Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги к успешности"
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги к успешности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vud_shagi_k_uspeshnosti_4_v_kl.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКУ Управление образования Муниципального образования
 Макаровский городской округ г. Макарова Сахалинской области

МАОУ «СОШ г. Макарова»

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

________________________

Приказ №     -ОД

от 15.08.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ID 9165652)

"Шаги к успешности"

для обучающихся 4 классов

г. Макаров

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников «Шаги к успешности» О.М. Алендеевой.

Курс  введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Реализация возможностей развития познавательных процессов и формирования универсальных учебных действий у младших школьников обеспечивается апробированной системой занятий, логикой развёртывания содержания, его структурой, целенаправленностью разработанных заданий, ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

  В данной программе особое внимание уделяется на развитие у школьников познавательных процессов, логических операций и логических форм мышления, формирование  УУД. Умение использовать полученную информацию, активно перерабатывать в уме, используя приемы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и полноценно усвоить учебный материал.

    Включение в программу специально разработанных заданий и упражнений, выстроенных в цельную систему, предоставляет благоприятные возможности для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагаемая методика и технология проведения занятий позволяет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящего, реально оценивающего свои действия человека, который бы мог анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, логично рассуждать, делать выводы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

   Для успешного обучения ребёнка в школе, для обеспечения полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов и обучению детей навыкам основных мыслительных операций: научить анализировать, сравнивать, обобщать рассуждать, находить аналогии, делать выводы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Цель программы: развитие у учащихся познавательных процессов, логических операций мышления и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».

Задачи:

- создание условий для формирования у детей положительной мотивации к познавательной деятельности;

- создание условий для раскрытия и проявления творческих возможностей учащихся;

- развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь;

- развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- дать учащимся возможность познать свои сильные и слабые стороны;

- формирование УУД

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

   Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Количество часов в неделю – 2ч.

Количество часов в год – 68 ч.

   

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы проведения

  1. Индивидуальная и групповая работа
  2. Работа в парах
  3. Групповое обсуждение

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие восприятия.

Восприятие размера, формы и контура предметов. Восприятие пространства, движения. Времени. Осмысленность восприятия. Зрительный анализ.

Развитие пространственного и творческого воображения.

Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие умения мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

Развитие комбинаторных способностей, пространственного мышления.

Воссоздание фигур по контурным образцам. Развитие умения анализировать форму плоскостной фигуры по её контурному изображению. Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Развитие объёмно-пространственного мышления.

Развитие сенсорных способностей, восприятия объёмных геометрических фигур. Развитие глазомера.

Развитие внимания.

Устойчивость внимания. Избирательность внимания. Концентрация внимания. Переключение внимания. Распределение и объём внимания. Распределение внимания во внутреннем плане.

Развитие памяти.

Запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Долговременная, кратковременная и оперативная. Смысловая память. Приёмы логического запоминания.

Развитие логических операций мышления «Анализ и синтез».

Объект. Свойства объекта. Существенные признаки объекта. Компоненты объекта. Пространственные и временные отношения. Причинно-следственные отношения.

Развитие логической операции мышления «Сравнение».

Сравнение объектов. Сравнение объектов с разных точек зрения. Сходство и различие.

Сравнение. Сравнение по аналогии.

Развитие логической операции мышления «Обобщение».

Более общее и более частное понятие. Развитие операций логического мышления. Развитие умения определять общие существенные признаки двух или более объектов.

Развитие логической операции мышления «Классификация».

Правила классификации. Развитие операций логического мышления. Развитие умения осуществлять классификацию.

Развитие логической операции мышления. Определение закономерностей.

Развитие умения находить закономерность числового ряда. Обобщать и делать выводы. Развитие способности анализировать простые закономерности.

Развитие логической операции мышления. Доказательство и опровержение.

Развитие умения различать компоненты доказательства: тезис, аргументы и форму доказательства. Истинные и ложные высказывания. Развитие умения строить умозаключения от частного к общему от общего к частному. Развитие умения осуществлять опровержение.

Развитие речи и умения работать с информацией.

Развитие речи. Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации, определять учебную задачу. Обогащение словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного.

Задачи поискового характера.

Решение нестандартных задач, решение логических задач. Задания с лишними или недостающими данными. Задания с нетрадиционно поставленными вопросами.

Коллективные игры «Вместе весело играть».

В содержание каждого занятия включены игры, способствующие созданию положительного эмоционального фона, повышению уверенности в себе, сплочению детского коллектива. Коллективные игры направлены на развитие восприятия, произвольного внимания,

памяти, мышления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   Систематическое проведение занятий в 4 классе по программе содействует формированию

ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

-формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;

-развитию любознательности;

-развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;

-целостному восприятию окружающего мира;

-формированию адекватной позитивной самооценки;

-формированию мотивов достижения;

-формированию рефлексивной самооценки;

-формированию мотивов достижения.

В результате специально организованной деятельности дети учатся:

-анализировать и оценивать своё эмоциональное состояние;

-понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;

-понимать чувства других людей;

-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:

Познавательные УУД:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-проводить сравнение по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-делать выводы в результате совместной и индивидуальной работы;

-извлекать необходимую информацию из заданий.

