Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения
материал на тему

Базунова Евдокия Савельевна

 

Коррекционно - развивающая программа

 

обучения и воспитания

 

учащихся с умеренной и тяжёлой степенью

 

умственной отсталости.

 

1 класс.

1 год обучения

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативной основой реализации рабочей программы являются:

•         Закон об образовании;

•         Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы (авторы-составители М.Н. Перова, В.В.Эк/ под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2008г.);

; . • Приказ МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в -   образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2011 -2012 учебный год»;

•         Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации №29/2065 от 10 апреля 2002года;.

•         Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14. 11 .1998г № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на.дому».

 

   Целью данной программы является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие  способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

 В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.

 Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся  вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

 Формирование общетрудовых умений и навыков – предусматривает подготовку учащихся к овладению элементами специальности младшего обслуживающего персонала и предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.

 Решение данной задачи предусматривает овладение учащимися ремеслом, которое будет адекватным особенностям структуры дефекта учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.

 Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется  с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.

 Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы.  Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, и понимании собственных возможностей.

 В ходе коррекционных занятий у учащихся должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).

 Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи, с чем происходит и осознание слов,  принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений.

 Глубоко умственно отсталые дети не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и  времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим трудом и в более длительные сроки. Это связано с абстрактностью временных и пространственных понятий, их отвлеченностью от физических свойств предметов. У ребенка в спонтанном опыте нет необходимости использовать обозначения времени и пространства, они, как правило, задаются общим режимом жизнедеятельности и контролируются взрослыми.

 Основная цель коррекционной работы в этой части – привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.

 Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которых могут овладеть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

  При обучении чтению и письму детей с глубокой умственной отсталостью чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.

 Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

 Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.

 Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.

 Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего выраженную практическую направленность.

 Занятия по  развитию элементарных математических представлений проводится 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по  степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

 Динамика овладения, учащимися с выраженной умственной отсталостью, математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течении всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Обучение растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе обучения дети осваивают выполнение определенных операций.

 Содержание обучения работе с керамикой из соленого теста: предусматривается выполнение следующих действий: лепка из соленого теста, термическая обработка, после термическая обработка (роспись красками, покрытие лаком). Лепка из соленого теста, в свою очередь предусматривает освоение ряда доступных операций: замешивание теста, отщипывание, отрезание (проволокой), катание колбаски, шарика, изготовление блина похлопыванием, надавливанием, размазыванием, применением форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из соленого теста выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно.

  Предлагаемая программа является частью системы педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

 Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

 Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.

  Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

 При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
  • действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

 Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:

1.       Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.

2.       Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

3.       Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.

4.       Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

 На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» - при выполнении от  50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий. При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне» и оставлены решением ПМПК на повторное прохождение данного года обучения.

  В любом случае при составлении итоговой характеристики, для прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного  структуре их дефекта.

 

 

 

 

Показатели самостоятельности учащегося.

 

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

!

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

пп

Действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого.

п

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

и

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

о

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

с

 Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики.

 Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

·         действие (операция сформировано – «ДА»;

·         действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

·         действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

·         действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

                 Задачи воспитания.

 

  Укреплять и охранять здоровье учащихся. Воспитывать навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки.

Формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления, простейшие виды речевых суждений. Развивать восприятие, память, внимание учащихся.

 Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая учащихся разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы.

  Расширять активный словарь учащихся, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками, приучать понимать содержание простых рассказов, сказок с наглядным и без наглядного сопровождения.

 Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

  Развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом. Формировать элементы сюжетно – ролевой игры.

  Формировать у учащихся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

  Продолжать  эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие. Воспитывать у учащихся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

 Продолжать учить самостоятельно или с небольшой помощью учителя мыть руки перед едой, после загрязнения и насухо вытирать полотенцем. Учить пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком). Продолжать учить правильно, пользоваться унитазом в туалетной комнате. Продолжать учить вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

 

Воспитание навыков культурного поведения.

 Продолжать учить учащихся здороваться и прощаться с взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).

 Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места. Продолжать учить пользоваться туалетом, умывальником. Учить не выходить из-за стола, не окончив еды. Учить, не кричать, не мешать другим учащимся во время игр, уроков, обеда, при одевании и раздевании.

  Воспитывать бережное отношение к вещам, учебным принадлежностям, игрушкам.

 Учить учащихся называть свою фамилию, имя, отчество. Учить называть по имени и отчеству своих родителей, учителей, воспитателей.

 

Воспитание гуманных чувств

и положительных взаимоотношений.

 Закреплять умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, учебными принадлежностями, уступать). Учить учащихся проявлять отзывчивость на просьбу другого ученика, помогать ему.               Воспитывать у учащихся отрицательное отношение к грубости, жадности.

