Парламентский урок во 2 классе
классный час (2 класс) по теме

Попова  Марина Сергеевна

 

Цель  — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

§  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

§  общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

§  обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

§  формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

§  ознакомление с основным  законом нашей страны – Конституцией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Начальная школа – детский сад №15»

Парламентский урок

«Человек и закон»

во 2 классе

на краевой конкурс

«Будущие законодатели

Пермского края»

Учитель: Зырянова М.С.

                                        

Г.Кунгур

2012 год

                                      «Человек и закон» 

Цель  — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

  1. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  3. обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
  4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  5. ознакомление с основным  законом нашей страны – Конституцией.

Форма проведения: 

  1. создание проблемного вопроса «Какие вопросы возникают, читая тему занятия «Человек и закон», создание детьми новых вопросов для решения проблемы;
  2. просмотр видео-ролика «Жизнь нашего класса»;
  3. работа с использованием   презентации «Человек и закон» ;
  4. групповая работа «Составление предложений о Конституции РФ» - итог занятия;
  5. работа в парах «Делаем Флаг РФ» из цв.бумаги;
  6. исполнение детьми песни «Моя семья» А.Ермолаева
  7. просмотр видео-ролика «Гимн РФ»
  8. Особенностью оформления данного классного часа является наличие государственной символики: герба и флага Российской Федерации. Для сопровождения рассказа учителя использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. 

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация «Человек и закон»,
  2. проектор, ноутбук, экран, колонки,
  3. видеоролики «Жизнь класса», «Россия», «Герб России»,
  4. карточки со словами (человек, закон, государство, природа, школа, класс, гражданин), карточки для групповой работы для составления предложений о Конституции РФ, карточки со словами (законы, Устав школы, правила поведения в школе, семейные ценности)
  5. физическая карта России, цветная бумага, клей для групповой работы «Флаг РФ»

                                      Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о законах и о том, какие мы с вами законопослушные граждане.

  1. Работа над соответствием слов.  Коллективная работа.

- У меня на доске карточки со словами, прочитаем их:

Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс.

- Давайте попробуем найти взаимосвязь между этими словами. Берем по два слова. Кто первый?

Дети отвечают:

- Человек и природа – Человек – часть природы.

- Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе.

- Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы.

- Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила.

- Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами.

- Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы.

Учитель: Спасибо за ваши интересные и правильные ответы.

- А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из вашей школьной жизни.

  1. Просмотр видео-ролика  «Жизнь класса».

Учитель:  Читаем тему презентации «Человек и закон».(открываем слайд №1)  Какие вопросы вам хочется задать, читая эту тему?

Ответы детей:

- Что такое закон?

-  Связан ли закон с семьей?

- Как можно научиться выполнять законы в школе?

- Как называется главный закон общества?

Открываем слайд №2.

- А теперь прочитайте вопросы, они практически совпадают с тем, что сказали вы.

Дети читают вопросы

  1. 1. Что такое ЗАКОН?
  2. 2. Когда мы впервые сталкиваемся с ЗАКОНОМ?
  3. 3. Кто такой ГРАЖДАНИН?
  4. 4. Что такое ЗАКОНЫ семьи?
  5. 5. Что такое ЗАКОНЫ школы?
  6. 6. Как называется главный ЗАКОН общества?
  7. 7. Кто помогает издавать  законы?

- Давайте начнем разбираться. Что такое закон?

Открываем слайд №3.

- Как вы думаете, ваши версии?

Дети отвечают: Закон – это правила, которые должны выполнять все люди.

Открываем слайд №4.

- Учитель читает:

Законы - это

  в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом,

все установленные государством общегосударственные правила.

Открываем слайд №5.

- Когда человек впервые сталкивается с законами жизни?

Ответы детей:

- В своей семье. Когда он рождается, его учат мама и папа жить и вести себя правильно.

Учитель:

- А какие правила могут быть в семье?

Ответы детей:

- Родители проверяют у нас уроки. Мама с папой заботятся о нас, чтобы у нас была одежда, все для школы, кормят нас. Гуляют с нами.

