Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).
методическая разработка по теме

Ковалёва Светлана Викторовна

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать конкретную помощь ребенку. Совместное семейное обучение и воспитание и педагогическое воздействие на развитие умственно отсталых детей оказывает благоприятное влияние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Методические материалы для педагогов и родителей

  2. по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой

  3.  умственной отсталостью.

  4. (Направления работы, дидактические игры и задания).

  5. Содержание направлений работы:

  6. I.Сенсорное развитие. 

  7. II.Развитие общих движений.

  8. III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности.

  9. IV.Самообслуживание и труд в быту.

  10. V.Развитие речи.

  11. VI.Социальное развитие.

VII.Формирование навыков и привычек общественного поведения.

I.Сенсорное развитие. 

А)Развитие ориентировки в цвете

  1. На уровне сличения
  1. На уровне показа по слову
  1. На уровне самостоятельного называния
  1. Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)
  1. На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)

Б)Развитие ориентировки в форме

  1. Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)
  1. Показ по слову
  1. Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)
  1. Выполнение группировки по заданной форме
  1. Обобщение (что бывает такой формы)
  1. Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал). Показ по слову.
  1. Группировка по заданной форме
  1. Обобщение (найди похожие предметы)
  1. Ориентировка в двух контрастных величинах
  1. Ориентировка в трех контрастных величинах
  1. Учить обобщать предметы по величине
  1. Учить  различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)
  1. Учить  различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги)

Дидактический материал по сенсорному развитию

Развитие ориентировки в цвете

  1. Игра «Посади бабочку»

Цель:  развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу).  Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».

  1. Игра «Закрой окошко»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета  с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика».

  1. Игра «Перевези кубики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики».

  1. Игра «Дорожки для неваляшек»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного).

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой неваляшки, а затем – для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная – по красной дорожке.

  1. Игра «Накорми куклу»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов  (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднения взрослый использует метод сличения (такая – не такая).

  1. Игра «Подбери ленточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».

  1. Игра «Дорисуй ниточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер, как этот шарик»  и т.д.

Развитие ориентировки в форме

  1. Игра «Спрячь игрушку»

Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой».  Шарик и кубик находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой».

  1. Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

  1. Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

  1. Игра «Спрячь мячик в коробочку»

Цель: вызвать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячиков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его у большую коробочку».

  1. Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать шарики. По итогам игры обобщает: «В большую дурочку опускали большие шарики, в маленькую – маленькие».

  1. Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее , посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

  1. Игра «Пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

  1. II.Развитие общих движений

  1. Обучение прямостоянию, самостоятельному передвижению
  1. Стимулирование и совершенствование навыка ходьбы
  1. Обучение выполнению элементарных действий по команде взрослого
  1. Обучение ходьбе по лестнице
  1. Учить залезать на предмет (15 – 20 см) и слезать с него
  1. Учить сидеть на корточках
  1. Учить бросать мяч обеими руками
  1. Учить ходить между натянутыми веревками (ширина до 30 см), по коридору между стульями
  1. Учить собирать с пола мелкие и крупные разбросанные предметы
  1. Учить катать большие мячи, детскую коляску и др.
  1. Учить переносить с место на место предметы, стулья, мячи
  1. Учить бегать
  1. Учить попадать мячом в корзину
  1. Учить выполнять прыжки на обеих ногах
  1. Учить подниматься на носки, поднимать обе руки вверх, дотрагиваться до висящих предметов
  1. Обучение выполнению простых движений (приседание, разведение рук, ходьба) под музыку
  1. Учить перепрыгивать через палку

Дидактический материал по развитию общих движений

  1. Игра «Соберем колечки»

Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.

Ход игры: Взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз», два, три» взмахивает и сбрасывает колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем игра повторяется снова. Для этих целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубике в коробке и т.д.

  1. «Сходим к мишке в гости»

Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.

Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5-2 м с зацепами, мягкая игрушка – мишка.

Ход игры: взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20-30 см., затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет малыша.

  1. Игра «Доползи до игрушки»

Цель: стимулировать у ребенка навык ползания.

Оборудование: яркая, красочная, новая игрушка.

Ход игры: взрослый показывает игрушку ребенку на расстоянии 3 м, побуждает ползти и достать игрушку. Если навык ползания только формируется, взрослый подходит к ребенку, помогает ему ползти подставляя руки под стопы ребенка, тем самым давая дополнительную опору для толчка. Когда ребенок справился с заданием, взрослый эмоционально хвалит его, обыгрывает игрушку.

  1. Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или одной руке в зависимости от размера мяча.

Оборудование: мячи разных размеров.

Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д..

  1. Игра «Самолетик»

Цель: развивать навык бега.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в самолетик – полетать: «Беги ко мне, будем летать!» Малыш бежит в объятия взрослого, который подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов как самолетик и ставит на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: «У-у-у-у!». Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать малыша к себе.

  1. Игра «Будем мыться»

Цель:  учить детей перешагивать через препятствие.

Оборудование: большой ящик, детская мочалка, ковшик.

Ход игры: Взрослый говорит: «Сейчас мы будем мыться». Побуждает ребенка залезть в ящик. Изображает, что он моет ребенка мочалкой, поливает из ковшика, произнося при этом потешку:

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!.

Брызги – вправо, брызги – влево,

Будет чистым наше тело!

  1. Игра «Поймай комара»

Цель: учить детей дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на двух ногах.

Оборудование: палочка со шнурком, на конце которого привязан предмет (комар).

