Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения
статья по логопедии (3 класс)

Бельчикова Екатерина Федоровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikulinalogopedicheskoe_soprovozhdenie_uo.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения.

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны , связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

 

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

1.    В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2.               При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится       дифференциации       фонетически       близких       звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного,  кинестетического образа.  Сравниваются звучание,  артикуляция  двух  звуков,  устанавливаются  их  сходства  и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На   каждом   логопедическом   занятии   ставятся   задачи   коррекции нарушений   не   только   фонетико-фонематической,   но   и   лексико-грамматической стороны речи.

3.              В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться   на   принципе   поэтапного   формирования   умственных действий (Л.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Это необходимо для того, чтобы   от   наглядно-образного   мышления   перейти   к   организации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим  последовательный переход от одного
этапа   к   другому,   что   связано   с   особенностями   мыслительной деятельности этих детей.

4.      Особенностями  логопедической  работы   во  вспомогательной  школе являются     максимальное     включение     анализаторов,     а    также использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедической    работы    широко    используются    схемы,    муляжи правильной     артикуляции     звуков,     разрезная     азбука,     игровые упражнения, технические средства.

5.  Важнейшее  значение  имеет дифференцированный  подход,  который предполагает   учет   особенностей   высшей    нервной   деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

 

6.              Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо     увязывать     с     общим     моторным     развитием  (преимущественно развитием  тонкой   ручной   моторики)   умственно   отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики,   в  логопедические   занятия,   особенно   младших   классов, включаются     пальчиковая гимнастика,     задания     по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7.              Содержание   логопедической    работы    во   вспомогательной    школе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.

8.              В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых    детей    очень    консервативны,    изменяются    с    трудом, необходимо   особенно   тщательно   отрабатывать   этапы   закрепления правильных речевых навыков.

9.              Характерной        особенностью        логопедической        работы        во вспомогательной        школе        является        частая        повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции     коры,     трудностью     формирования     новых     условно-рефлекторных     связей,     быстрым  их   угасанием     без     достаточного подкрепления.

10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки  не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.

11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности.

12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
  • учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
  • учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
  • называть простейшие действия с предметами;
  • учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие ручной моторики.
  4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
  5. Развитие элементарных произносительных навыков.
  6. Развитие понимания обращённой речи.
  7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
  8. Развитие активной речи.
  9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Образовательный педагогический проект "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В процессе обучения детей с множественными нарушениями развития (в том числе интеллектуальные нарушения) учителя сталкиваются с проблемой восприятия данной категорией детей различных литературных прои...

"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".

Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....

СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....

Статья "Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, часто сталкиваются с такой проблемой, как запоминание обучающимися стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...

Классный час во 2 классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к Дню Конституции

Классный час адресован для работы с обучающимися начальных  классов   в коррекционной школе  (для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) к Дню Конституции. Правовое воспита...