Открываем слайд №6 и читаем:

Примерные правила в семье:

  1. 1.Назначение обязанностей.
  2. 2. Контроль за тем, какие фильмы и передачи смотрят дети.
  3. 3. Осведомленность об успеваемости.
  4. 4. Семейный ужин 5-7 раз в неделю.
  5. 5. Установление времени возвращения домой с прогулок и после уроков.

Учитель:

 Подведем итог. Значит  для чего ребенку нужна семья?

Ответы детей:

- В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо.

Открываем слайд № 7 и читаем:

В семье закладываются семейные ценности.

  1. Дети поют песню «Моя семья» Александра Ермолаева.

Открываем слайд №8.

- Кто такой гражданин? Прочитайте, пожалуйста.

  1. 1. Житель, горожанин.
  2. 2.  Член общества, народа, состоящего под одним общим управлением, подчиненного общему для всех закону.

Учитель:

- Что такое законы семьи?

Дети: это правила, например, приходить домой после прогулки  вовремя.

Открываем слайд №9.

- Правильно. Родители вас поддерживают в вашей учебе, во всех делах. Вовы Галаева родители приняли активное участие в ярмарке, а также у Кати Араслановой, у Даши Горшковой – бабушка.

Открываем слайд №10.

Традиции, правила, семейные ценности – это ваши родители пришли вместе с вами 1 сентября, как будто первый раз  в первый класс. Словно школьники, родители волновались и собирали вас в школу. А семейные праздники вспомните, как это здорово, когда семья собирается всей семьей, приходят бабушки и дедушки.

Открываем слайд №11.

Учитель:

- Что относится к законам школы? Вы только посмотрите, как стараются Вова с Катей и все остальные ребята, которых здесь не видно, чему они подчиняются?

Дети:

 - Правилам поведения на уроках, на переменах, в школе.

- Как радовались вы, когда осилила азбуку и получили новые учебники для дальнейшего обучения. Какие вы молодцы!

- И для взрослых, и детей в школе есть закон и называется он  - Устав школы – это правовой акт в системе нормативного регулирования отношений участников образовательного процесса.

Открываем слайд №12

- Общество – это мы с вами, это народ, который живет, придерживаясь Конституции – основного закона РФ и других законов, которые для нашего блага издают депутаты.

Открываем слайд №13.

Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).

На этом слайде мы видим депутатов Пермского края.

Дмитрий Скриванов – депутат Законодательного собрания Пермского края, первый заместитель Законодательного собрания Пермского края.

Сергей Клепцин – председатель комитета Законодательного собрания Пермского края.

Открываем слайд №14.

Они помогают воплотить в жизнь  – «Мамин выбор», региональный материнский капитал, а также  принимают законопроекты, способные сделать регион привлекательным для жизни и самореализации, о создании и поддержании социальных лифтов.

  1. Просмотр видео-ролика «Россия – мы дети твои»

Открываем слайд №15

Дети читают:

Конституция – основной закон нашего государства

Слайд №16

В Конституции прописаны государственные символы РФ.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

2  ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

3 ученик:  - Попробуем прочесть герб РФ.

 На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

4  ученик: Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

5  ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Дата принятия: 20.12.2000 г.

Слайд №17.

Флаг РФ –

Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, что обозначают три цвета на флаге.

Снежинки так прекрасны и легки, 

Как совершенны у ромашки лепестки, 

Как на доске строка написанная мелом, 

Мы говорим сейчас о цвете … (белом) 

Спокойны и чисты рек русских воды 

Прозрачны и светлы как вечер зимний 

И благородны и просторны неба своды 

Художник их раскрасил в … (синий) 

Россия много войн пережила 

И наши деды умирали не напрасно 

И верность Родине их к славе привела 

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

  1. Работа в парах – делаем флаг России
    Учитель:

- У вас на столах цветная бумага. Постарайтесь быстро и аккуратно сделать флаг РФ. На работу 5 минут.

- Молодцы. Фотографируемся на память о такой замечательной работе.

Слайд № 18.

