Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секрет моего успеха"
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Зимина Ольга Николаевна

    Программа по духовно-нравственному направлению для учеников 4 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_4kl_zimina_o.n.docx38.21 КБ

    Предварительный просмотр:

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.ТОММОТ                                                     

                                                                                                                       

    Рассмотрена  на заседании НМС: Протокол №_______________

    _от___________________________________________________

    ______________________________________________________

    Утверждена: Приказ №_____от ___________________________

    Директор МБОУ СОШ №8_______________________________

    ______________________________________________________

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    на 2017-2018 учебный год

    духовно - нравственное направление

    «Секрет моего успеха» 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)

    учителя начальных классов

    МБОУ СОШ № 8 г.Томмот

    Зимина Ольга Николаевна

    Класс 4 «Б»

    Духовно – нравственное направление

    «Секрет моего успеха»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

    Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

    Программа «Секреты моего успеха» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

    Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Она направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

    Программа «Секреты моего успеха» разработана на основе программы формирования психологического здоровья у детей О.В. Хухлаевой  и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

    Основная цель программы: формирование  позитивного отношения к себе и школе,  сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

    Основные задачи:

    • Формирование психологического здоровья.
    • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
    • Формирование позитивное отношение к своему «Я».
    • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
    • Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.
    • Предупреждение и снижение тревожности и страхов  детей.
    • Развитие навыков социального поведения.
    • Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
    • Создание возможностей для самовыражения.
    • Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
    • Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
    • Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
    • Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
    • Развитие познавательной мотивации.
    • Раскрытие творческого потенциала.

    Принципы реализации программы:

    1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

    2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

    3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

    4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

    5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.

    6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

    В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Секрет моего успеха» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом.

    Описание ценностных ориентиров содержания программы «Секрет моего успеха»

    Одним из результатов является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

    • Ценность добра – осознание себя как части мира.
    • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
    • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
    • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
    • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
    • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
    • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
    • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    Формы организации учебного процесса:

    Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

    Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: входная и  итоговая диагностика, опросы, тестирования,  тренинги, ролевые игры.        

    Ожидаемые результаты

    В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

    В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

    В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    • понимание чувств других людей и сопереживание им;

    • установка на здоровый образ жизни;

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    •  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    • строить сообщения в устной и письменной форме;

    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    • задавать вопросы;

    • контролировать действия партнёра.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

    • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

    «Секрет моего успеха»

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    1

    Я – фантазер.

    11

    2

    Я и моя школа.

    5

    3

    Я и мои родители.

    5

    4

    Я и мои друзья.

    7

    5

    Что такое сотрудничество?

    6

    6

    Кто я? Мои силы, мои возможности.

    13

    7

    Я расту, я изменяюсь.

    5

    8

    Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

    4

    9

    Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно?

    4

    10

    Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?

    8

    Развёрнутое учебно - тематическое планирование

    № п/п

    Тема

    Дата проведения

    План

    Факт

    1

    Введение в мир психологии.

    2

    Я – школьник.

    3

    Я – четвероклассник.

    4

    Кого можно назвать фантазером?

    5

    Я умею фантазировать!

    6

    Я умею фантазировать!

    7

    Мои сны.

    8

    Я умею сочинять!

    9

    Я умею сочинять!

    10

    Фантазии и ложь.

    11

    Фантазии и ложь.

    12

    Я и моя школа.

    13

    Я и моя школа.

    14

    Я и мой учитель.

    15

    Как справляться с «немогучками».

    16

    Что такое лень?

    17

    Я и мои родители.

    18

    Я и мои родители.

    19

    Я и мои родители.

    20

    Почему родители наказывают детей?

    21

    Я умею просить прощение.

    22

    Настоящий друг.

    23

    Мой настоящий друг.

    24

    Умею ли я дружить?

    25

    Я настоящий друг?

    26

    Трудности в отношениях с друзьями.

    27

    Трудности в отношениях с друзьями.

    28

    Ссора и драка.

    29

    Что такое сотрудничество?

    30

    Что такое сотрудничество?

    31

    Я умею понимать другого.

    32

    Я умею договариваться с людьми.

    33

    Мы умеем действовать сообща.

    34

    Что такое коллективная работа?

    35

    Кто я?

    36

    Мои силы.

    37

    Мои возможности.

    38

    Какой я – большой или маленький?

    39

    Мои способности.

    40

    Мой выбор, мой путь.

    41

    Мой выбор, мой путь.

    42

    Мой внутренний мир.

    43

    Мой внутренний мир.

    44

    Уникальность моего внутреннего мира.

    45

    Уникальность твоего внутреннего мира.

    46

    Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

    47

    Что значит верить?

    48

    Мое детство.

    49

    Мое детство.

    50

    Я расту.

    51

    Я изменяюсь.

    52

    Я изменяюсь.

    53

    Мое будущее.

    54

    Мое будущее.

    55

    Каким бы я хотел стать в будущем?

    56

    Хочу вырасти здоровым человеком.

    57

    Кто такой интеллигентный человек?

    58

    Хочу вырасти интеллигентным человеком.

    59

    Что такое идеальное Я?

    60

    Что такое идеальное Я?

    61

    Кто такой свободный человек?

    62

    Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?

    63

    Права и обязанности школьника.

    64

    Что такое право на уважение?

    65

    Права и обязанности.

    66

    Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

    67

    Как разрешить конфликты мирным путем?

    68

    Обобщение.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»

    ·    Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;·    Создание условий для развития логического мышления младшег...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...

    Рабочая программа Мастерская творчества "Радуга успеха" для 2 класса

    Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения  в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ

    Рабочая программа внеурочной деятельности  "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Пожарная безопасность в моей школе» 2 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Пожарная безопасность в моей  школе» 2 класс...