 

Развитие у учащихся предпосылок трудовой деятельности.

 Продолжать обучать учащихся порядку одевания и раздевания. Учить при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки ботинок). Учить, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, вешать ее в гардероб, правильно надевать одежду и обувь (застегивать большие пуговицы спереди). Воспитывать умение замечать неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.

 Воспитывать у учащихся желание участвовать в элементарной трудовой деятельности. Учить учащихся выполнять элементарные трудовые поручения (разложить ложки, вытереть доску, разложить карандаши и т.д.).

 Формировать активность, интерес и желание выполнять поручения взрослых, способность преодолевать трудности.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Развитие речи на основе изучения

  предметов и явлений окружающей действительности.

1 часа в неделю (34 часа).

 

 Продолжать знакомить учащихся с предметами ближайшего обихода. Учить называть части предмета, его детали. Знакомить с назначением предметов. Учить понимать элементарную причинную связь между некоторыми явлениями (на улице холодно, поэтому надели теплые вещи: шубы, шапки, варежки). Продолжать развивать у учащихся интерес и бережное отношение к природе. Развивать желание помогать в уходе за растениями. Научить различать и называть игрушки, учебные принадлежности, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи. Учить называть некоторые свойства предметов. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.

 Расширять представления учащихся о растениях и животных.

 Растительный мир. Учить узнавать и называть цветы, траву, дерево. Учить находить их отличительные признаки: трава зелёная; дерево высокое, на нем много листьев; цветы бывают разные. Учить понимать слова обозначающие их. Различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты (наиболее распространенные в данной области), называть их. Учить учащихся замечать и называть явления природы (идёт дождь, снег, светит солнце).

  Животный мир. Учить учащихся находить на картинке и называть собаку, кошку, курицу, петуха, лису, волка, выделяя наиболее характерные особенности. Учить различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги).

 На основе расширения ориентировки учащихся в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь.

 Учить учащихся по словесному указанию учителя находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный карандаш»). Учить различать местоположение предметов («Пирамидка на верхней полке – высоко», «Поставь кубик рядом с матрёшкой»). Учить имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из лейки», «Походи, как медвежонок»).

 Обогащать словарь учащихся:

 Существительными, обозначающими названия растений (дерево, трава, цветы). Фруктов (яблоко, груша). Овощей (морковь, помидор, огурец). Домашних животных (кошка, собака, курица, петух). Диких животных (лиса, волк) и их детенышей.

 Обогащать словарь учащихся глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, учиться, рисовать, писать, читать, считать), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть).

 Обогащать словарь учащихся прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.).

 Обогащать словарь учащихся наречиями ( близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло, хорошо – плохо).

 Учить использовать эти слова в речи.

 Учить учащихся согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 2-3-4 слов.

 Продолжать учить учащихся понимать речь учителя, отвечать на вопросы.

 

Умения и навыки.

 Называть предметы, давая им характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.

  Уметь классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.

 Уметь принимать участие в общей беседе, внимательно слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга.

 Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи, при ответе на вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Что делают? Какой? Какая? Какие? Где? Чем? Как? Когда?  Уметь использовать в речи предлоги:  в, на, из, под, с.  Уметь употреблять в речи некоторые простейшие  наречия:  близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло, хорошо – плохо, вчера, сегодня, завтра.

  Уметь составлять простые нераспространённые предложения из (2 – 3 слов) на основе демонстрируемого действия или действия изображённого на картинке, с добавлением к ним одного пояснительного слова по вопросам: чем? Кто? Куда? Где?

  Уметь принимать участие в элементарных инсценировках. Уметь заучивать со слов учителя потешки, скороговорки, считалки,  стишки, песенки.

 

Тематика.

 

Сезонные изменения в природе.

Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние и весенние месяцы.

 Признаки осени: похолодание, осенний листопад, дождь, пасмурно, отлет перелетных птиц.

 Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц.

 Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых, распускание почек, появление листочков.

 Детские забавы зимой, весной и летом.

Школа.

Школьное здание. Классы, коридоры, зал, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские.

Классная комната.

Стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол, стулья. Правильная посадка за партой, столом. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.

 

Учебные принадлежности.

Книга, тетрадь, пенал, ручка, карандаши, линейка, альбом, портфель, краски, пластилин и другое. Их значение и обращение с ними.

Игрушки.

Кукла, мишка, мячик, пирамидка, матрёшка, машинка и др. Сравнение игрушек и учебных принадлежностей.

Овощи.

Помидор, огурец, морковь, лук. Внешний вид, способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Употребление в пищу. Хранение зимой.

Фрукты.

Яблоко, груша, вишня и т. д. Внешний вид. Способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Хранение зимой.

Птицы.