Коммуникативные УУД:

-высказывать и аргументировать своё предположение;

-с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

-слушать своих сверстников, убеждать и уступать;

-принимать решения и помогать друг другу;

-учитывать разные мнения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

-высказывать собственное мнение;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.

Регулятивные УУД:

-прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

-оценивать правильность выполнения собственных действий;

-оценивать правильность выполнения действий другого;

-контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами

своего труда;

-развивать способность к рефлексии;

-принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Разработанные задания способствуют развитию познавательных процессов:

-развитию внимания;

-развитию различных видов памяти;

-формированию и развитию мышления;

-развитию творческого мышления;

-развитию скорости протекания мыслительных процессов;

-развитию внутреннего плана действий.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Логические операции мышления: анализ и синтез

20

Объект. Свойство объекта. Существенные признаки объекта. Пространственные и временные отношения. Причинно-следственные отношения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие умения определять объект анализа и синтеза. Определение свойств объекта. Выделение существенных признаков изучаемого объекта. Определение пространственных и временных отношений компонентов объекта. Определение причинно-следственных отношений.    

Определять объекты по описанию, анализировать их. Выполнять мыслительные операции при решении пространственных задач. Определять отношения в паре, находить «аналогии». Решать задачи на развитие объемно-пространственного мышления, математические головоломки. Выполнять упражнения, позволяющие увеличить скорость мышления

https://shagiyspeshnosti.ru/

2

Логические операции мышления: абстракция и сравнение

14

Сравнение объектов. Развитие умения определять объекты сравнения. Развитие умения определять аспект сравнения объектов: устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов. Развитие умения выполнять сравнение: устанавливать либо только сходство, либо только различие. Развитие умения выполнять сравнение по аналогии, т.е из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

Сравнивать числа, предложения, различные объекты, определять их сходства и различия. Составлять развертки объемных фигур по их наглядным изображениям. Выделять существенные признаки объектов. Находить ассоциации, строить ассоциативные связи между объектами.

https://shagiyspeshnosti.ru/

3

Логические операции мышления: обобщение и конкретизация

4

Развитие умения осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух или более объектов и фиксировать их в форме понятия и суждения. Развитие умения осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов.

Осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщение. Решать математические головоломки.

https://shagiyspeshnosti.ru/

4

Логические операции мышления: классификация и систематизация

4

Правила классификации. Развитие умения осуществлять классификацию, т.е. делить род(класс) на виды (подкласс) на основе установления признаков объектов, составляющих род. Развитие умения определять основание для классификации рода, т.е. отличительный признак, по которому род будет делиться на виды.

Определять объекты по описанию. Решать анаграммы, задачи на смекалку. Определять основание для классификации.

https://shagiyspeshnosti.ru/

5

Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение

26

Развитие умения различать объем и содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков. Развитие умения устанавливать последовательность подчинения понятий, определять самое широкое и самое узкое понятие.

Определять объем и содержание каждого понятия, записывать объекты, входящие в каждое понятие.

https://shagiyspeshnosti.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

        

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Организационный урок

1

https://shagiyspeshnosti.ru/

3-4

Объект анализа и синтеза

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

5-6

Аспект анализа и синтеза

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

7-8

Компоненты объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

9-10

Качественное и количественное описание компонентов объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

11-12

Пространственные отношения компонентов объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

13-14

Временые отношения компонентов объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

15-16

Функциональные отношения компонентов объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

17-18

Причинно-следственные отношения компонентов объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

19-20

Свойства объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

21-22

Существенные признаки объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

23-24

Объекты сравнения. Общие и отличительные признаки объекта

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

25-26

Аспект сравнения объектов

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

27-28

Неполное однолинейное сравнение

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

29-30

Неполное комплексное сравнение

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

31-32

Полное однолинейное сравнение

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

33-34

Полное комплексное сравнение

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

35-36

Сравнение по аналогии

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

37-38

Индуктивное обобщение

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

39-40

Дедуктивное обобщение

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

41-42

Систематизация и классификация

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

43-44

Классификация. Основание для классификации

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

45-46

Понятие. Объём и содержание понятий

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

47-48

Объём и содержание понятий. Расширение и суждение объёма понятий.

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

49-50

Родовое и видовое понятие

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

51-52

Определение понятий. Родовое и видовое понятие

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

53-54

Суждение. Доказательство. Компоненты доказательства

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

55-56

Прямое дедуктивное доказательства

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

57-58

Основные правила доказательства

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

59-60

Ошибки в доказательстве.

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

61-62

Опровержение аргументов.

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

63-64

Опровержение. Опровержение тезиса

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

65-66

Прямые аргументы в защиту тезиса

2

https://shagiyspeshnosti.ru/

67

Нахождение аргументов в защиту тезиса. Нахождение аргументов в опровержение тезиса.

1

https://shagiyspeshnosti.ru/

68

Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 0

 0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Рабочая тетрадь «Шаги к успешности» для 4-5 классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Алендеева О.А. Шаги к успешности. 4-5 классы. Программа по развитию логических операций и логических форм мышления, формированию универсальных учебных действий: учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций. – Чебоксары: Новое Время, 2016

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

    https://shagiyspeshnosti.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты успешной учёбы»

Программа «Секреты успешной учебы» внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному и социальному направлению и предназначена для работы с учащимися 4 классов, и является...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»

рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...