Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Нелюбина Наталья Константиновна

В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Хочу хорошо учиться" составлена на основе образовательного проекта "Способный ребенок" авторы  Е. В. Арасланова, О. Г. Селиванова. Курс рассчитан на 4 года обучения. Данная программа составлена для 1 класса.

Отличительными особенностями данной программы являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности, воспитательного результата положены методики, предложенные, Холодовой О.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Мураши Кировской области

Утверждаю:

Директор

МОКУ СОШ №2 г. Мураши

Кировской области

_______________

                                                                                                                               Приказ № ___от_______

Рабочая программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Хочу хорошо учиться»

для обучающихся 1 класса

        Автор-составитель:

Нелюбина Н. К.,

 учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

         

Мураши, 2013

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 27.06.10
  2. Концепция ФГОС
  3. Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Мураши Кировской области.
  4. Программа воспитания и социализации обучения начального образования 2009г.
  5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 №30-51-433/16)
  6. Методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных образовательных программ (Приказ Минобрнауки от 18.06.2003 №28-02-484/16)

1. Направленность программы

Специальный курс «Хочу хорошо учиться: развивающие игры и упражнения». Развитие познавательных способностей (РПС) направлена на создание положительной мотивации, на формирование положительного интереса к предметам и к знаниям, на развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.

2. Цель курса

развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности.

3. Задачи курса

  1. изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);
  2. изучение и анализ направленности интересов учащихся;
  3. взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся;
  4. выявление уровня воспитанности детского коллектива;
  5. формирование траектории развития личности учащихся;
  6. нахождение путей представления детских творческих достижений.

4. Содержание курса

   Методы и приемы  организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

    Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснения причин допущенных ошибок, обсуждение различных способов поиска и выполнения того или иного задания. На задания по РТС в 1 классе отводится в I полугодии 35 минут, а во II полугодии 40 – 45 минут.

5.Преимущества курса

Исходя из современных требований программы, начальное обучение ставит цель не на формирование знаний, умений и навыков, а на развитие познавательных интересов, на формирование стремления ребенка к размышлению и поиску, поэтому возникла ввести в учебный процесс курс Е. В. Араслановой, О. Г. Селивановой «Способный ребенок». Данный курс вызывает у детей уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижает тревожность и необоснованное беспокойство, что так важно на первой ступени обучения.

При организации работы по данному курсу ценность имеют такие ориентиры:

отношение к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учёбе);

отношение к физическому труду (инициативность и творчество в труде; самостоятельность в труде);

отношение к людям ( дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, взрослыми, сверстниками);

отношение к себе (развитая добрая воля; самоуважение; соблюдения правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);

6.Особенность курса.

В данный курс включены занятия неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младшего школьника. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.

7. Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2011 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности, воспитательного результата положены методики, предложенные, Холодовой О.А.

8.  Организация достижения целей:

  • целенаправленная внеурочная и внешкольная деятельность,
  • связь с социосредой (родителями, культурой и природой)

9. Формы реализации курса

  • Игры
  • Тренинги
  • Игры – тренировки
  • Выставки творческих работ

10. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

11.  Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

12.  Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения курса

1класс

Личностными результатами изучения курса «Хочу хорошо учиться»   в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса  «Хочу хорошо учиться»  в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Хочу хорошо учиться»    в 1-м классе являются формирование следующих умений:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть основные особенности каждого времени года,
  • сравнивать  объекты на основе внешних признаков или характерных свойств,
  • использовать наблюдения за растениями и животными в рассказах,
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • уважительно относиться
  • оценивать правильность поведения людей в природе; быту  (правила общения, уличного движения).

  1. Предполагаемые результаты изучения программы:
  • Уметь задавать вопросы
  • Уметь высказывать свое мнение на основе осмысления различного опыта, идей, рассуждений
  • Уметь аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других
  • Быть способным участвовать в совместном принятии решений
  • Уметь выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
  • Уметь сотрудничать и работать в группе

14. .Учебный план

1 час в неделю – 33 часа в год.

15. . Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Дата

1

Диагностика особенностей развития памяти, внимания

2

Диагностика особенностей развития внимания

3

Диагностика особенностей развития восприятия и воображения

4

Изучение творческого мышления

5-6

Игры на развитие внимания

7-8

Игры на развитие памяти

9-10

Игры на развитие пространственного мышления

11-12

Игры на развитие восприятия и наблюдательности

13

Выделение признаков и объектов

14-15

Выделение существенных признаков объектов

16

Учимся ориентироваться в пространстве

17

Развиваем наблюдательность

18-19

Выделяем признаки объектов

20

Даем характеристики предмета

21

Узнавание предмета по заданным признакам

22

Выделение общих признаков групп объектов

23-24

Деление объектов на группы по заданному основанию

25

Словесная характеристика группы объектов

26-27

Понятие сравнения. Виды сравнения

28-29

Нахождение причинно – следственных связей

30

Нахождение закономерности в числах и фигурах

31

Нахождение закономерности в буквах и словах

32-33

Решение логических задач

16.Методическое обеспечение

  • О. Холодова «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей» в 2 частях М., Росткнига, 2013
  • Е. В. Арасланова, О. Г. Селиванова «Коммуникативно – личностное развитие младших школьников. Теоретический аспект» Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2010
  • Е. В. Арасланова, О. Г. Селиванова  «Особенности содержания и методики преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1 классе» методические рекомендации. Киров, 2009
  • Е. В. Арасланова, О. Г. Селиванова «Хочу хорошо учиться: развивающие игры и упражнения» тетрадь для ученика, Киров, 2010
  • Компьютер
  • Проектор
  • Ресурсы Интернет

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/prezentatsiya-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei

http://festival.1september.ru/articles/626041/

http://text.tr200.biz/referat_pedagogika/?referat=251874&page=1

17. Используемая литература

  • Н. Ф Виноградова «Как реализовать личностно – ориентированное образование в начальной школе?» ж. «Начальная школа» №9 2010г.
  • Ю. Г. Тамерг «Развитие творческого мышления ребенка» СПб Речь, 2011г.
  • Е. В. Арасланова, О. Г. Селиванова «Коммуникативно – личностное развитие младших школьников. Теоретический аспект» Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2010
  • Е. В. Арасланова, О. Г. Селиванова  «Особенности содержания и методики преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1 классе» методические рекомендации. Киров, 2009
  • Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 2008
  • Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 2010