Ход игры: взрослый стоит в кругу детей, показывает комара, покачивает палочкой над головами детей, побуждает их потянуться, встать на носочки, подпрыгнуть, достать комара. Можно проводить аналогичные игры: «Поймай птичку» (Птичка полетела, на головку деткам села», «Поймай рыбку», «Достать яблочко» и т.д.

  1. Игра «Лови мяч»

Цель: учить ловить мяч разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакции.

Оборудование: Мячи разной величины.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы. В конце игры предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет его.

  1. Игра «Целься и кидай»

Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.

Оборудование: доска, обтянутая ворсистым материалом, и маленькие мячики-липучки.

Ход игры: детям предлагается по подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; кода кончаются все шарики, дети подходят к доске, открывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз. Аналогично организуются игры: «Попади в корзину», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.

  1. III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности

А)Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, формирование  перцептивных действий

Б)Формирование соотносящих действий

  1. Складывание пирамидки по подражанию без учета величины колец
  1. Складывание пирамидки самостоятельно из…., …., …., ….колец
  1. Складывание пирамидки с помощью с учетом величины колец
  1. Складывание пирамидки из …, …., …., …. колец самостоятельно

Дидактический материал по формированию соотносящих действий

  1. Игра «Пирамидка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

  1. Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

В)Обучение игре

  1. Обучение отдельным игровым действиям (умению укачивать, кормить куклу, строить дом, катать машину)
  1. Обучение воспроизведению ряда игровых действий
  1. Учить использовать в игре полифункциональные предметы-заменители
  1. Сюжетная игра с активным участием взрослого
  1. Сюжетная игра без взрослого
  1. Обучение умению брать в игре роль на себя и доводить ее до логического конца

Дидактический материал по обучению игре

  1. Игра «Покатай матрешку»

Цель: формировать  интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Оборудование:  тележка, две матрешки (двухместные).

Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка топает до тележки, («топ-топ»), сажает ее в тележку, катает ее, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

  1. Игра «Покатай ежат»

Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия.

Оборудование: игрушка – карусель, ежата (мелкие предметы).

Ход игры: взрослый показывает игрушки, сопровождая речью: «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый проговаривает потешку:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.

  1. Игра «построим лесенку»

Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию.

Оборудование: машина, кубики (10 шт.), маленькая кукла.

Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить лестницу для куклы. Предлагается ребенку нагрузить кубики  в машину и привести в игровой участок. Затем взрослый привлекает ребенка к постройке лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку.

  1. Игра «Поймай воздушный шарик»

Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками.

Оборудование: воздушные шарики, ленточки.

Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит:

Ловим мы воздушный шарик,

Он упругий и цветной.

Мы за ленточку потянем

И подбросим высоко!

  1. Игра «Домики для зверушек»

Цель: продолжать формировать предметно-игровые действия со сверстниками.

Оборудование: машина, кубики-кирпичики, игрушки-зверушки (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры: взрослый обращает внимание на зверушек, которым надо построить домики. Предлагается детям загрузить машину строительным материалом и повести его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят  друг другу в гости.

Г)Продуктивная деятельность

  1. Учить держать в руке карандаш, фломастер, кисточку
  1. Учить проводить по образцу прямые вертикальные и горизонтальные линии
  1. Учить проводить карандашом, фломастером ломаные линии
  1. Учить рисовать кисточкой следы примакиванием
  1. Учить рисовать замкнутые линии – ягоды, мячики
  1. Учить дорисовывать лучики у солнышка, колеса у машины, ступеньки у лестницы
  1. Учить рисовать перекрещивающиеся линии (снежок, домик)
  1. Учить мять пластилин, отщипывать по кусочку
  1. Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, оттягивать и прищипывать детали
  1. Учить выполнять постройки по показу: дом, дорожку, стол и стул, машину и др.

Дидактический материал по формированию продуктивной деятельности

  1.       Занятие «разноцветные краски»

Цель: знакомить с красками, формировать положительное отношение и интерес к рисованию.

Оборудование: лист ватмана или обоев, краски.

Ход занятий: взрослый расстилает на куске линолеума ватман, сажает ребенка рядом с собой, начинает рисовать, беря краску руками. При этом он эмоционально называет цвет краски, показывает и комментирует, что он рисует ребенку. Затем побуждает ребенка действовать по подражанию.

В тех случаях, если ребенок не действует сам, взрослый обмакивает пальчики малыша и проводит им по бумаге: «Вот у нас какая дорожка, это зайчик проскакал и следы оставил». Затем обмакивает всю ладошку, примакивает ее к листу: «А вот мишка прошел, большие следы оставил». Дается возможность ребенку самому действовать с красками, хвалит, радуется рисунку малыша.

  1. Занятие «Королева-кисточка»

Цель: продолжать вызывать интерес к рисованию красками, учить способам действий с кистью: правильно держать, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать в воде и сушить.

Оборудование: большая кисть (или кисти, по количеству детей) с наклеенным нарисованным лицом у основания щетинки, яркой юбочкой из бумаги, одетой на ручку.

Ход занятия: взрослый говорит, что в гости приехала королева-кисточка, показывает кисточку, любуется вместе с ребятами. Далее он рассказывает, что кисточка очень любит рисовать и показывает, как нужно правильно пользоваться кистью: удерживать ее между тремя пальцами, обмакивать в краску, снимать лишнюю краску, отжимая краску о край баночки. Затем взрослый показывает, как «танцует» кисточка по листу бумаги – рисует ею. После этого предлагает детям рисовать самостоятельно.

В конце занятия вместе с детьми моют кисточку в воде, затем вытирают салфеткой. Взрослый говорит, что кисточка очень довольна, она порисовала и волосы у нее чистые и сухие, она всех благодарит.

