Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Михайлишина Светлана Анатольевна
    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содержание:

    Пояснительная записка ………………………………………………………………….. 3

    Содержание программы………………………………………………………………….. 9

    Календарно-тематическое планирование………………………………………………. 10

    Список литературы    …................ …………………………………………………. …....15


    Пояснительная записка

    Интеллект человека определяется

    не суммой накопленных знаний,

    а высоким уровнем логического мышления.

    А.З.Зак

    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

    Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

    На помощь приходит внеурочная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.

            В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью  обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.

    В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

            Программа предназначена для работы с детьми вторых классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

    • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
    • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
    • Развивать образное мышление;
    • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
    • Развивать творческие способности;
    • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
    • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

    Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

    Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю,   68 часов в год.

    Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня по 25 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 8 - 9 лет.

    Основные формы работы на занятии: ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит  из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах,  научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы и района.

    Виды внеурочной деятельности:

    • игровая деятельность;
    • познавательная деятельность;
    • проблемно-ценностное общение;
    • художественное творчество;
    • трудовая  деятельность.

    Методы и средства внеурочной деятельности:

    • беседа с учащимися;
    • упражнения;
    • поручения;
    • составление плана.

    Система занятий по программе «Путь к успеху» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

    Познавательный аспект

    • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
    • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

    Развивающий аспект

    • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
    • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

    Воспитывающий аспект

    • воспитание межличностных отношений.

    Связь содержания программы с учебными предметами: разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, математикой).

    Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

    Уровни развития

    Уровни результата воспитания

    Показатели воспитанности и развития

    Зона актуального развития

    Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

    1  уровень результата

    Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

    Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

    2 уровень результата

    Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

    Зона ближайшего развития

    Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

    3 уровень результата 

    Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в  социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

    Эффекты общеинтеллектуальной деятельности:

    Эффект первого уровня  - формирование интеллектуальной компетентности, составляющей основу умения учиться.

    Эффект второго уровня – формирование ценностно – смысловых установок обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции процессов обучения.

    Эффект третьего уровня – формирование общеинтеллектуальной компетентности, отражающей готовность к познавательной деятельности любого типа, причем сама такая деятельность связана и с социальной направленностью личности.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы

    внеурочной деятельности

    Личностными результатами изучения данного курса являются:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

    преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;
    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

    мышления.

    Метапредметные результаты

    • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
    • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
    • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

    работы с числовыми головоломками.

    • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными

    правилами.

    • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

    вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

    • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
    • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
    • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
    • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Предметные результаты

    • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и

    вопрос, данные и искомые числа (величины).

    • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
    • Моделировать ситуацию.
    • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
    • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
    • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
    • Воспроизводить способ решения.
    • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
    • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
    • Оценивать предъявленное готовое решение.
    • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
    • Конструировать несложные задачи.
    • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
    • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

    соответствии с заданным контуром конструкции.

    • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов

    (проволока, пластилин и др.) и из развёрток

    Содержание программы

    «Путь к успеху»

    Предмет

    Содержание

    учебной дисциплины

    Содержание программы

    «Путь к успеху»

    Литературное чтение

     Устное народное творчество.

    Русские народные сказки.

    Произведения К.Чуковского.

    Литературная викторина.

    Игра по стихотворению Чуковского «Так бывает или нет?»

    Окружающий мир

    Организм человека.

    Животные.

    Игрушки.

    Сезонные изменения в природе.

    Овощи и фрукты.

    Что сначала, что потом.

    Строение растений.

    Личная гигиена.

    Строение тела человека.

    Сезонные изменения в жизни животных.

    Названия игрушек, строение, разборка, сложение.

    Разложи картинки по порядку.

    Корешки и вершки.

    Игра «Мойдодыр»

    Математика

    Геометрические фигуры.

    Логические задачи.

    Логический ряд.

    Объединение по цвету, форме, размеру, по какому – либо признаку

    Продолжи логический ряд.

    Дорисуй недостающий предмет.

    Русский язык

    Назови одним словом.  Написание слов.

    Слова близкие по значению.

    Составление предложений.

    Вспомнить общее название предметов одной группы.

    Замени близким по значению словом.

    Игра «Лишнее слово».

    Календарно-тематическое планирование

    2 класс (68 часов; 2 часа в неделю)

    Перечень разделов и тем

    Содержание

    Кол-во часов

    Теорет-х

    занятий

    Прак-х

    занятий

    1-2.

    Вводное занятие. Тест способностей.

    Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

    2

    1

    1

    2-3.

    Литературная викторина.

    Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено литературным произведениям. Назвать авторов, объяснить название произведения и др.

    2

    2

    +

    4.

    Сказка.

    По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

    1

    0,5

    0,5

    5.

    В мире слов.

    Найти общее определение, скажи по-другому, с каким предметом ассоциируется, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок.

    1

    0,5

    0,5

    6.

    Растения.

    Найди логическую связь и скажи одним словом. Объясни название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение.

    1

    1

    +

    7-8.

    Овощи. Фрукты. Ягоды.

    Закончи рифму. Объедини слова в пары, объясни выбор. По признакам назови предмет. Творческая работа: опиши предмет.

