Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты успешной учёбы»
    рабочая программа (3 класс)

    Масалова Тамара Николаевна

    Программа «Секреты успешной учебы» внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному и социальному направлению и предназначена для работы с учащимися 4 классов, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться. Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sekrety_uspeshnoy_uchyoby_programma_3_kl.docx32.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Программа «Секреты успешной учебы» внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному и социальному направлению и предназначена для работы с учащимися4 класса, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

    В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться. Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика.

    Программа разработана на основе:

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

    - инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС».

    - пособия Меттус Е.В. «Портфолио. Мои секреты успешной учебы. 1-4 классы / Е.В.Меттус, А.В.Литвина, О.С.Турта»

    Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

    Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения в будущем. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

    Место  предмета  в учебном плане.

     Программа «Секреты успешной учебы» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности. Программа рассчитана  34 часа, 1 час в неделю

    Реализация программы рассчитана на один год и продолжает работу, начатую в 1-3 классах, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.  Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

     Программа способствует формированию «Я – концепции» ребенка. Ребенок периодически участвует в разных видах учебной и внеурочной деятельности,  и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется взаимосвязь «Ученик – родитель – учитель»,   личностно – ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника.

    Цель программы:  социализация  учащихся  в  ходе рефлексии  и    самооценки  динамики  личностных, метапредметных  и  предметных   результатов  урочной и внеурочной  деятельности  

        Задачи:

    • поддержать   высокую учебную   мотивацию  учащихся;

    • поощрять  их активность и самостоятельность, расширять  возможности обучения и самообучения;

    • развивать  навыки  рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

    • формировать  умения  учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    • выявлять  и развивать  индивидуальные творческие способности ребенка;
    • стимулировать обучающихся к выполнению  социальных исследований и проектов,  созданию творческих работ по итогам праздников, экскурсий, походов и др.

    Ценностные ориентиры содержания

    Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения  возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

            Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества. Социальное творчество - высшая форма социальной  деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

    Формы  и методы организации образовательного процесса:

    - беседа;

    - опрос;

    - тестирование;

    - групповая работа;

    - консультации;

    - самостоятельная работа;

    - проектная работа;

    - презентация.

    Планируемые результаты

    Личностные УУД:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
    • учебно-познавательный интерес;
    • чувства прекрасного и эстетические;
    • умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха/;
    • развитие морально-этического сознания;
    • формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны, края, города, семьи, класса.

    Регулятивные УУД:

    • умение учитывать установленные правила в планировании;
    • умение решать проблемы творческого характера;
    • умение адекватно воспринимать оценку;
    • умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
    • умение понимать причины своего успеха/неуспеха/ и находить способы выхода из этой ситуации.

    Познавательные УУД:

    • умение добывать новые знания;
    • умение перерабатывать информацию;
    • умение строить суждения в простой форме;
    • умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
    • интерес к познанию окружающей действительности.

    Коммуникативные УУД:

    • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
    • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
    • умение договариваться;
    • умение работать в паре, группе, коллективе, индивидуально;
    • умение адекватно использовать речевые средства;
    • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

    Функции портфолио в образовательном процессе:

    1) диагностическая — позволяет показать те аспекты развития ученика, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;

    2)        целеполагания — развивает у  ученика умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность;

    3)        мотивационная — способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических);

    4)        информационная — помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете;

    5)        оценивания — дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения;

    6)        контролирующая — позволяет отслеживать этапы и качество овладения  учениками учебным материалом.

    В портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования,  включаются  следующие материалы.

    1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

    Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

    2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организаторы воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

    3. Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеурочной и досуговой   деятельности, среди  которых  значительное  место  занимают  результаты  проектной  и  исследовательской деятельности социальной направленности.

    Содержание программы

    Название раздела

    Содержание

    Количество часов на раздел

    1.

    Мой портрет

    Оценка личностных качеств человека.  Самооценка уровня овладения общими учебными умениями и навыками.

    5ч.

    2.

    Мои цели

    Какие бывают цели. Краткосрочные и долгосрочные цели. Учимся ставить цель.

    2ч.

    3.

    Моя копилка секретов успешной работы

    Секреты планирования. Учимся выделять главное. Как контролировать выполнение плана и оценивать результат. Лестница успеха и линейка достижений. Секреты успешной домашней работы. Распорядок дня. Организация самостоятельного труда.  Секреты хорошего отдыха. Как выбрать себе занятие по вкусу. Секреты эффективной работы с книгой, тетрадью и другими источниками информации. Секреты успеха на уроке. Секреты успеха в решении проблем.

    26 ч.

    4.

    Мои достижения

    Чего удалось достигнуть в этом учебном году. Заполнение Лестницы успеха в конце года.

    1 ч.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Тема

    Формы деятельности

    Кол-во часов

    Мой портрет. 5 ч.

    1

    Разрешите представиться!

    теоретическая, практическая

    1

    2

    Какой я человек?

    1

    3

    Какой я ученик?

    1

    4

    Я и мой класс.

    1

    5

    Лист моих взаимодействий

    1

    Мои цели. 2 ч.

    6

    Лестница успеха.

    теоретическая, практическая

    1

    7

    Учимся ставить цели.

    1

    Моя копилка секретов учебы. 25 ч.

    8

    Секреты планирования.

    теоретическая, практическая

    1

    9

    Учимся выделять главное.

    1

    10-12

    Что такое контроль?

    2

    13

    Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат.

    1

    14

    Мое планирование

    1

    15

    Оценим свои достижения. Линейка достижений.

    1

    16

    Распорядок дня

    1

    17

    Немного о полезных привычках

    1

    18

    Секреты успешной домашней работы

    1

    19

    Организация рабочего места

    1

    20

    Как правильно подготовиться к новому учебному дню.

    1

    21-22

    Секреты хорошего отдыха

    2

    23

    Мои кружки и секции

    1

    24-25

    Секреты эффективной работы с книгой, тетрадью и другими источниками информации

    2

    26

    Что такое опорный конспект?

    1

    27-28

    Как работать с рефератом.

    2

    29

    Я иду в библиотеку!

    1

    30

    Как писать сочинение.

    1

    31

    Подготовка к контрольной работе.

    1

    32

    Секреты успеха на уроке. Карта самонаблюдения и самоконтроля.

    1

    33

    Секреты успеха в решении проблем

    1

    Мои достижения. 1 ч.

    34

    Лестница успеха.

    практическая

    1

    Литература

    Для учителя:

    1.«Портфолио учащегося начальной школы»  Мишакина Т.Л. -   Москва, «Ювента», 2007.

    2.«Первоклассник: адаптация к новой социальной среде» Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. – Москва, «ВАКО», 2008.

    3.«Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2011.

    4.«Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.

    5.«Я – третьеклассник, портфолио учащегося»  Осетинская О.В.   – Волгоград, «Учитель», 2011.

    Для ученика:

    1. Меттус Е.В «Портфолио. Мои секреты успешной учёбы. 1-4 классы» - Волгоград: Учитель, 2015.

    Интернет-ресурсы:

    1. nsportal.ru/.../model-portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-v-usloviyakh
    2. grschool.ru/doc/nor/pfg.pdf
    3. www.pskovedu.ru › ... › Методическое сопровождение ФГОС

    Материально- техническое обеспечение:

    • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
    • Мультимедийный проектор
    • Компьютер
    • Интерактивная доска
    • Сканер
    • Принтер лазерный
    • Ксерокс


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

    Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка".

    Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной об...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс

    Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"

    Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секрет моего успеха"

    Программа по духовно-нравственному направлению для учеников 4 класса....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"

    Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Секреты орфографии» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.Реализуя...