ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
учебно-методический материал на тему

Бекенеева Наталья Анатольевна

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни. Моими учениками являются дети возрастом от 12 до 17 лет с диагнозом умственная отсталость (умеренной и  тяжелой степени) и дети со сложной структурой дефекта. Вот некоторые типичные трудности, характерные для детей с данными диагнозами: слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам, зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов. У всех детей возникают определенные проблемы: неправильно держат карандаш или ручку, характер нажима у всех детей слабый; появляются графические ошибки (выход за пределы строки, «сползание» со строки, искажение элементов); при продолжительной работе (8-10мин.) у детей наблюдается повышенная утомляемость, что отрицательно сказывается на их работоспособности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат» Юргинский городской округ

ДОКЛАД

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Составила: Н.А.Бекенеева,

учитель начальных классов

2018

     Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни. Именно для обучения таких детей и составляется СИПР – специальная индивидуальная программа реабилитации, в которую входят следующие учебные предметы на начальных этапах обучения: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» «Человек», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность», «Адаптивная физкультура», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорное развитие», «Предметно-практическая деятельность», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация». Занятия проводятся, как индивидуально с ребенком, так и при формировании мини-групп детей с типичными особенностями развития.

     Моими учениками являются дети возрастом от 12 до 17 лет с диагнозом умственная отсталость (умеренной и  тяжелой степени) и дети со сложной структурой дефекта. Вот некоторые типичные трудности, характерные для детей с данными диагнозами: слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам, зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов. У всех детей возникают определенные проблемы: неправильно держат карандаш или ручку, характер нажима у всех детей слабый; появляются графические ошибки (выход за пределы строки, «сползание» со строки, искажение элементов); при продолжительной работе (8-10мин.) у детей наблюдается повышенная утомляемость, что отрицательно сказывается на их работоспособности.

      Работу по формированию графических навыков у детей с ОВЗ следует начинать с комплексного обследования ребенка, прежде всего, с диагноза. Знание педагогом медицинского фактора является главным в начале работы, так как знание состояния здоровья ребенка, его нервно-мышечного аппарата, режима зрительной нагрузки необходимо для организации деятельности.

     Основным способом формирования графического навыка у ребенка с умственной отсталостью являются многократные упражнения и тренировки определенных действий, которые включаются в учебные предметы.

Данную работу я строю по нескольким направлениям:

1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации.

  • Формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке. Все это – упражнения пальчиковой гимнастики.
  • Формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»). Это гимнастика для рук.
  • Формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»). Эти упражнения проводятся на занятиях по ППД, «Развитию психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорному развитию».
  • Обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»). Эти упражнения проводятся на занятиях по ППД, «Развитию психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорному развитию», «Человек».
  • Обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»). Эти упражнения так же проводятся на занятиях по ППД, «Развитию психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорному развитию», «Человек».

2. Развитие зрительного восприятия и  зрительного внимания.

  • Формирование умения  собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет.
  • Обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик),  Что квадратное? (часы, стол) и т.д.).
  • Формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

3. Развитие пространственной ориентировки.

  • Формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»).
  • Обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и  по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»).
  • Формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

4. Формирование базовых графических умений и навыков.

  • Формирование умения проводить различные линии по образцу, не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»).
  • Формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»).
  • Формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика)).
  • Обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции.
  • Формирование умение копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор»,  «Продолжи забор»).
  • Формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.

5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов. 

  • Формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.

Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая  ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.

Выполняя графические диктанты, дети расширяют свой кругозор, увеличивают словарный запас, учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

  1. ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;
  2. педагог задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.

Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.

При выполнении графических заданий надо уделять внимание  формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).

     

7. Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы) способствует сенсорному развитию, зрительному восприятию и сложной координации кистей и пальцев рук.

Анализ результатов работы.

     Диагностическое обследование, проведенное на конец года показало положительную динамику: 22% (2 воспитанника) имеют высокий уровень графомоторных навыков, 45% (4 воспитанника) имеют средний уровень графомоторных навыков и 33% (3 воспитанника) имеют низкий уровень графомоторных навыков. Можно сделать вывод, что в следующем, занятия по развитию мелкой моторики с данным воспитанником будут носить более продуктивный характер.

      Как показала проведенная работа, положительная динамика наблюдается только при систематической работе во всех 7-ми направлениях, при этом, если какая-либо составляющая из блока «выпадает», то значительно снижается эффективность коррекционного воздействия.

     Кроме того, развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память.

Список литературы

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель : Профиздат, 2007. - 46 с.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.
  3. Войлокова Е. Ф., Андрукович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
  4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с.
  5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.
  6. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1988.
  7. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987
  8. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.
  9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2008. – 235 с.
  10.  Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
  11.  Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2001. – 48 с.
  12.  Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.