Гимн России

6 ученик: Музыкальная редакция Государственного гимна Российской Федерации сделана художественным руководителем и главным дирижером Президентского оркестра Российской Федерации, народным артистом Российской Федерации, композитором Павлом Овсянниковым. Слова Сергея Михалкова

7 ученик: Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.

Слайд №19.

Учитель:

- Кто в нашей стране президент ?

Президент России – В.В. Путин.

При вступлении в должность Президент

Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской  Федерации уважать  и охранять права  и свободы человека и гражданина,  соблюдать и защищать КонституциюРФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность  государства, верно служить народу.

Слайд № 20, 21.

- Делаем вывод. Что такое конституция?

-Читаем на слайде.

  1. Слово «конституция» проиcходит от лат. constitutio – установление, постановление. 
  2. Конституция РФ – это основополагающий учредительный политико- правовой нормативный акт, основной закон государства, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой.
  3. Конституция Российской Федерации  12 декабря 1993 г., провозгласившая Россию правовым государством. 
  4. Именно 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята новая Конституция новой страны. А с 19 сентября 1994г. этот праздник стал государственным и был объявлен выходным днем.
  5. В любой стране провозглашение новой Конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая Конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства.
  6. С этой точки зрения российская Конституция – не исключение, и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены. Принятие новой Конституции является важнейшей вехой в развитии России. Заложены основы общественной системы, ориентированной на лучшие образцы мировой цивилизации.

Слайд № 22.

- Кто является источником власти в государстве?

- Конституция        РФ        провозглашает
источником власти в государстве народ 

Слайд № 23.

Конституция РФ состоит из девяти глав и 137 статей.
Вводная часть Конституции называется преамбулой (предисловием).

  1. Глава1. Основы конституционного строя.
  2. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
  3. Глава 3. Федеративное устройство.
  4. Глава 4. Президент Российской Федерации.
  5. Глава 5. Федеральное Собрание.
  6. Глава 6. Правительство Российской Федерации.
  7. Глава 7. Судебная власть
  8. Глава 8. Местное самоуправление.
  9. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Слайд №24.

  1. Прочитаем трудные слова и узнаем их значения:
  1. Парламент - высший законодательный  и представительный орган в демократических  государствах.
  2. Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, обладает всей совокупностью прав, свобод и обязанностей, установленных в государстве.
  3. Федеральное собрание - парламент РФ, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
  4. Депутат -  лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).
  5. Свободы человека - отсутствие ограничений в поведении, что не запрещает закон.

Слайд № 25, 26, 27.

Учитель:

-  Подведем итоги. Что такое конституция? Прочитайте еще раз.

  1. Конституция - это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
  2. Велика роль конституции как юридического документа. Она основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой.
  3. Конституция позволяет защищать права и законные интересы человека  и гражданина российской Федерации.
  4. Несомненно, настоящий гражданин прекрасно осознает и свои права, и свободы, и обязанности.

Учитель:

  1. - Узнаем, что вы поняли. Сейчас я вам раздам карточки со словами, из которых необходимо составить предложение на сегодняшнюю тему «Человек и закон».
  2. Работа в группах по 4-5 человек.

- Проверяем составленные предложения. Каждая группа читает свое предложение хором. 

1. Источником власти является народ.

2. Главная песня страны – Гимн России.

3. Депутаты принимают законы.

4. Конституция – основной закон Российской Федерации.

Учитель:

- Для чего человеку нужны законы?

-  Кто их  издает? (Государственная Дума – депутаты, а утверждает Президент РФ)

  1. Итог занятия

- Какие законы необходимо выполнять вам, ученикам, чтобы называть себя достойными гражданами России? (Конституцию РФ, Устав школы, Правила поведения для учащихся в школе).

- Кто вносит поправки в законы для нашего же блага? (депутаты)

  1. Итог урока

- И в заключение нашего занятия

  1. смотрим ролик «Гимн России». Слушаем ролик стоя.

(После гимна дети аплодируют.)

Учитель:

- Я вижу по вашему настроению, что наш урок вам понравился.

- Спасибо всем за работу. Молодцы.