  1. Занятие «Каляка-маляка»

Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить ребенка правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Оборудование: цветные карандаши, ватман.

Ход занятия: взрослый предлагает ребенку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берет каракули малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ребенку предмет, далее комментирует рисунок и побуждает ребенка узнать в изображении знакомый предмет.

  1. Занятие «листопад»

Цель: вызывать у детей интерес к рисованию, учить рисовать красками, правильно держать кисть.

Оборудование: лист бумаги, гуашь, кисточка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку листочки, предлагает нарисовать их, комментирует: «Вот листочки, они падают с деревьев на землю, их много». Взрослый просит ребенка нарисовать листочки, а затем они радуются и любуются рисунком.

Так же можно проводить занятия: «Елочки с игрушками», «Дождик», «Снежинки».

  1. Занятие «Веревочки для шариков»

Цель: развивать интерес к рисованию, учить рисовать прямые линии.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными шариками, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия: взрослый показывает воздушный шарик, надувает его на глазах ребенка, дает малышу, а шарик сдувается. Взрослый спрашивает, почему сдулся шарик. Если ребенок не отвечает, взрослый подсказывает, что нет веревочки, которой нужно завязать шарик, чтобы он не сдувался. Затем снова надувает шарик, завязывает веревочку, играет с ребенком.

Далее взрослый рисует шарики и просит ребенка нарисовать к ним веревочки. В случаях затруднения взрослый рисует руками ребенка, затем предлагает малышу рисовать самостоятельно.

Взрослый хвалит ребенка, вешает рисунок на стену или предлагает подарить рисунок маме.

  1. Занятие «Салютики»

Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, действию с красками.

Оборудование: соломинки для коктейлей, альбомный лист или ватман, краски.

Ход занятия: взрослый капает жидко разведенную краску на лист и показывает ребенку, как нужно дуть на пятно, краска разбрызгивается – «Салют!».

Затем взрослый предлагает ребенку самому капнуть краску другого цвета и подуть, радуются, хвалит ребенка.

  1. Занятие: «Ягодки для птички»

Цель: формировать интерес к рисованию, учить рисовать красками.

Оборудование: краски, ватные тампончики на палочке, заводная игрушка-птичка.

Ход занятия: взрослый приносит клетку или коробочку с птичкой, побуждает детей открыть и посмотреть, кто пришел к ним в гости. Затем он спрашивает детей, чем же мы угостим птичку, предлагает угостить птичку ягодками, показывает, как рисовать ягодки, примакивая тампончик с краской к бумаге. Говорит, что ягодки вкусные, красные, показывает, что рисовать нужно, заполняя весь лист бумаги, хвалит детей, что они нарисовали много ягод, затем заводит птичку, она бегает по столу, «клюет», взрослый хвалит детей, что они накормили птичку, затем дети прощаются с птичкой, птичка благодарит детей.

Игру можно усложнять, предлагая детям нарисовать зернышки, семечки для курочки, птички с натуры, затем по представлению.

  1. Занятие «Крошки для курочки»

Цель: формировать способ действия – отщипывание.

Оборудование: заводная курочка, тесто или мягкий пластилин.

Ход занятия:  взрослый показывает яркую коробку, трясет ее, эмоционально спрашивает: «Кто там?» Открывает или просит ребенка открыть, достает курочку, любуется ей, затем предлагает покормить курочку крошками, показывает, как нужно отщипывать от теста кусочки. Если ребенок затрудняется действовать самостоятельно, педагог начинает действовать руками ребенка, затем заводит курочку и подносит к «крошкам». Курочка «клюет», педагог комментирует действия: «Курочка по крошке «клюет!», хвалит ребенка.

  1. Занятие «Булочки»

Цель: формировать способы действия (по подражанию): раскатать тесто круговыми движениями между ладонями.

Оборудование: тесто, красивая кукла, круглая булочка (образец).

Ход занятия: взрослый демонстрирует булочку – образец, предлагает слепит такие же булочки для куклы. Взрослый показывает последовательность действий: отрывает от большого куска маленькие кусочки, раскатывает шарики круговыми движениями между ладонями. Затем раздает детям тесто и предлагает им выполнить действия по подражанию.

Далее дети обыгрывают лепные поделки: кормят кукол булочками.

  1. Занятие «Витамины для куклы»

Цель: формировать способы действия (по подражанию): учить разминать тесто, отщипывать маленькие кусочки, катать между ладонями (круговыми движениями), расплющивать их указательным пальцем.

Ход занятия: взрослый приносит куклу, говорит, что кукле нужны витамины. Предлагается детям слепить для куклы вкусные витамины. Взрослый показывает способ лепки: отщипывает маленькие кусочки теста, раскатывает «шарики» из теста между ладошками, расплющивает их указательным пальцем. Затем раздает детям тесто и предлагает им выполнить действия по подражанию. Далее дети обыгрывают лепные поделки: угощают кукол витаминами.

  1. Занятие «Выросли грибочки»

Цель: продолжать учить лепить предмет из двух частей, соединять две части в целое.

Оборудование: готовые шляпки из пластилина, гриб – образец.

Ход занятия: взрослый показывает детям образец гриба: объясняет, что у него есть ножка и шляпка. Далее сообщает, что шляпки слепили белочки, а ножки вы будете лепить. Взрослый показывает способ выполнения действия с пластилином: отрывание кусочков пластилина от большого куска, раскатывание прямыми движениями пластилина между ладонями. Затем показывается, как соединить две части. После этого детям раздаются шляпки и предлагается слепить грибок. В конце занятия лепные поделки обыгрываются.

  1. Занятие «Цветочки»

Цель: учить рвать бумагу на небольшие кусочки, приклеивать, дорисовывать недостающие детали.

Оборудование: цветная бумага, картон, клейстер, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия: взрослый предлагает сделать подарок для мамы: «Подарим ей цветы». Показывает, как нужно отрывать бумагу. Сминать в ладошке, опускать в клейстер, и приклеивать картон. Затем показывает, как нужно дорисовать стебельки. Любуется работой малыша, вместе дарят маме. Важно, чтобы мама очень эмоционально порадовалась, поблагодарила ребенка.

В такой технике можно сделать цветной коллаж из фантиков.

  1. Занятие «Одуванчик»

Цель: продолжать учить наклеивать, дорисовывать, пользоваться красками; узнавать в изображении реальные предметы.

Оборудование: вата, клейстер, тонированный в голубой цвет картон, желтая краска, кисточка, карандаши или фломастеры, цветы одуванчики.

Ход занятия: взрослый приносит одуванчики и рассматривает их вместе с детьми, затем взрослый предлагает сделать такие же для «выставки». Он показывает, как нужно скатать шарик из ваты, обмакнуть в клейстер и прижать к бумаге, побуждает ребенка повторять за ним. Затем они разукрашивают ватный шарик в желтый цвет, любуются, радуются, какой красивый одуванчик получился. Затем взрослый просит ребенка дорисовать стебелек, как у настоящего одуванчика. В конце вместе вешают работу на выставку.

В такой же технике можно выполнять работы «Снеговик», «Мышонок», «Поле» и т.д.

  1. Занятие «Заборчик для животных»

Цель: продолжать формировать интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Оборудование: кирпичики одного цвета, деревянный домик, игрушки (домашние животные).

Ход занятия: взрослый демонстрирует ребенку домик, стучит в дверь домика, спрашивает: «Кто в домике живет?» Достает игрушки (кошка, собачка, коза и т.д.). Взрослый обращается к детям с вопросом: «А где же наши животные будут гулять?», предлагает построить для животных заборчик, показывает, как нужно ставить кирпичики на узкую грань, побуждает ребенка действовать по подражанию. Затем взрослый обыгрывает постройку, показывает, как гуляют животные, побуждает ребенка изображать, как они кричат.

  1. Занятие «Ракета»

Цель: продолжать интерес к конструированию, учить строить по показу, используя разные формы (кубики, конус).

Оборудование: кубики, конус, постройка – образец «ракета» (два кубика и конус).

Ход занятия: взрослый демонстрирует образец постройки «Ракета», показывает и объясняет порядок выполнения постройки (три кубика ставятся друг на друга вертикально, сверху – конус), предлагает детям строить такую же ракету.

Далее взрослый произносит потешку:

Мы ракету собирает, космонавта запускаем,

Вот ракета старт берет, совершит она полет!

В конце занятия дети обыгрывают постройку.

IV.Самообслуживание и труд в быту

  1. Учить ребенка есть с ложки, без лишних манипуляций с ней, медленно, небольшими порциями, пить из чашки самостоятельно, соблюдая опрятность, держа чашку одной рукой
  1. Учить продолжать действия взрослого при раздевании
  1. Учить детей полностью самостоятельно раздеваться под контролем взрослого, активно участвовать в одевании
  1. Учить одеваться с минимальной помощью, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки на обуви
  1. Учить умываться самостоятельно по мере необходимости в течение дня, пользоваться носовым платком
  1. Приучать реагировать на мокрое и грязное белье, стараться быть сухим в течение дня, помогать взрослому, участвовать в уходе за собой, сообщать взрослому о своем желании идти в туалет жестом или голосом, учить пользоваться горшком,  туалетной бумагой
  1. Учить находить свое место за столом, сидеть за столом в правильной позе, воздерживаться от криков за столом, вставать из-за стола в определенное время и определенным образом
  1. Обучать складывать и убирать свою одежду с помощью взрослого, беречь одежду от грязи, убирать на место свою одежду, убирать свои игрушки в ящик
  1. Знакомить с орудиями бытового труда: предметами бытовой техники, инструментами, посудой; учить поливать комнатные цветы из детской лейки, принимать участие в уборке помещения группы
  1. Учить здороваться, благодарить, вежливо просить о помощи.

Дидактический материал по самообслуживанию и труду в быту

  1. Занятие «Сделаем лодочки»

Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

Засучить рукава, проговаривая потешку:

Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!;

Открыть кран;

Сложить ладони рук «лодочкой»;

Подставить руки под струю воды;

Закрыть кран;

Вытереть руки полотенцем.

Затем взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук.

  1. Игра «Делаем прическу»

Цель: учить  держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затее просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку  при этом помогает ему удерживать  расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает внимание на то, что он  стал таким же красивым, как кукла.

  1. Занятие «Фонтанчики»

Цель: учить полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка  к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, при этом приговаривая потешку:

Наберем водичку в рот

Пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце игры взрослый хвалит ребенка.

  1. Игра «Оденем кукол»

Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежды на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках: «Смотрите какая у кукол красивая одежда!» Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске.

  1. Занятие «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы ставим на поднос тарелку, чашку, кладем ложку» и т.д. Затем взрослый показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!» Дается возможность ребенку действовать самостоятельно.

  1. Занятие «Вымой посуду»

Цель: продолжать формировать самостоятельное действие – мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает один тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой и ополаскивать в другом тазике с чистой водой, выкладывая тарелки на чистый поднос. Предлагается ребенку вымыть свою тарелку.

  1. Занятие «Почистим туфли»

Цель: вызвать интерес к самостоятельным действиям – учить чистить обувь при помощи щетки.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли

Раз, два, три!

Будут чистыми они

Раз, два, три.

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки)

V.Развитие речи
  1. Учить ориентироваться по слову взрослого в помещении комнаты, группы, класса, на участке и т.д.
  1. Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «спрячь куклу в коробку» и др.
  1. Учить  дифференцировать  простые речевые звукоподражательные конструкции (мяу, му-му, ко-ко-ко и др.)
  1. Учить узнавать и показывать знакомые предметы на картинках
  1. Учить называть знакомые предметы на картинках
  1. Учить понимать прочитанные короткие рассказы и сказки
  1. Учить конструировать простую 2-х словную фразу повторно по представлению
  1. Учить конструировать простую 2-х словную фразу самостоятельно  по представлению
  1. Учить конструировать простую многословную фразу повторно с опорой на наглядный материал
  1. Учить конструировать простую многословную фразу повторно  по представлению
  1. Учить конструировать простую многословную фразу самостоятельно  по представлению
  1. Учить правильно повторять, проговаривать за взрослы звуки, слова.

Дидактический материал по развитию речи

  1. Игра «Позови Петрушку»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.

Оборудование: игрушка би-ба-бо (Петрушка), экран.

Ход занятия: взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, его надо позвать: «Петрушка, иди к нам!» Появляется Петрушка, говорит: «Привет, (называется имя ребенка)!» Петрушка снова прячется, взрослый предлагает ребенку снова его позвать: «Иди к нам!» Петрушка появляется, гладит ребенка, протягивает руку, говорит: «Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!» Петрушка прячется, игра повторяется несколько раз.

  1. Игра «Дружная семейка»

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: набор матрешек (папа, мама, сын, дочка).

Ход занятия: взрослый показывает первую матрешку – папу и называет ее: «Это – папа. А где же мама? Позовем маму. Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрешку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!» Показывает новую матрешку-сыночка. «А еще кто есть? Дочка. Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребенок расставляет каждую матрешку на отдельный стульчик вокруг стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет угощение и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!» Педагог обобщает в конце игры: «Вот какая дружная семья!»

  1. Игра «Кто в домике живет?»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушка, петушок.

Ход занятия: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом домике живет зверушка: в этом домике живет лягушка, она квакает – ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит –пи-пи; в этом домике живет петушок, он кричит – ку-ка-ре-ку. Затем взрослый предлагает ребенку постучать в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?» Взрослый говорит: «Там лягушка живет, она квакает», предлагает ребенку повторить – ква-ква и т.д. В конце игры взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

  1. Игра «Кукла Катя»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова, формировать понимание слов – действий.

Оборудование: кукла, кукольная постель, коляска, посуда.

Ход занятия: взрослый показывает куклу и говорит: «К нам пришла кукла Катя в гости. Она хочет пить. Посади куклу на стул. Дай ей пить. Скажи – пей, Катя! Катя хочет гулять. Посади ее в коляску, скажи – сиди, Катя! Катя хочет спать. Положи ее в постель, скажи – спи, Катя! Спой ей песенку: «Баю-бай, а-а-а, засыпай, Катя! Катя спит».

  1. «Лото»

Цель: расширить пассивный и активный словарь ребенка.

Оборудование: парные картинки.

Ход: занятия: взрослый раздает картинки себе и ребенку. Показывает одну из пары картинок, просит ребенка показать такую же, повторить ее название.

VI.Социальное развитие 

  1. Преодоление негативного, агрессивного отношения к контакту с взрослыми,  другими детьми
  2. Формирование представлений о себе и других
  1. Учить играть вместе с другими детьми
  1. Учить соблюдать правила в общих играх
  2. Формировать представления детей о некоторых профессиях (врач, повар, воспитатель, учитель, продавец)
  1. Учить соблюдать режим
  1. Преодоление вредных привычек.
  2. Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

  1. Ладушки

Цель.  Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. (Проводится индивидуально или с небольшой группой детей.)

Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит

потешку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», — повторяя 2—3 раза.

  1. Иди ко мне

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый  отходит от ребенка на  несколько  шагов  и,  манит  его  к себе,  ласково  приговаривая:  «Иди  ко

мне,  мой  хороший».  Когда  ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!».

Игра повторяется.

  1. Возьми шарик

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры.  Педагог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми».  Когда ребенок немного подер-

жит шар, педагог просит: «Дай мне».  Показывает, как  шар  летает, и снова отдает его  ребенку.  При  этом  выражает

радость, удовольствие от игры:  «Какой красивый!», «Как летает!», —  оживленно хлопает в ладоши.

  1. Хоровод с куклой

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.)  Педагог приносит новую куклу.  Она здоровается с детьми,  гла-

дит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать.

Педагог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается

по  кругу  вправо и  влево, выражая  радость,  веселье  и  напевая  простую  детскую  мелодию  (например,   «Веселая

дудочка» М. Красева). Вариант. Игра проводится с мишкой.

  1. Догонялки

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.) К детям приходит кукла,  знакомая им по прошлой игре, и   гово-

рит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их дого-

няет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!».

Вариант. Игра проводится с мишкой.

  1. Пришел Петрушка

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Петрушка, погремушки.

Ход игры. (Проводится с подгруппой детей).  Педагог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гре-

мит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

  1. Идите ко мне — бегите ко мне

Цель. Обратить внимание детей значение глаголов «иди» и «беги»; учить их слушать и понимать инструкцию.

Оборудование. Кукла.

Х од игры.

1-й  вариант. Игра с куклой.

Дети сидят на стульях,  стоящих перед столом педагога.  Педагог ставит куклу  на стол. Она здоровается с детьми. Пе-

дагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку распола-

гает  у левого  края и манит ею, говоря:  «Иди ко мне».  Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее.  Затем он берёт

куклу в левую руку, а  правой манит и говорит:  «Беги ко мне».  Кукла снова идет, но педагог останавливает ее и гово-

рит: «Слушай внимательно, я сказал(а) беги». Кукла бежит, педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую ру-

ку и на сигнал «Беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку,  кукла вновь пытается бежать по сло-

ву «Иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я сказал(а) иди». Кукла правильно выполняет инструкцию

2-й  вариант . Игра с детьми.

Взрослый располагает малышей около одной из стен комнат, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бе-

гите ко мне», — манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он останавливает их, пов-

торяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз ин-

струкция меняется («Идите ко мне»).

  1. Возьми, положи, брось

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось»; учить слушать и понимать речевую ин-

струкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры.  Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи».  Двое детей берут мя-

чи,  третий,  опоздавший, остается без мяча.  Затем педагог одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на

стол,  другому с  той же  инструкцией указывает на корзину,  помогая  малышам выполнить задание.  Дети садятся на

стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», — стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось  мяч», — одному ребенку указывая на корзинку, а другому, вкладывая мяч в руки.

  1. Возьми, кати

Цель. Продолжать учить детей слушать и действовать по речевой инструкции; дифференцировать глаголы «возьми»,

«кати».

Оборудование. Воротца, шарик, мина, мяч.

Ход игры.  Перед ребенком  на стол ставят трое воротцев.  Перед  первыми ставится машина,  перед  вторыми - шарик,

перед третьими  —  мяч.  Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку:  «Кати»,  -  помогая ему выполнить

задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми»;  указывая на шарик, говорит: «Кати», и т. д., т. е. необходимо избегать  ориентировки на порядок действий.

Дидактический материал по формированию представлений о себе и других

  1. Выйди в кружок

Цель. Учить детей откликаться и называть свое имя.

Ход игры. Педагог вместе с детьми встает в круг и водит хоровод, при этом произнося следующие слова: «Хоровод

водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Наташа, в кружок. Возьми, Наташенька,

платок!». После этих слов все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя было названо, выходит в

круг, выбирает цветной платок, машет им. Затем его место занимает другой ребенок, и игра продолжается до тех пор, пока внутри круга не побывают все дети.

  1. Найди свое место

        Цель. Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии, называть свое имя.

Оборудование. Индивидуальные фотографии участников игры.

Ход игры. Педагог рассаживает детей на стульчиках полукругом и показывает по очереди их фотографии. После того как ребенок узнает себя на фотографии и назовет свое имя: «Это я — Коля», — педагог прикладывает фотографию к его груди, затем кладет ее передним. В тех случаях, когда ребенок затрудняется в узнавании себя на фотографии, педагог сам называет имя ребенка и отдает ему его фотографию. Потом предлагает каждому ребенку оставить фотографию на своем стульчике и приглашает их выполнить различные движения по подражанию: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики». В это время второй взрослый меняет местами фотографии. После подвижной игры детям предлагается сесть на тот стульчик, где лежит его фотография. В конце игры педагог спрашивает каждого ребенка, как зовут того, кто изображен на фотографии: «Как зовут?...»

  1. Расскажи о себе

Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешно-

сти, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.

Оборудование. Зеркало в полный рост ребенка, фотографии, кукла.

Ход  занятия. Педагог предлагает ребенку посмотреть в зеркало и ответить на вопрос: «Кто это в зеркале?» Затем ребенку показывают общегрупповую фотографию и задают вопрос: «Покажи, где ты на этой фотографии». После чего перед ребенком раскладывают отдельные фотографии сверстников и предлагают отыскать среди них самого себя: «Найди себя на этих фотографиях. А как ты узнал себя?» Затем ребенку снова предлагают посмотреть в зеркало и рассказать о себе: «Посмотри в зеркало и расскажи, какой (ая) ты? (Цвет волос, глаз...). Назови части тела. Что у тебя есть? Покажи, где у тебя руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея). Назови части лица. Что у тебя есть на лице? Покажи, где у тебя глаза (нос, рот). Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?  Для чего нужны руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея)? Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?»

Если ребенок не показывает части тела и лица на себе, то педагог предлагает показать их на кукле.

  1. Бросай мяч

Цель. Учить детей называть своих сверстников по имени.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.  Дети стоят вокруг педагога полукругом.  Педагог предлагает каждому ребенку ловить, а затем бросать мяч

 кому-нибудь из детей, но вначале надо назвать сверстника по имени. Педагог показывает, как это надо делать: «Лови,

Маша».  После того как Маша поймает мяч, она бросает его другому ребенку и называет его имя: «Лови, Даша».  Игра

продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не назовет имя своего сверстника по группе.

  1. Хоровод

Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход  игры. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут водить хоровод. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова вместе с педагогом: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли: «Выйди, Наташенька, в кружок. Возьми, Наташенька, флажок!». После это все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя названо, выходит в круг, выбирает цветной флажок, машет им. Затем хоровод продолжается до тех пор, пока в кружке не побывает каждый ребенок.

  1. Угадай, кого не стало

Цель. Продолжать закреплять умение детей называть имена своих сверстников по группе.

Ход игры. Дети стоят полукругом вокруг педагога. Взрослый предлагает каждому ребенку внимательно посмотреть на всех детей и запомнить их. Затем педагог выбирает одного из детей и говорит о том, что он «водящий», завязывает ему глаза платочком, в это время другой ребенок прячется. После чего все дети хлопают в ладоши и дружно повторяют несколько раз: «Угадай, кого не стало». «Водящему» развязывают глаза, и он должен назвать имя ребенка, который спрятался. После того как «водящий» назовет имя ребенка, который прятался, все дети ритмично хлопают в ладоши и говорят: «Коля, Коля, выходи!» Игра повторяется 3—4 раза.

  1. День рождения куклы Кати

Цель. Формировать у детей первоначальные представления о дне рождения как о праздничном событии; закрепить последовательность событий, происходящих в этот день.

Оборудование. Кукла в нарядном платье, небольшие игрушки, книжки, салфетки.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть праздничный наряд куклы Кати, которой сегодня исполнилось пять лет и которая приглашает детей отпраздновать ее день рождения. Педагог вместе с детьми благодарит куклу за приглашение, а затем договаривается с ними, как они будут праздновать день рождения. Взрослый предлагает детям последовательно выполнить ряд действий:

• выбрать в качестве подарка любой из предложенных предметов (игрушку, книжку, воздушный шарик, набор кубиков, набор фломастеров);

• подойти к кукле и сказать ей: «Катя, я тебя поздравляю с днем рождения! Вот тебе подарок»;

• кукла Ката благодарит за подарок, гости водят вокруг куклы хоровод «Каравай»;

• кукла Ката угощает детей; дети благодарят за угощение.

Занятие заканчивается тем, что кукла благодарит всех ребят за поздравления и подарки и приглашает всех пойти с ней на прогулку.

  1. Найди картинки

Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде человека; учить выделять его из совокупности живых существ; уточнить понимания слов «люди», «человек», «дети».

Оборудование. Сюжетные картинки: «Дети играют во дворе», «Мальчик читает книгу», «Доктор лечит ребенка», «Овцы пасутся на лугу», «Курочка с цыплятами», «Кошка с котятами»

Ход игры. Педагог на наборном полотне расставляет сюжетные картинки и предлагает детям их рассмотреть. Затем просит детей выполнить задание и ответить на вопрос: «Найди картинки с изображением людей. Расскажи, как ты догадался, что это люди?».

  1. Что чувствует девочка?

Цель. Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей.

Оборудование. Сюжетные картинки: «Нарядной девочке вручают подарок» (проявление радости), «Девочка ушибла ногу» (выражение грусти).

Ход игры. Педагог сажает детей полукругом и проводит беседу, задает детям следующие вопросы: «Когда вам бывает радостно? А когда вам радостно, что вы делаете? Когда вам бывает грустно? А что вы делаете, когда вам грустно?».

После беседы педагог расставляет на наборном полотне сюжетных картинки, предлагая рассмотреть их и ответить на вопросы. Последовательность предлагаемых к каждой картинке вопросов строится с учетом степени сложности — от общих вопросов к уточняющим. Так, при предъявлении первой картинки («Нарядной девочке вручают подарок») детям задают следующие вопросы: «Посмотри на эту картинку, что здесь изображено? Внимательно посмотри на картинку, что же здесь происходит? Что делает этот мальчик? А что происходит с девочкой? Какая она? А как ты догадался, что она радостная, веселая?»

При предъявлении второй картинки («Девочка ушибла ногу») дети отвечают на такие вопросы: «Внимательно посмотри на картинку, что же здесь произошло? Почему девочка сидит на земле и держит свою ногу? Что происходит с девочкой? Какая она?»

В конце занятия педагог уточняет: «Покажите картинку, где девочка веселая. А где девочка грустная? Почему?»  Затем предлагает одному ребенку показать перед зеркалом, как он выражает свою радость, а как - грусть.

  1. Наши помощники

Цель. Закрепить представления детей о функциональном назначении глаз; воспитывать бережное отношение к своим глазам.

Оборудование. Предметы и игрушки, картинки; подносы; повязка.

Ход игры. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи - на подносах.

Педагог говорит: «Сегодня будем играть и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они?»

По предложению педагога дети по очереди достают игрушку из мешочка и рассказывают о ней: какая она, какого цвета, как с ней играть. Затем по очереди детям предлагается с завязанными глазами достать игрушку и сказать, какого она цвета.

Далее педагог показывает картинку ребенку с завязанными глазами и просит рассказать, что на ней нарисовано. Безусловно, что с закрытыми глазами ребенок не может ничего ответить.

По предложению педагога кто-либо из детей имитирует разные движения: плавание, полет самолета, танец. Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения.

Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если закрыты глаза.

На вопрос педагога, что же помогает узнать вещь или содержание картинки, производимые действия, дети сами делают вывод, что они узнают тогда, когда смотрят глазами.

Педагог уточняет: «Кто же ваши помощники?» Дети отвечают: «Глаза». Педагог сообщает, что глаза нужно беречь. Нельзя трогать их грязными руками, сыпать в глаза песок. А если мыло или шампунь попадут в глаза, нужно промыть их чистой водой.

  1. Помощники человека в труде

Цель. Закрепить представления детей о функциональном назначении рук.

Оборудование. Предметы и игрушки; подносы.

Ход игры. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Предметы расположены на столе, мелкие игрушки на подносах.

Педагог говорит детям о том, что человек делает много необходимых вещей (назвать их), придумывает умные машины, разные приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель напоминает, что дети уже знают основного помощника – зрение. Предлагает детям подумать, догадаться, каких еще помощников имеет человек для труда. При затруднениях можно задать наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструмент на работе; как придвинуть вещь, если она далеко, или переставить ее на другое место?».

Затем просит детей подать какой-нибудь предмет. Предлагает детям взять по карандашу и поставить в стаканчик. Дети по предложению педагога нанизывают мелкие предметы (пуговицы, кольца, наперстки) на шнур. Дети сами убеждаются в том, что обе руки работают.

Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей. Педагог поощряет ловкость и умелость рук. Затем спрашивает: «О каком помощнике вы узнали? А еще для чего нужны руки?»

В конце игры педагог обобщает знания детей: «Руки нужны для труда. На рабочих руках вся жизнь держится».

  1. Кому что нужно

Цель. Закрепить представления детей о некоторых профессиях (доктор, повар, воспитатель, продавец).

Оборудование. Четыре больших сюжетных картинки с изображением доктора, повара, воспитателя, продавца; по четыре предметных картинки с изображением инструментов для людей вышеперечисленных профессий (всего 16).

Ход игры. Детей рассаживают на стульчиках за столиками. Педагог спрашивает детей о том, какие профессии они знают, кем работают их родители. Затем сообщается детям, что они будут играть в игру, где нужно раздать людям разных профессий их инструменты. Педагог по очереди расставляет на наборном полотне сюжетные картинки и раздает детям конверты, в которых находятся предметные картинки с изображением инструментов для той или иной профессии. Дети по очереди рассматривают свой набор предметных картинок, называют их, и подкладывают под ту сюжетную картинку, чьи инструменты изображены. При этом объясняют: «Это градусник – он нужен доктору, а это половник – он нужен повару» и т.д.

VII. Формирование навыков и привычек общественного поведения у детей с нарушением интеллекта.

 

          А. Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения:

— привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия;

— привычка оказывать помощь  больным товарищам, родственникам, родителям;

— умение распределять свое время таким образом, чтобы его хватало на выполнение заданий и общественных, домашних  дел;

— умение самостоятельно подбирать оборудование, необходимое на уроке и при выполнении домашних, внеклассных занятий и других дел;

— умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при подборе оборудования к уроку, внеклассному занятию, а также родителям при выполнении различных дел;

— привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя, родителей  и других старших товарищей;

— умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания;

—привычка к точному выполнению правил поведения в мастерских, на кухне и т.д. и соблюдению техники безопасности;

— умение самостоятельно и правильно организовывать свой досуг;

— привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для пешеходов;

— привычка  дисциплинированно  и  культурно вести себя в театрах,  кино,  парках,  садах, магазинах и т. д..

          Б. Формирование умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими: 

— привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др. ), но всеми ее посетителями ;

— привычка здороваться с друзьями, гостями, родственниками;

— умение замечать и исправлять недостатки собственного поведения;

— умение выслушивать, своего собеседника до конца,  не перебивая;

— умение скромно и понятно изложить свою просьбу (претензию и т д. );

—умение четко реагировать на состояние окружающих и считаться с ним (например, соблюдать тишину, когда она необходима другим для работы или отдыха, успокоить обиженного товарища и т.д. );

— умение морально поддерживать окружающих, подчинять в необходимых случаях личное настроение настроению товарищей, близких, родных;

— умение просить извинение в связи с нарушением правил вежливого обращения;

— умение правильно и самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке;

— умение соблюдать этикет в отношении старших, сверстников, представителей противоположного пола, гостей и т. д.;

— привычка помогать товарищам, родителям при выполнении ими домашних заданий, дел и во время игр, т. д.;

—  умение защищать обиженных и доброжелательно разъяснять обидчикам их неправоту;

— умение самостоятельно определять вид помощи, в которой нуждается старший, больной, престарелый;

— привычка отказываться от удовлетворения своих интересов и потребностей, если они противоречат интересам окружающих;

— привычка соблюдать общие для всех нормы и правила;

— умение предъявлять равные требования к окружающим и самому себе (в пределах реальных возможностей);

— привычка добросовестно выполнять  поручения;

— учение правильно относиться к критическим замечаниям, признавать вину и исправлять недостатки.

           В. Формирование представлений о долге, чести и совести:

— убеждение в том, что честность есть качество, которое уважается членами нашего общества;

— чувство ответственности за свои поступки;

— представление о долге как о верности данному себе и друзьям, родителям слову.

          Г. Формирование представлений о товариществе и дружбе:

— представление об истинной и ложной дружбе (настоящий друг тот, кто помогает и объясняет, а не тот, кто много говорит о дружбе);

— представление о равноправии в нашей стране мужчин и женщин, чувство уважительного отношения к женщине;

— представление о родителях, учителях и др. как о старших товарищах и искренних друзьях детей: чувство уважения, любви и благодарности по отношению к старшим за их заботу о детях;

— потребность проявлять по отношению к взрослым внимание, любовь и благодарность за их заботу о детях .

          Д. Формирование первоначальных нравственно - эстетических представлений: 

— чувство уважения к человеку за его достоинства, способность испытывать эстетическое наслаждение от внешнего вида человека, соответствующего эстетическим запросам общества;

— привычка бережно относится к родной природе;

— умение приумножать богатства родной природы (посадка деревьев, цветов и т. д. ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный педагогический проект "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В процессе обучения детей с множественными нарушениями развития (в том числе интеллектуальные нарушения) учителя сталкиваются с проблемой восприятия данной категорией детей различных литературных прои...

"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".

Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....

СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....

Статья "Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, часто сталкиваются с такой проблемой, как запоминание обучающимися стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...

Классный час во 2 классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к Дню Конституции

Классный час адресован для работы с обучающимися начальных  классов   в коррекционной школе  (для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) к Дню Конституции. Правовое воспита...