Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга''
методическая разработка (3 класс) на тему

Забавина Любовь Ивановна
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам составлена на основе типовых программ по декоративно-прикладному и изобразительномуискусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_3_klass.docx65.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение          « Михайловская средняя общеобразовательная школа     имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова»

Рассмотрена на ШМО

 учителей______________

протокол№-----от__________

Руководитель   ШМО_______

Принята на заседании

 педагогического совета

протокол №__________

От «     »____________2013г.

«Утверждаю»

Директор школы:________

       ( КорольковаЛ. А.)

Приказ №___от___________

                     Рабочая программа

                        по внеурочной деятельности

                        общекультурного направления

                                  «Радуга »                                                                              

                                       ( 3 класс )

                             

                       

                                                 

                                                                              Рабочую программу составил

                                                           учитель 1 квалификационной категории

                                                                                                          Забавина Л. И.

                                                 с. Михайловка

                                                              2014г

                                               

1.Пояснительная записка.

Программа  внеурочной деятельности общекультурного направления  « Радуга » разработана для внеурочных занятий с обучающимися 3 класса, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному назначению учебно-познавательная. Программ составлена на основе типовых программ по декоративно- прикладному и изобразительному искусству. Является модифицированной.

Методологической основой курса является системно- деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

■ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

■ формировать прикладные умения и навыки;

■ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

■ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования   и   моделирования   изделий,   навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

■ творческого отношения к учению, труду, жизни;

■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

■ бережного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-  интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

-   формирование информационной грамотности современного школьника;

-  развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

2.  Содержание программы

  1. Продолжается знакомство детей с видами и жанрами изобразительного искусства, законами композиции, цветоведением, дается понятие образа через создание характерных сказочных персонажей.

Происходит знакомство с видом изобразительного искусства –графикой. Дается понятие, как разные по характеру линии влияют на рисунок в целом. Рассматриваются способы начертания линий, дается представление о ритме, характере линий и пятен, композиции.

Даются  следующие  понятия:

 -цветоведения, происходит знакомство с основными и составными цветами, отрабатываются навыки смешивания цветов для получения новых оттенков;

- стилизации, ее роль в декоративном рисовании, в частности, в орнаменте;

-понятие жанров и видов изобразительного искусства, продолжается знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства;

-происходит знакомство с изображением человека в картине;

-дается понятие жанровой композиции, в том числе и многофигурной;

В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.

3. Планируемые результаты  освоения программы.

      Личностные        результаты       освоения     программы по изобразительному искусству:  

       1) формирование       понятия     и   представления       о   национальной  

культуре,    о  вкладе    русского   народа    в  культурное     и   художественное  

наследие мира;  

       2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам  

разных народов ;

       3) развитие     творческого       потенциала       ребенка,     активизация  

воображения и фантазии;  

        4) развитие     этических      чувств     и    эстетических      потребностей,  

эмоционально-чувственного  восприятия  окружающего  мира  природы  и  

произведений   искусства;        пробуждение   и   обогащение   чувств   ребенка,  

сенсорных способностей детей;  

       5) воспитание      интереса      детей    к   самостоятельной        творческой  

деятельности,  развитие   навыков   сотрудничества  в  художественной деятельности.  

         

       Метапредметные  результаты    освоения  программы по изобразительному искусству:  

      1)   освоение    способов     решения      проблем     поискового      характера;  

развитие   творческого  потенциала  личности,  способности  оригинально  мыслить  и  самостоятельно  решать  творческие задачи;  

      2)   развитие      визуально-образного  мышления,  способности  

откликаться   на   происходящее    в   мире,  в   ближайшем  окружении.

3)развитие  сознательного  подхода  к  восприятию  эстетического  в  

действительности   и   искусстве,  а   также   к   собственной   творческой  

деятельности;  

     4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  

и  переносить  информацию  с  одного  вида  художественной  деятельности  

на   другой     (с   одного    искусства     на   другое);    формировать  умение  

накапливать   знания   и   развивать   представления   об   искусстве   и   его  

истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.    

      5)   развитие интереса к искусству разных стран и народов;  

      6)   понимание  связи  народного  искусства  с  окружающей  природой,  

климатом,  ландшафтом,   традициями   и  особенностями  региона.

7)освоение  выразительных  особенностей  языка  разных  искусств;  

развитие интереса к различным видам искусства;  

 8) воспитание нравственных  и  эстетических   чувств;  любви  к  родной

  природе, своему народу, к многонациональной культуре;  

       

        Предметные         результаты   освоения   программы  должны отражать:  

      1)   формирование  устойчивого интереса  к  изобразительному  творчеству;  способность  воспринимать,  понимать,  переживать  и  ценить  

произведения изобразительного и других видов искусства;  

      2)   индивидуальное   чувство  формы  и  цвета   в  изобразительном  

искусстве,   сознательное   использование   цвета   и   формы   в   творческих  

работах;  

      3)   развитость  коммуникативного   и   художественно-образного  

мышления детей ;

      4)   проявление  эмоциональной  отзывчивости,  развитие  фантазии  и  

воображения детей;  

      5)   использование  в  собственных творческих   работах  цветовых  

фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;  

      6)   умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  

отношение    к  художественному   произведению;  

       7)   нравственные,  эстетические,  этические,  общечеловеческие культурологические,  духовные   аспекты   воспитания  на занятиях  

изобразительного искусства.  

                                                             

 Результатом практической деятельности по программе «Радуга » можно считать  следующее:  создание каждым ребёнком своего оригинального продукта,  его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к  обучению  в  специальных профессиональных учебных заведениях.

          Формой контроля   на занятиях в изостудии  является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

                                             

 5.Список литературы.

1. Литература для обучающихся.

  1. Изобразительное искусство 5-8 класс в 4 томах. // Титул. Обнинск, 1996 г.
  2. Комарова Т.С. Рисование. //АСТ. М., 1998 г.
  3. Рисуем 50… . Серия книг. Попурри. Минск. 2000 г.
  4. Учимся рисовать. Серия книг. Харвест. Минск, 2003 г.
  5. Энциклопедия для детей. Искусство. // Аванта+, 1998 г.
  6. Энциклопедический словарь юного художника. // Педагогика, 1983г.
  7. Юному художнику. Книга для чтения. //Изд. Академии художеств, 1962 г.

                            2. Литература для учителя.

1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития. //Внешкольник. М., 1997 г. №9.

    2.  Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5-  8 кл. Изд.              «Титул», 1996г.

  3.  Сокольникова Н.М. Основы живописи. 5-8 кл. Изд. «Титул», 1996г.

  4.  Сокольникова Н.М.  Основы рисунка. 5-8 кл. Изд. «Титул», 1996г.

 5.   Сокольникова Н.М.  Основы композиции. 5-8 кл. Изд. «Титул»,  1996г.

6.   Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В.Компанцева,

      Русское искусство.1(5)2005г.

 7. Художественная галерея. 1-62 выпуск.

      8.  Книги: Мир Леонардо.

                        Кустодиев.

                   Третьяковская галерея.

     9.  Энциклопедический словарь юного художника, «Педагогика»,   Москва,                       1983г.

 

3. Материально- технические средства:

 Компьютерная техника, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"

Планирование для 2 класса внеурочной деятельности. Социальное направление....

Рабочая программа внеурочная деятельность "Книжная радуга"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Книжная радуга" для 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Радуга творчества»

Программа направлена на  культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы

Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая....

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИЗО студия - Радуга".

Рабочая программа кружка ИЗО для начальной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...