Голубь, воробей, синица, ворона, снегирь, сорока, грач. Различение по внешнему виду. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Питание птиц. Польза птиц.

Домашние животные.

Кошка, собака. Внешний вид. Польза домашних животных.

Дикие животные.

Лиса, волк. Внешний вид.

Семья.

Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки.

Одежда.

Пальто, платье, фартук, рубашка, кофта, юбка и т. д.  Уход за одеждой.

Обувь.

Ботинки, тапочки, туфли, сапоги и т. д. Уход за обувью.

Комнатные растения.

Герань цветущая. Название. Распознавание по внешнему виду. Уход за цветком (полив, рыхление, обмывание листьев).

Охрана здоровья.

Правильная посадка за партой. Режим дня школьника.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.

 Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (не реже 1 раза в месяц). Ведение календаря природы (фиксирование погоды вчера, сегодня).

 Экскурсии во двор школы, к цветочной клумбе, в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдения за поведением птиц и насекомых.

 Наблюдение за поведением домашних животных.

 Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями (мытье, полив, рыхление). Подкормка птиц зимой.

 

Чтение и развитие речи.

2 часа в неделю (68 часов).

 

  Добукварный период.

 Развитие речи как основа для формирования учебной деятельности.

·         Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).

·         Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию:

- с повторяющимися гласными, согласными, слогами (слова выделенные курсивом читает учитель). Я – Я – Я – вот моя семья. Ж – Ж- Ж – вот летит стриж. Как на горке – снег – снег – снег.  Под горкой – снег – снег – снег. Под ёлкой – снег – снег – снег,  а под снегом спит медведь. -  Тише, тише. Не шуметь!

- С противопоставлением твёрдого и мягкого, звонкого и глухого согласного (мышка – мишка, коса – коза).

 -   Трехбуквенных, различающихся одним звуком (ваш – вас, лак – лук).

-  Двухсложных, различающихся одним слогом (ноша – каша, ваза – роза).

·         Пение слоговых цепочек, слов близких по звучанию на знакомые мотивы детских и народных песен.

·         Понятие о громкой и тихой речи.

·         Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации.

 Различение неречевых звуков окружающей действительности. Имитация звуков окружающей действительности. Соотнесение звука с его источником. Определение направления звука. Характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).

 Развитие устной речи учащихся. Продолжать формировать умение выполнять простые поручения по словесному заданию. Учить, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и простые короткие рассказы (без скрытого смысла) в устной передаче учителя. Разучивать с учащимися короткие и понятные стихи, потешки с голоса учителя. Учить пересказывать сказку с помощью учителя по вопросам и иллюстрациям, называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом. Учить составлять предложения по своим практическим действиям, по картинкам и вопросам.

 Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

 Различение звуков окружающей действительности: стук, звон, гудение, шуршание, скрежет, жужжание и т.д.

 Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и в играх.

 Выработка умения правильно и отчетливо (по мере возможности) повторять за учителем звуки, звукоподражания, слова, короткие фразы (2-3-4 слова).

 Деление простого предложения на слова.

 Деление слов на слоги (с открытым слогом). Выделение из слов гласных и согласных звуков «А», «О», «У», «М». Различение их в словах (узнавание называние слов, в которых данный звук имеется).

 Примечание. Слова «звук», «слог», «слово», «предложение» употребляются только учителем.

 Букварный период.

 Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчленённых структур (без называния буквы и с называнием буквы и соотнесения её со звуком). Нахождение заданной буквы среди других букв и знаков. Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец и без него. Узнавание букв наложенных друг на друга. Выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец и без него.

 Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу. Конструирование изученных букв из предложенных элементов. Дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов). Преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв.

 Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

 Изучение звуков и букв: «А», «У», «О», «М». Правильное и отчетливое (по мере возможности) произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова.

 Образование и чтение слов из усвоенных звуков («АУ», «УА»).

 Образование и чтение закрытых и открытых двух звуковых слоговых структур («ОМ», «АМ», «УМ», «МА», «МУ», «МО»), слова «МАМА».

 Работа с кассой букв и слогов. Составление и чтение слогов и слова «МАМА» из разрезной азбуки.

Умения и навыки. Деление слов на слоги под руководством учителя. Различение звуков на слух и в собственном произношении, определение места звука в словах в различных позициях (в начале и конце слова).

Установление последовательности звуков в слогах и словах.

 Анализ слогов, слов по звуковому составу. Составление слогов из отдельных букв и слогов (разрезной азбуки).

 Чтение слогов и слова «мама».

 Чтение наизусть коротких стихов, потешек разученных с голоса учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо.

2 часа в неделю (68 часов).

 

 Добукварный период.

 Продолжать работу по привитию учащимся навыков учебной деятельности : умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить.

  Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный).

 Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев (пальчиковая гимнастика).

 Рисование мелом на доске, карандашом, ручкой, фломастером на листе тетради прямых линий в различных направлениях (горизонтальны, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пробелов при штриховке прямыми линиями.

 Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении. Рисование линий разной длины. Свободное рисование вертикальных линий. Рисование вертикальных линий по заданию учителя (нарисуй столько же линий, нарисуй линии такого же цвета, другого цвета, длиннее, короче). Рисование вертикальных линий от начальной точки (без внимания к длине линий, линии одинаковой длины, длиннее или короче образца, по заданию учителя). Рисование горизонтальных линий, свободное. Рисование горизонтальных линий по заданию учителя. Рисование горизонтальных линий от начальной точки (покати мяч по дорожке – разной длины, одинаковой длины – расчёска, длиннее и короче образца).

 Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Забор», «Лесенка»).

 Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

  Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной точки («Астра», «Солнышко»).

Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении от начальной точки («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»).

 Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»),

 Обведение карандашом, фломастером, ручкой простейших фигур по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, их закраска и штриховка в различных направлениях (слева на право, сверху вниз, снизу вверх, справа налево).

  Обведение контура предметов по опорной линии или по опорным точкам, их закраска или штриховка.

Дорисовывание и  рисование  прямых линий и несложных предметов из них по совместному замыслу с учителем и самостоятельно (рама, ёлочка, лесенка, забор, флажок, скамейка, фигуры в форме букв и др.).

 Восприятие простейших комбинаций, из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из бумажных полосок разного цвета или счётных палочек (П, Н, Ш, Е, М, Т, А, К, У и т.д.). Конструирование простых, хорошо знакомых предметов (окно, домик, стол, стул, кровать, забор, ёлка, лесенка и др.).

 Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Конструирование простых макетов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Расчленение данных макетов на части и составление их из отдельных частей (дом, светофор, елка, тележка, и др.)

  Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева на право, в горизонтальном положении).

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте альбома, тетради и пользование карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой.

 Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, за счёт специальных упражнений и занятий на уроках труда и предметно-практической деятельности. Лепка, складывание и разглаживание бумаги. Составление фигурок из бумажных полосок по образцу учителя. Игры с мозаикой.

 Написание основных элементов рукописного начертания букв на доске и в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой: прямая палочка длинная, прямая палочка короткая, прямая палочка короткая с закруглением внизу, прямая палочка короткая с закруглением вверху, прямая палочка короткая с закруглением внизу и вверху, прямая палочка короткая с закруглением вверху и внизу, длинная палочка с петелькой внизу, овал, полуовал. Написание  элементов букв А, М, Л, П, Т (заглавных) – длинная прямая линия с закруглениями внизу вправо, и длинная прямая линия с закруглением внизу влево.

 Букварный период.

Усвоение рукописного начертания изучаемых заглавных и строчных прописных букв «А», «У», «О», «М».

 Письмо по обводке, по образцу, данному учителем.

 Списывание с таблиц, доски, букваря букв, слогов, слова «мама».

 Письмо под диктовку  букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.

Умения и навыки. Написание строчных и заглавных прописных букв «А», «У», «О», «М».

 Списывание с таблиц, с классной доски, с букваря (рукописный шрифт) прочитанных и разобранных слогов и слова «мама».  Письмо под диктовку

букв, слогов, слова «мама» (после предварительного звукобуквенного анализа).

 

 

 

Математика.

3 часа в неделю (102 часа).

В течение всего первого года обучения, занятия по формированию элементарных математических представлений  состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Уроки могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, уроки по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.

Эти уроки – занятия направлены на:

·         уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;

·         определение потенциальных возможностей развития  сформированности элементарных математических представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;

·         формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию сформированности элементарных математических представлений;

·         развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

·         формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);

·         развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу урока (с использованием вербальных и не вербальных средств);

·         формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;

·         привлечение внимания учащихся к свойствам и отношениям окружающих предметов.

 Содержание работы.

 Количественные представления.

 Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.

 Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов.

 Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое (навыки наложения и приложения).

 Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества.

 Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчёта (учитель учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая учащихся к последовательному пересчёту количества предметов).

 Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт (один  хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем).

 Выделение одного множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

 Узнавание и выделение цифры 1.

 Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объёмных и плоскостных моделей.

 Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным тачкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки.

 Представления о форме.

 Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и другие).

 Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.

 Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).

 Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм» и другие). 

 Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «Доска Сегена», «Вкладыши Монтессори» и другие).

 Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно), называние и показ их.

 Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно с учителем, с частичной помощью педагога).

 Представления о величине.

 Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.

  Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.

 Закрепление представлений о величине и длине предмета в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

 

 

 Представления о пространстве.

 Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

 Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).

  Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (с начала используется кукла крупного размера). По мере формирования представлений учитель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и другие игрушки.

  Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

 Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

 Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

 В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

 Временные представления.

 Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

 Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима).

 Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.

 Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Предполагаемые результаты обучения.

 Наличие у детей положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания следующих умений:

·         осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции);

·         понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых с ними действий;

·         выделять признаки цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький), длины  (длинный, короткий) в предметах по подражанию действиям учителя, (задания  типа «Найди такой же»), по образцу, по словесной инструкции;

·         понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесение предметов по величине и длине;

·         выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

·         узнавать цифру 1 и соотносить её с количеством пальцев и предметов;

·         писать цифру 1  по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;

·         осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, квадрат, круг) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

·         производить объединение фигур в группы по форме (кубы, шары, квадраты, круги);

·         соотносить плоскостные и объёмные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

·         перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

·          показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

·         перемещать различные предметы вперёд и назад по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

·          узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков ( по наблюдением в природе, по изображениям на картинках) время года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство.

2 часа в неделю (72 часа).

 

 Вызывать у учащихся интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют.

 Развивать восприятие учащихся, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.

 Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора.

 Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге.

  Привлекать внимание учащихся к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и  линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

 Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить делать мазки и рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, заборчики и другие. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы (облако, снежный ком, шары, лужи и др.)

 

   Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребёнок.

 Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть на место, предварительно хорошо промыв кисточки в воде.

 Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше точёного конца, кисть -  чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Обучать учащихся элементарным умениям в рисовании, учить изображать простые предметы и явления окружающей действительности.

  Продолжать знакомить учащихся с бумагой, карандашами, красками, учить правильно их использовать.

 Продолжать знакомить с цветами: красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий.

 Декоративное рисование.

 Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.      Рисование с помощью трафарета и шаблона узора из геометрических фигур с опорой на образец. 

 Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец (выбор по желанию).

 Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листьев (на осевых линиях – диагоналях, проведенных учителем).

 Рисование узора из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета)

 в разных формах (квадрат, полоса, круг, овал, треугольник).

 «Расписная тарелка», «Шарфик», «Полотенце», «Поднос», «Разноцветный мяч», «Косынка для куклы», «Платочек» и другие.

  Самостоятельное составление узора из геометрических фигур и предметов с использованием трафаретов и шаблонов.

 Рисование с натуры.

 Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические формы (тарелка, косынка, платок, часы, мяч и т.д.).

  Рисование с натуры овощей, фруктов, с применением трафаретов, шаблонов и без них (яблоко, груша, апельсин, морковь, лук, помидор и т.д.).

 Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снеговик, неваляшка и т.д.).

 Рисование с натуры весенних цветов: мать-и-мачеха, одуванчик.

 Рисование  с натуры насекомых (жук, бабочка), с применением трафаретов и без них.

 Рисование по опорным точкам, трафаретам, шаблонам выученных букв («А», «У», «О», «М»), цифр (1, 2).

  Рисование на тему.

 Рисование на темы: «Времена года» («Осенний день», «Снег идет», «Весна пришла», «Бабочки на лугу»).

 Рисование тематических картинок к Новогоднему празднику, Рождеству, 23 февраля, 8 Марта.

 Иллюстрирование сказок «Репка», «Колобок».

 Умения и навыки.

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный). Уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими. Уметь делать мазки, проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии.

Различать плоскостные геометрические фигуры по цвету, форме, величине.

 Уметь раскрашивать рисунок, не выходя за контур.

  Уметь правильно располагать изображение предмета (предметов) на листе бумаги.

 Уметь соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Уметь передать в рисунке основную форму предмета.

 

 

Самообслуживание.

2 часа в неделю (72 часа).

 

 Повторение материала пройденного в подготовительном классе.

 Личная гигиена.

 Части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правая и левая руки. Правая и левая ноги. Мытье ног с помощью взрослого.

Волосы. Уход за волосами. Пользование расческой.

Руки: локоть, ладонь, пальцы. Название пальцев. Ногти. Уход за ногтями (подстригание, чистка от грязи).

 Нос. Значение носа. Уход за носом, пользование носовым платком.

 Зубы. Значение зубов. Уход за зубами (чистка зубов).

 Рот, губы. Уход за полостью рта, губами (ополаскивание после приёма пищи, вытирание салфеткой губ, после приёма пищи).

 Умения и навыки.

Знать основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Знать более детальные части тела (нос, рот, зубы, губы, подбородок, затылок, щеки). Самостоятельно пользоваться носовым платком, салфетками. Самостоятельно пользоваться расческой. Уметь ополоснуть полость рта после еды и чистить зубы зубной пастой. Уметь мыть ноги. Уметь соблюдать этапы утреннего и вечернего туалета.

 Одежда и обувь.

 Соблюдение опрятности внешнего вида. Умение заправить рубашку в брюки, застегнуть пуговицы на рубашке и брюках (с помощью взрослого). Уметь подтягивать носки, гольфы, колготки, спортивные штаны и брюки. Уметь расправлять складки воротника на платье, блузке, рубашке.

 Знать последовательность надевания различных предметов одежды. Уметь различать изнаночную и лицевую стороны одежды. Уметь застегивать и расстегивать пуговицы крупной величины (на пальто, куртке). Формировать умение застегивать и расстегивать пуговицы меньшего размера (на рубашке, штанах, кофте).

 Формировать умение различать обувь для правой и левой ног.

 Продолжать учить шнуровать обувь и завязывать шнурки на бантик.

 Учить содержать одежду и обувь в порядке, чистоте. Приучать к умению хранить одежду и обувь в одном месте.

 Питание и культура поведения.

 Знание и различение основных продуктов питания: суп, каша, мясо, котлета, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, компот, чай, кофе, какао.

 Учить оказывать помощь при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к ужину).

 Учить убирать посуду после еды.

 Учить учащихся дежурить в столовой. Учить учащихся правильному поведению за столом во время приёма пищи. Учить использовать в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «подайте» «будьте добры».

 Воспитывать культурный приём пищи.

 Умения и навыки.

 Знать правила сервировки стола к завтраку. Знать назначение посуды, используемой для сервировки стола к завтраку. Уметь накрывать (помогать взрослым) на стол с учётом конкретного меню.

 Знать правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу. Уметь мыть чайные чашки тёплой водой.

 Знать обязанности дежурного по столовой: расставить столовые принадлежности, убрать использованную посуду (тарелка в тарелку), принести необходимые столовые приборы, блюдо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручной труд.

1 час в неделю (36 часов).

 

 Лепка.

 Учащиеся повторяют пластические свойства и назначение глины, пластилина. Уточняют цвета. Закрепляют способы подготовки пластилина к работе. Повторяют санитарно-гигиенические требования к лепке. Повторяют принципы организации рабочего места.

 Приемы работы.

 Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики). Скатывание круговыми движениями в ладонях и на подкладной доске (шар). Вдавливание поверхности шара (яблоко). Отщипывание пальцев маленьких кусочков и скатывание мелких шаров (бусы, вишни, яички). Сплетение столбиков (кренделя, булочки). Скатывание круговыми движениями шара и раскатывание в ладонях овальной формы (огурец). Вытягивание одного конца у столбика (морковь, огурец). Соединение плоскостных деталей с объёмными (рыбка). Соединение деталей способом примазывания (чашка с ручкой). Прищипывание края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).

 Практические работы.

 Упражнение в подготовке материала к лепке.

 Лепка столбиков различной длины и толщины.

 Изготовление баранок, бубликов, кренделей, булочек.

 Лепка по образцу и показу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мячи, куклы-неваляшки, снеговики (из двух шаров разной величины).

 Лепка овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидор. Составление композиции из овощей и фруктов (овощи в тарелке, фрукты в корзине).

 Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих овальную форму. Составление композиции (картофель, сливы, огурцы и т.д.).

 Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих коническую форму (перец, морковь и др.). Составление композиции.

  Лепка посуды по образцу и показу действий (тарелка, чашка с ручкой). Лепка корзинки с ручкой.

 Лепка игрушек по образцу, показу действий и с натуры (рыбка, утёнок, лопатка).

 Лепка рельефов знакомых букв и цифр по образцу и показу (А, У, О, М).

 Лепка стилизованных фигурок (кошка).

 

 Работа с бумагой.

 Ознакомление со свойствами бумаги. Ознакомление с некоторыми сортами бумаги (газетная, писчая, альбомная, цветная). Знакомство с гофрированной бумагой.

 Ознакомление с основными цветами бумаги: красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, белый.

 Знакомство с понятием аппликация. Правила составления аппликации. Знакомство с клеящим карандашом, клеем. Знакомство с санитарно-гигиеническими нормами при работе с клеем и клеящим карандашом. Приёмы работы с кистью.

 Приёмы работы аппликацией.

 Приобщать учащихся к искусству аппликацией, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить, предварительно выкладывать (в определённой последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (заданное учителем), и наклеивать их.

 Учить, аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке). Учить прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

 Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать радость от полученного изображения.

 Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвет. Развивать чувство ритма.

 Ознакомление с приёмами работы аппликацией.

 Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно.

 Сгибание и разгибание бумаги пополам путём совмещения  сторон и углов, разгибание и разглаживание по месту сгиба ладонью (ребром) и пальцами.

 Размещение на листе бумаги элементов аппликации.

 Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

 Практические работы.

  Наклеивание готовых деталей  (геометрических фигур) 2 контрастных цветов.      Наклеивание узора из геометрических фигур с опорой на образец. 

 Самостоятельное наклеивание геометрического узора с опорой на образец (выбор по желанию).

Аппликация в квадрате узора из листьев.  Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета)

 в разных формах (квадрат, полоса, круг, овал, треугольник).

 «Расписная тарелка», «Шарфик», «Полотенце», «Поднос», «Разноцветный мяч», «Косынка для куклы», «Платочек» и другие.

  Самостоятельное составление узора из геометрических фигур и предметов с использованием готовых деталей.

Составление аппликации по образцу из геометрических фигур: домик с крышей, гриб, морковка, неваляшка, снеговик и др.

 Изготовление елочных украшений.

Работа с нитками.

 Уточнение применения и назначения ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые, разрываются, скручиваются, связываются, разрезаются, могут быть окрашены в разные цвета. Ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями при работе с нитками.

 Приёмы работы с нитками.

 Намотка ниток на катушку, картон, в клубок. Приёмы плетения косички из ниток.

 Практические работы.

 Сортировка ниток по цвету.

 Составление коллекции ниток – наклеивание на подложку из толстой бумаги (картона).

 Упражнение в разрывании ниток разной длины и толщины.

 Наматывание ниток на катушку, картон и в клубок.

 Плетение косички из толстых шнуров.

 Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков.

 Умения и навыки.

 Умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия.

 Принимать участие в коллективном анализе образца учителя по вопросам учителя. Уметь проводить сравнение изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы с опорой на наглядность и словесной инструкции учителя с показом приёмов выполнения задания.

 Уметь отвечать на вопрос учителя полным предложением, что из чего сделано, оценка изделия (аккуратное, красивое, непохожее на образец и т.д.)

 Пространственная ориентировка при выполнении и изготовлении плоскостных и объёмных изделий с помощью учителя: умение показать верх, низ, правую и левую стороны бумаги, разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать.

 Уметь узнавать и называть основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Уметь узнать и назвать форму объёмных предметов. Уметь соблюдать пропорции при изготовлении объёмных форм.

 Дифференцированное понятие большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий. Употребление данных слов в речи учащимися.

 

Предметно – практическая деятельность.

2 часа в неделю (72 часа).

 

 Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Появление предметов в двух определённых местах.

 Выполнение подражательных движений руками и кистями рук за учителем по показу действий и по словесной инструкции «делаем вместе». «Топор», «Замочек», «Мельница». Убыстрение темпа подражательных движений. Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук: выпрямление и сгибание пальцев из кулачка в кулачок, сжатие пальцев в кулачок, соединение пальчиков «пальчики здороваются» и др.

 Складывание предметов в коробку и закрывание её крышкой. Открывание и закрывание коробок, яичек, матрёшек и других вкладышей.

 Нанизывание шаров на шнур (мелкие и крупные бусы).

 Накидывание палки с кольцом на предмет.

 Знакомство с промежуточными цветами. Выбор одного цвета  из 4 – 8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, синие и голубые).

 Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и раскладывание 8 – 12 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, коричневый – без называния цветов).

 Самостоятельное называние цветов: красного, синего, жёлтого, зеленого, чёрного, белого.

 Выбор по образцу и инструкции «дай такой» предметов одной формы из 4 – 8 предметов сходных форм (куб -  параллепипид, цилиндр – шар).

 Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.

 Выбор по образцу и группировка  плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник.

 Знать и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник.

 Определение формы предмета независимо от цвета и величины предмета.

 Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно инструкции и образцу (разложи, куда подходят).

 Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, пузырькам, флаконам, игрушки к паре, мячи или шары к отверстиям разного диаметра).

  Определение величины предмета (неконтрастной разницы) путём наложения и приложения. Сравнение предметов по величине (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий).

 Подбор и группировка предметов одинаковой величины. Различение величины предметов независимо от форм.

 Использование в активном словаре слов: большой, маленький, длинный, короткий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

 Соотнесение слова и предмета по величине, умение находить предметы и называть.

 Дидактические игры.

 «Подбери по цвету» (форме, величине).

 «Разложи в ряд» (чередование предметов по цвету, форме, величине 1х1, 2х2 элемента).

 «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).

 «Картинное лото» (тематическое).

 «Геометрическое лото» (форма и цвет).

 «Доска Сегена», «Куда подходит» (до 10 фигур на доске).

 «Светофор» (цвет и двигательная реакция на него).

 «Что лишнее» (исключение «лишней» картинки с учётом цвета: три красных шара, один синий).

 «Чудесный мешочек» (размер, величина, форма, материал).

 «Что убрали», «Что изменилось» (увеличение количества предметов до 6).

 Работа с предметами и картинками. Различение в сходных картинках отдельных элементов в изображении предмета (мальчик в шапке и без шапки).

 Собирание вкладных кубов (5 – 7 штук разной величины).

Складывание пятиместной матрёшки. Соотнесение частей (верх – низ). Расположение собранных матрёшек по величине  в определённой последовательности.

 Собирание пирамидок из 8 – 10 колец. Кольца пирамидки по диаметру отличаются незначительно. При сборке использовать приём наложения.

 Складывание фигур из счётных палочек (полосок бумаги, спичек, соломки) по образцу и словесной инструкции: мебель, стол, стул, кровать, лестницу.

  Складывание картинок из 2-3-4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.

 Постройки из детского строительного материала по показу, образцу и словесной инструкции: башни из пяти кубов разного размера, гараж, забор, мебель (стол, стул, кресло, диван, кровать).

 Работа с мозаикой.

 Выкладывание прямых рядов одного цвета из деталей двух рядов параллельными рядами (один ряд синий, другой ряд красный).

 Выкладывание «чередующегося» ряда, из деталей двух цветов через 1 – 2 элемента.

 Выкладывание по показу, образцу и словесной инструкции геометрических фигур различных цветов и размеров с ориентировкой на опорные точки.

 Выкладывание цветка на стебле. Выкладывание букета цветов со стеблями.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_mo_pokrovskoe.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Документация методического объединения учителей      начальных классов: 

Для достижения оптимальных результатов работы МО должны быть следующие документы:

1. Приказ об открытии МО и назначении руководителя. 
2. Положение о методическом объединении.

3. Банк данных о членах  МО. Кадровый состав и характеристика кадров.

4. Анализ работы  методического объединения  за прошедший  учебный год. 
5. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
6. Планы работы МО на текущий учебный год

7. Темы по самообразованию учителей начальных классов.

8. Перспективный план повышения квалификации и аттестации учителей начальных классов.
9.Протоколы заседаний МО.

10. График  взаимопосещения уроков учителями.

11.План проведения предметной недели.

12.План по решению проблемы преемственности.

13. Контроль ЗУН учащихся по предметам.

14. План методического сопровождения внедрения ФГОС в образовательный процесс начальной школы.

  Приложение

                                                                                                              Утверждаю

                                                                                                             Директор школы___________ Тигров В.А.

  Положение о школьном методическом объединении 
       учителей начальных классов  Покровской СОШ

1. Общие положения

1.1. Методическое объединение учителей начальных классов – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом.

1.2. Члены методического объединения: учителя первых – четвертых классов.

1.3. Методическое объединение учителей начальных классов взаимодействует с методическими объединениями учителей-предметников данного учебного заведения, методическими объединениями начальных классов других образовательных учреждений .

2. Задачи методического объединения учителей начальных классов

2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.

2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

2.3. Овладение педагогическим составом начальной школы различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.

2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

2.6. Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы.

2.7. Координирование взаимодействия с другими методическими объединениями данного образовательного учреждения.

3. Функции методического объединения учителей начальных классов

3.1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и учащихся.

3.2. Координация учебно-воспитательной деятельности классов начальной школы и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.

3.3. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов, форм учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.

3.4. Организация изучения и освоения современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.

3.5. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний, графиков.

3.6. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта коллектива школы, а также коллективов других школ.

3.7. Оценивание работы коллектива, ходатайствование о поощрении членов методического объединения.

3.8. Организация повышения квалификации педагогов.

4. Права методического объединения учителей начальных классов.

4.1. Методическое объедение имеет право рекомендовать руководству распределение учебной нагрузки при тарификации , входить с предложениями об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков , студий , за методическую работу отдельных педагогов.

4.2. Имеет право решать вопрос о возможности организации углубленного изучения предмета в отдельных классах при достаточном наличии средств обучения ( при условии внесения соответствующих изменений в устав школы).

4.3 Имеет право выбирать и рекомендовать  всему педколлективу систему промежуточной аттестации обучающихся , критерии оценок.

5. Обязанности учителей методического объединения.

Каждый участник методического объединения обязан:

5.1. Участвовать   в заседаниях МО, практических семинарах и других мероприятиях, проводимых по плану школьного и  районного МО.

5.2.Участвовать в работе по повышению уровня своего профессионального мастерства.

5.3.  Знать закон РФ «Об образовании», нормативные документы, методические требования к квалификационным категориям, владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

6.Организация деятельности методического объединения  учителей.

6.1. Методическое объединение избирает председателя.

6.2. План работы методического объединения утверждается заместителем директора по образовательному процессу( учебно –воспитательной работе)

6.3. За учебный год проводятся не менее 4 заседаний методического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

6.4. Заседания методического объединения учителей оформляются в виде протоколов. В конце учебного года заместитель директора образовательного учреждения  анализирует работу методического объединения и принимает на хранение ( в течение 3 лет) план работы , протоколы заседаний методобъединения, отчёт о выполненной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...