    2

    1

    1

    9.

    Логические задачи.

    Упражнения на развитие логической связи и мышления. Компьютерные игры.

    1

    0,5

    0,5

    10.

    Явления природы.

    Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку.

    1

    0,5

    0,5

    11.

    Животный мир.

    Назови одним словом группу предметов. Раздели по признаку. Кто где живет. Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего.

    1

    0,5

    0,5

    12.

    Домашние животные.

    Упражнения на развитие логического мышления. Слуховая зарядка. Творческая работа: разгадывание загадок.

    1

    0,5

    0,5

    13.

    Птицы.

    Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц.

    1

    0,5

    0,5

    14.

    Урок творчества.

    Проектная работа: составление игр.

    1

    +

    1

    15.

    Человек и его дело.

    Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. Произведения о профессиях. Найдите связь между словами.

    1

    +

    1

    16.

    Семья.

    Решение простых логических задач. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа совместно с родителями: моя семья

    1

    +

    1

    17.

    Мир предметов и вещей.

    Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами.

    1

    1

    +

    18.

    Участие Международной олимпиаде «ЭМУ»

    Применение знаний по всем предметам.

    1

    1

    +

    19.

    Вещи вокруг нас.

    Назови одним словом. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации.

    1

    0,5

    0,5

    20

    Конкурс эрудитов.

    1

    1

    21.

    Игра. Спорт.

    Кто есть кто? Подбери пару. Практическая работа: разучивание новых игр.

    1

    0,5

    0,5

    22.

    Транспорт.

    По какому признаку объединили? Развитие образного мышления: на что похож предмет? Творческая работа: продолжи рифму.

    1

    0,5

    0,5

    23.

    Родной край.

    Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе.

    1

    1

    +

    24.

    Урок творчества.

    Составление разных лабиринтов.

    1

    +

    1

    25.

    Человек и его поступки.

    Развитие речи. Скажи наоборот. Решение логических задач.

    1

    +

    1

    26.

    Разноцветный мир.

    Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы.

    1

    0,5

    0,5

    27.

    Ориентировка во времени.

    Развитие временного мышления. Назови одним словом. Практическая работа: решение ребусов, логических задач.

    1

    0,5

    0,5

    28.

    Форма. Направления.

    Развитие мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Назови противоположные по смыслу слова.  Развитие образного мышления. На что похоже.

    1

    +

    1

    29.

    Количество и счет. Величина.

    Развитие внимания и памяти. Математические задачки. Компьютерные игры.

    1

    0,5

    0,5

    30.

    Отовсюду обо всем.

    Практическая работа: решение проблемных ситуаций. Отвечай быстро.

    1

    0,5

    0,5

    31.

    Буквы.

    Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус.

    1

    0,5

    0,5

    32.

    Школа.

    Продолжи закономерность. Расшифруй.

    1

    +

    1

    33.

    Логические задачи.

    Решение логических задач.

    1

    +

    1

    34-37.

    Матрицы Равена

    Развивать умение последовательного рассуждения.

    4

    +

    4

    38.

    Командные игры

    Групповая работа с матрицами. Коллективное принятие решения.

    1

    +

    1

    39-43.

    Зрительно-пространственные тесты

    Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

    5

    +

    5

    44.

    Участие в Международной олимпиаде «ЭМУ»

    Применение знаний по всем предметам.

    1

    1

    45-46.

    Составление матриц

    Творческое задание. Каждый ребенок составляет собственную графическую матрицу.

    2

    +

    2

    47-51.

    Словесные тесты.

    Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.

    5

    +

    4

    52.

    Цепочки.

    Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д.

    1

    0,5

    0,5

    53.

    Участие в Международной олимпиаде «ЭМУ»

    Применение знаний по всем предметам.

    1

    1

    54-55.

    Анаграммы.

    Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

    2

    +

    2

    56-57.

    Числовые тесты

    Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.

    2

    +

    2

    58

    Конкурс эрудитов

    1

    1

    59-60.

    Числовые ребусы.

    Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

    2

    1

    1

    61.

    Триады.

    Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку.

    1

    0,5

    0,5

    62-65.

    Логические задачи

    Решение логических задач, задач на смекалку.

    4

    +

    4

    66-67

    Выпуск стенгазеты.

    Самостоятельная работа.

    1

    1

    68.

    Итоговое занятие. Тест достижений.

    Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?

    1

    1

    +

    Список литературы

    1. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
    2. Молчанов Л.П. «Головоломки», Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1990 .
    3. Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва, «Просвещение», 1975 .
    4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
    5. Кардемский Б.А. «Математическая смекалка. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва, 1959 .
    6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
      8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
    7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
    8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
    9. Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000
    10. Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002
    11. Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004
    12. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. Москва «Владос» 1999
    13. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для учителей. Яроялавль, 1998
    14. Рудик Г.А. Развивающая педагогика. Ижевск,1997
    15. Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001
    16. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник»

    Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способнос...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса

    В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»

    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Учусь создавать проект» 1-4 классы

    Рабочая программа по дополнительному образованию, подпрограмма – курс «Учусь создавать проект»  составлена на основе ФГОС НОО, примерной  основной образовательной программы, базисного учебно...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов...