа,

- соединять детали из соленого теста различными способами,

- применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин,

-правильно сушить и оформлять изделие,

- использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства,

- анализировать готовое изделие,

- творчески подходить к выполнению работы.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Лепка из соленого теста» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- познавательный интерес к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ,

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций;

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий лепкой у обучающихся  могут быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценкой результатов освоения программыявляется участие детей в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, использование поделок - сувениров в качестве подарков родным, друзьям, дошкольникам, учителям к различным праздникам.

 Выставки могут быть:

- однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения, сравнения работ, оценивания;

- постоянные  - организуются в помещении, где работают дети, регулярно пополняются и обновляются;

- тематические –проводятся по итогом изучения разделов, могут быть посвящены каким-либо событиям или праздникам;

Подведение итогов обучения – организация итоговых выставок в конце каждого учебного года. Приглашаются все учащиеся школы, педагоги, родители, гости, организуется обсуждение выставки.

В нашей школе целесообразно проводить итоговую выставку совместно с ежегодным традиционным праздником «Ученик года», где подводятся итоги школьной жизни за год. Результаты выставки: грамоты, награды, фотографии можно разместить в Портфолиоученика.

Тематическое планирование

Название раздела

1класс

2класс

3класс

4класс

теоретических

практических

теоретических

практических

теоретических

практических

теоретических

практических

1

Вводное занятие

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Плоскостная лепка

2

11

2

8

2

8

1

4

3

Рельефная лепка

3

9

2

11

1

10

2

11

4

Объемные изделия

1

4

2

6

1

4

1

3

5

Объемные изделия на каркасе

-

-

-

-

1

4

1

8

6

Итоговое занятие, оформление выставок

-

1

-

1

-

1

-

1

Итого

7

26

7

27

6

28

6

28

33

34

34

34

Содержание программы «Лепка из соленого теста»

Первый год обучения (33 ч.)

1.Вводные занятия:

Теоретическое занятие.Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста -1ч.

Практическое занятие.Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки, способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения мелких деталей друг к другу. – 1ч.

2.Плоскостная лепка.

Теоретические занятия.Знакомство с инструментами, приспособлениями, с разнообразием техник, применяемыми при работе с тестом. Показ презентаций о разнообразии пород кошек и о декоративных рыбках.  2ч.

Практические занятия. Лепка плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений, лепка плоских игрушек-подвесок «Чудо-рыбка», «Чудо-кот», изготовление сувенирных валентинок-сердечек. Роспись поделок после просушки.11ч.

3.Рельефная лепка.

Теоретические занятия. Создание сюжета в полуобъеме Формирование композиционных навыков Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Смешивание цвета при лепке растений. Показ презентации о первых весенних цветах.  3ч.

Практические занятия. Лепка рельефного панно на новогоднюю тему, рельефной игрушки «Крошки-осьминожки». Лепка рельефных цветов из окрашенного теста на основе в форме тарелки «Первоцветы». Роспись поделок после просушки..  9ч.

4.Объемные изделия.

Теоретические занятия. Понятия ритм и чередование в узореСоздание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с тестом – скатывание, расплющивание. Деление целого на равные части при помощи стеки.  1 ч.

Практические занятия. Лепка бусин и подвесокразличных размеров и форм. Роспись бусин после просушки. Сборка бус. 4ч.

5.Итоговое занятие.

Отбор поделок для итоговой выставки, оформление стендов.1ч.

Второй год обучения (34ч.)

1.Вводные занятия:

Теоретическое занятие. Повторение правил техники безопасности на занятиях лепкой, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из теста. -1ч.

Практическое занятие. Приготовление теста для лепки.Вспомнить способы его окрашивания, основные приемы лепки и соединения мелких деталей приклеиванием и примазыванием. – 1ч.

2.Плоскостная лепка.

Теоретические занятия. Знакомство с приемом врезания плоских деталей из теста, получения узоров путем отпечатка различных предметов. Показ презентаций о красоте осеннего леса и об аквариумных рыбках.  2ч.

Практические занятия. Лепка плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений, лепка плоских игрушек-подвесок «Чудо-рыбка», «Чудо-кот», сувенирных валентинок-сердечек. Роспись поделок после просушки.  8ч.

3.Рельефная лепка.

Теоретические занятия. Формирование композиционных навыков. Смешивание цвета при лепке растений. Приемы раскатывания теста круглым стеком. Показ презентации о первых весенних цветах.  2ч.

Практические занятия. Лепка рельефных подвесок на елку.Изготовление рамки для фотографии на картонной основе «Рамочка для мамочки».Лепка цветов из окрашенного теста на основе в форме тарелки «Первоцветы». Роспись поделок после просушки..  11ч.

4.Объемные изделия.

Теоретические занятия. Прием равномерного раскатывания теста большой площади.Навыки работы с тестом – скатывание, расплющивание. Надрезание теста ножницами (иголки для ежа).Презентация о животных Африки. 1 ч.

Практические занятия. Лепка объемной игрушки «Ежик» на основе комочка из фольги или бумаги. Лепка игрушек на тему «Зимой в Африку!» Роспись изделий после просушки.. 4ч.

5.Итоговое занятие.

Отбор поделок для итоговой выставки, оформление стендов.  1ч.

Третий год обучения (34 ч.)

1.Вводные занятия:

Теоретическое занятие. Повторение правил техники безопасности на занятиях лепкой, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из теста. -1ч.

Практическое занятие. Приготовление теста для лепки. Вспомнить способы его окрашивания, основные приемы лепки и соединения мелких деталей приклеиванием и примазыванием. – 1ч.

2.Плоскостная лепка.

Теоретические занятия. Знакомство с инструментами, приспособлениями, с разнообразием техник, применяемыми при работе с тестом. Показ презентаций о красоте и разнообразии обитателей подводного мира.  2ч.

Практические занятия. Лепка плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений, лепка плоских поделок на тему «Подводное царство», с последующей сборкой их в коллективную картину.Изготовление сувенирныхвалентинок-сердечек. Роспись поделок после просушки..  8ч.

3.Рельефная лепка.

Теоретические занятия. Создание сюжета в полуобъеме Формирование композиционных навыков Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Смешивание цвета при лепке растений. Показ презентации народных традициях украшения дома, оберегах.  1ч.

Практические занятия. Лепка подвесок на новогоднюю елку. Лепка рельефной подковки-оберега, рельефных цветов из окрашенного теста на плотной основе. Роспись поделок после просушки.. 10ч.

4.Объемные изделия.

Теоретические занятия. Разнообразие форм и видов подсвечников. Правила осторожного обращения с огнем, ППБ. Составление и зарисовка композиции украшения подсвечника. 1.ч.

Практические занятия. Лепка основы подсвечника, цветов и листьев. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.. 4ч.

5.Объемные изделия на каркасе.

Теоретические занятия. Конструирование проволочного каркаса. Наблюдение за повадками, движениями кошки во времяохоты, игры, сна.Выполнение эскиза поделки.  1ч.

Практические занятия. Лепка фигуры кошки. Лепка дополнительных деталей для создания сюжетной композиции по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.. 4ч.

6.Итоговое занятие.

Отбор поделок для итоговой выставки, оформление стендов.  1ч.

Четвертый год обучения (34 ч.)

1.Вводные занятия:

Теоретическое занятие. Повторение правил техники безопасности на занятиях лепкой, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из теста. -1ч.

Практическое занятие. Приготовление теста для лепки. Вспомнить способы его окрашивания, основные приемы лепки и соединения мелких деталей приклеиванием и примазыванием. – 1ч.

2.Плоскостная лепка.

Теоретические занятия. Вспоминаем приемы работы с инструментами, приспособлениями, разнообразие техник, применяемых при работе с тестом. Показ презентаций о красоте и разнообразии осеннего леса.  1ч.

Практические занятия. Лепка плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений, изготовление сувенирных валентинок-сердечек. Роспись поделок после просушки..  4ч.

3.Рельефная лепка.

Теоретические занятия. Формирование композиционных навыков Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Смешивание цвета при лепке растений. Показ презентации народных традициях украшения дома, оберегах.  2ч.

Практические занятия. Лепка фигурок на тему «Карнавал», с последующей сборкой их в коллективное панно. Лепка рельефной подковки-оберега «Домовенок», рельефных цветов из окрашенного теста на плотной основе. Роспись поделок после просушки.. 11ч.

4.Объемные изделия.

Теоретические занятия. Зарисовка эскиза карандашницы. Способы крепления объемных деталей к плотной основе.  1.ч.

Практические занятия. Лепка основы карандашницы. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.. 4ч.

5.Объемные изделия на каркасе.

Теоретические занятия. Конструирование проволочного каркаса фигуры человека и ствола дерева.Выполнение эскиза поделки.  1ч.

Практические занятия. Лепка объемных поделок «Веселый клоун» и «Чудо-дерево». Лепка дополнительных деталей для создания сюжетной композиции. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.. 4ч.

6.Итоговое занятие.

Отбор поделок для итоговой выставки, оформление стендов.  1ч.

Список литературы для учителя:

  1. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  2. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  1. Дегтярева Т. «Умные поделки». Москва «Лист»1999г.
  2. Основы художественного ремесла. Послушная глина: М., АСТ-ПРЕСС, 1999г.
  3. Рубцова Е. «Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки».

Владис. 2010г.http://www.litres.ru/elena-rubcova/ur-lepim-iz-solenogo-testa-ukrasheniya-suveniry-podelki/

Список литературы для детей:

  1. Диброва А. «Поделки из соленого теста».Клуб семейного досуга. 2011.http://www.litres.ru/alina-dibrova/podelki-iz-solenogo-testa/

2. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста»Владис. 2011г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/luchshie-podelki-iz-solenogo-testa-2/

3. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис. 2011г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/figurki-iz-solenogo-testa-delaem-sami/

4. CD диск «Мурзилка. Сделай сам» http://www.nd.ru/catalog/products/murzilkamadeyourself/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"

Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»

Программа для внеурочной  деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.

Согласно новому ФГОС ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"

Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяе...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мы - читатели"

Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Цель: формирование читательс...