Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"
    рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

    Батина Надежда Александровна
    Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Екимовичская средняя  школа»

    Рославльского района Смоленской области

    ПРОГРАММА кружка

     художественно-эстетического  направления

    «Оригами»

    для обучающихся 1 класса

    2015-2016 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

    Данная программа «Оригами» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю) Апробирование развивающей программы для младших школьников «Уроки оригами в начальной школе» выявило ее достаточную эффективность и  актуальность для педагогической практики.

    Данная  программа   разработана  с  учётом  образовательных  потребностей  и  запросов участников образовательного  процесса, а именно:

        - доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса;

        - создание  условий  для  организации  инновационной  деятельности  в  образовательном учреждении;  

        - создание  условий  для  активного  использования  ИКТ  и  цифровых  образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного  процесса.

        - осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся.

    Данная  программа  определяет  содержание  и  организацию  образовательного  процесса  на  ступени начального  общего  образования  и  направлена  на  формирование общей  культуры  обучающихся,  на  их  духовно нравственное,  социальное,  личностное  и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,  обеспечивающей  социальную  успешность,  развитие  творческих способностей, саморазвитие  и  самосовершенствование,  сохранение  и  укрепление здоровья.

    Нормативная база

    • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Ф3 от 29.12.2012 «273-Ф3»;
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09 № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785;
    • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

    Программа  по внеурочной деятельности  «Оригами» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению школьников и учащихся основам искусства оригами.

    Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Педагогическая целесообразность данного курса в том, что  он способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, способствует раннему самоопределению, даёт возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

    Программа составлена по программе годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.)   Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Программа использует  инсценировки сказок, басен,  проведение игр и соревнований  игр и соревнований.

    Программа включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей.  Также во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую записи звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

    Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей  развитие мелкой моторики,  глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

    Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа.

    Цель программы

    Создать условия для формирования всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников и повышение эффективности их обучения в средней школе.

    Задачи программы

    Обучающие

    1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
    2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
    3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
    4. Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие

    1. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
    2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
    3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    Воспитательные

           1.  Воспитание интереса к искусству оригами.

           2.  Расширение коммуникативных способностей детей.

           3.  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

    Ценностные ориентиры курса

    В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль образовательных  учреждений определяющих фактор развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

    Согласно Концепции модернизации  образования детей Российской Федерации образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».

    Программа внеурочной деятельности  «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Значение оригами для развития ребенка

    • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
    • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
    • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
    • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
    • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
    • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
    • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
    • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
    • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
    • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Формы и методы обучения

    В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы.

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
    • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
    • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
    • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
    • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
    • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

    • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
    • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
    • групповой – организация работы в группах.
    • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

    Описание курса в учебном плане

    Общекультурное  направление по внеурочной деятельности в первом классе  представлено кружком «Оригами». По учебному плану общеобразовательного учреждения на этот кружок выделяется 1 час в неделю, в соответствии, с чем и составлена рабочая программа для 1 класса, рассчитанная на 33 часа в год.

    Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15-20 человек.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

    В сфере личностных универсальных учебных действий (УУД)  у  обучающихся будут сформированы:

                - положительное отношение к учению;

    - желание приобретать новые знания;

    - способность оценивать свои действия;

    В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

    - соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

    - соблюдать правила организации рабочего места.

    - соблюдать правила бережного использования бумаги.

    - эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

    - анализировать информацию, полученную из разных источников.

    - научатся различным приемам работы с бумагой.

    - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

                - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;            

                  создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

                - будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

    В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - работать по плану;

    - адекватно оценивать свои достижения.

    В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

    - вести диалог с учителем и одноклассниками;

    - задавать вопросы;

    - слушать и отвечать на вопросы других;

    - высказывать свою точку зрения;

    - работать в парах и рабочих группах.


    Формы подведения итогов реализации

    дополнительной образовательной программы

    • Составление альбома лучших работ.

    • Проведение выставок работ учащихся:

    – в классе,

    – в школе,

    • Участие в  школьных, городских и областных конкурсах.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1 класс (33 часа)

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    теория

    практика

    всего

    1.

    Беседа по охране труда.

    Знакомство с оригами

    1

    1

    Знакомство  с  видами  бумаги  и её основными  свойствами, с инструментами для   обработки.  

    Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом.          

    Познавательные                                        

     - формулирование познавательной цели;

    Личностные

    - мотивация учения;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение выражать свои мысли  полно и точно;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - волевая саморегуляция;

    2.

    Квадрат – основная форма оригами

    0,5

    0,5

    1

    Знакомство с понятием «базовые формы».

     Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).  Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

    Познавательные

    - знаково-символические;

    - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение выражать свои мысли  полно и точно;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - волевая саморегуляция;

    Личностные

    - самоопределение;

    3.

    Базовая форма:

    «Треугольник»  

    0,5

    4,5

    5

    Стаканчик.

    Лисёнок и собачка.

    Яхта и пароход.

    Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

    Познавательные

    - поиск и выделение информации;

    - знаково-символические

    - моделирование

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение точно выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - планирование и прогнозирование;

    - контроль;

    - коррекция;

    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание;

    - смыслообразование;

    4.

    Базовая форма:

    «Воздушный змей»

    0,5

    4,5

    5

    Сова.

    Кролик и щенок.

    Курочка и петушок.

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    5.

    Базовая форма:

    «Двойной треугольник»

    0,5

    2,5

    3

    Рыбка и бабочка.

    Головастик и жук.

    Лилия.

    6.

    Базовая форма:

    «Двойной квадрат»

    0,5

    2,5

    3

    Жаба.

    Яхта.

    Композиция «Островок в пруду».

    7.

    Базовая форма «Конверт»

    0,5

    2,5

    3

    Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

    8.

    Цветы к празднику             8 Марта

    3

    3

    8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

    Познавательные

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    - поиск и выделение информации;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение точно выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - планирование и прогнозирование;

    - контроль;

    - коррекция;

    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание

    9.

    Летние композиции

    4

    4

    Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах. Складывание цветов, деревьев.

    Композиция «Лесная поляна»

    10.

    Впереди – лето!

    2

    2

    Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

    Познавательные

    - формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - оценка действий партнера;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - прогнозирование;

    - контроль и коррекция;

    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание

    11.

    Итоговые занятия

    Оформление выставочных работ

    3

    3

    Подведение  итогов  работы  за  год.

    Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

    Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года. Проведение  конкурса «Самые  умелые  руки». Вручение  грамот, призов.

    Познавательные

    - формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - оценка;

    Личностные

    - самоопределение;

    Итого:

    4

    29

    33

    УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

    Технические средства обучения

    Учебно-практическое

    и учебно-лабораторное

    оборудование

    Учебно-дидактические  материалы

    - классная доска;

    - магнитная доска - экран;

    - оборудование места учителя: персональный компьютер

    -  простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик, ножницы, клей;

    - материалы: бумага (писчая), цветная бумага.

    - Афонькина, Е. Ю.,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.

    - Афонькина, Е. Ю.,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги [Текст]   /   Е.Ю. --Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

    - Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999.

    - Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2006

    - Схемы оригами. http://www.origama.ru/

    - Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Дата по плану

    по факту

    1.

    Беседа по охране труда. Знакомство с оригами

    1

    01.09 –

    05.09

    2.

    Квадрат – основная форма оригами

    1

    08.09 –

    12.09

    3.

    Базовая форма «Треугольник». Стаканчик.

    1

    15.09 –

    19.09

    4.

    Базовая форма «Треугольник». Лисёнок и собачка.

    1

    22.09 –

    26.09

    5.

    Базовая форма «Треугольник». Яхта и пароход.

    1

    29.09 –

    03.10

    6.

    Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

    1

    06.10 –

    10.10

    7.

    Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

    1

    13.10 –

    17.10

    8.

    Базовая форма «Воздушный змей». Сова.

    1

    20.10 –

    24.10

    9.

    Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок.

    1

    27.10 –

    31.10

    10.

    Базовая форма «Воздушный змей».

    Курочка и петушок.

    1

    10.11 –

    14.11

    11.

    Базовая форма «Воздушный змей».

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    1

    17.11 –

    21.11

    12.

    Базовая форма «Воздушный змей».

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    1

    24.11 –

    28.11

    13.

    Базовая форма «Двойной треугольник». Лилия.

    1

    01.12 –

    05.12

    14.

    Базовая форма «Двойной треугольник».

    Рыбка и бабочка.

    1

    08.12 –

    12.12

    15.

    Базовая форма «Двойной треугольник».

    Головастик и жук.

    1

    15.12 –

    19.12

    16.

    Базовая форма «Двойной квадрат». Жаба.

    1

    22.12 –

    26.12

    17.

    Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта.

    1

    12.01 –

    16.01

    18.

    Базовая форма «Двойной квадрат».

    Композиция «Островок в пруду».

    1

    19.01 –

    23.01

    19.

    Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка.

    1

    26.01 –

    30.01

    20.

    Базовая форма «Конверт». Композиция «В море».

    1

    02.02 –

    06.02

    21.

    Базовая форма «Конверт». Композиция «В море».

    1

    16.02 –

    20.02

    22.

    Цветы к празднику  8 Марта.

    1

    23.02 –

    27.02

    23.

    Цветы к празднику  8 Марта.

    1

    02.03 –

    06.03

    24.

    Цветы к празднику  8 Марта.

    1

    09.03 –

    13.03

    25.

    Летние композиции. Цветочные композиции.

    1

    16.03 –

    20.03

    26.

    Летние композиции. Цветочные композиции.

    1

    30.03 –

    03.04

    27.

    Летние композиции. Композиция «Лесная поляна».

    1

    06.04 –

    10.04

    28.

    Летние композиции. Композиция «Лесная поляна».

    1

    13.04 –

    17.04

    29.

    Впереди – лето! Парусный кораблик.

    1

    20.04 –

    24.04

    30.

    Впереди – лето! Соревнования «Гонки на столе».

    1

    27.04 –

    01.05

    31.

    Итоговые занятия.

    Оформление выставочных работ.

    3

    04.05 –

    22.05

    Итого:

    33


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"

    Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»

    Программа для внеурочной  деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.

    Согласно новому ФГОС ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мы - читатели"

    Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Цель: формирование читательс...