Проект по краеведению
материал на тему

Шыдыраа Хураганмай Игорьевна

Обучение проектной деятельности младших школьников через средства  краеведческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proekt_s_kraeveden.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение проектной деятельности младших школьников через средства  краеведческой работы.

 Шыдыраа Хураганмай Игорьевна,

Учитель начальных классов МБОУ                                                                                                   СОШ №1 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна РТ

      В настоящее время для современного человека стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем. Начинать знакомство с малой Родиной надо с детства,  с самого доступного  для детей -  личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. И постепенно развивать познавательный интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Знакомясь с биографией своей семьи, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений и свою причастность к историческим событиям. Также очень важно  с малых лет прививать детям любовь к родному краю, навыки бережного отношения  к природе родного края, к культурно- историческому  наследию предков.

       Некоторые элементы краеведческой деятельности дети получают уже в детском саду. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте. Поэтому,  один  из важнейших направлений в работе современной начальной школы -это краеведение, цель которого - углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

      При правильном педагогическом построении краеведческой работы интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и интеллектуальное.  Краеведческая деятельность учащихся воздействует на формирование их личности, общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в нем, развивает основы правильных мировоззренческих взглядов, способствует  становлению их активными участниками творческого обновления, преобразования и развития своей малой Родины.

       Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются практически на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда дети применяют на практике полученные знания. В своей работе  я стремлюсь реализовать различные формы и методы  краеведческой работы, в том числе активно использую метод проектов.

      Метод проектов - это совместная  деятельность учителя, как  консультанта, и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

        Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Проектная среда - это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Грамотно организованная  проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий. Развитие основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений  использовать приемы проектирования для  самоорганизации собственного  учения – «научить учиться».

      Для успешной работы  над проектом ученик должен владеть навыками планирования собственной деятельности, определения ее целей и задач, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

 Выделяют следующие этапы проектно-исследовательской деятельности (по Л.П. Виноградовой):

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  2. Определение целей и задач деятельности;
  3. Поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
  4. Подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, альбом, стенгазета, буклет, презентация);
  5. Защита проекта. Коррекция.
  6. Оценка  деятельности. Рефлексия.

 Для продуктивной проектной деятельности  младшим школьникам необходима особая готовность. Рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно, поэтому роль учителя здесь особенно велика.  В первом классе, когда у детей недостаточно развиты навыки письма, начинаю сформировывать элементы проектной деятельности на самом простейшем уровне. Например, с выставки поздравительных открыток, изготовленных самими учащимися (сделанных руками детей). Приступаю к проектной деятельности конкретно со второго класса, когда у детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений и умственных действий.  Я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно привлечь в союзники родителей. При этом не допускать, чтобы родители не выполнили всю работу за них. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

       Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого- возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать учащихся, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует  использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Я считаю, что  обучение проектной деятельности будет эффективным, если  использовать местные ресурсы, т. е  различные формы и средства краеведческой работы. Ведь ребенку важно сначала  изучить свою малую родину, потом уже получать более обширные знания о мире.  В качестве примера привожу темы некоторых проектов:

  1. Творческие проекты, которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развивать свои творческие возможности: «Эмблема нашего класса», «Благодарим вас, Учителя!», « Супер-семейка», « Лучший рисунок и лучшее сочинение о маме».
  2. Игровые проекты, позволяющие детям познать мир, учиться строить  взаимоотношения в нем, познать природу родного края: «Изучаем достопримечательности села», «Наблюдаем природу родного края», «Наш школьный музей» (серия экскурсий), конкурсы «Золушка – 2012», «Самый умный», викторины , инсценировка сказок.
  3. Практико- ориентированные (социальные) проекты, позволяющие ребенку почувствовать свою социальную значимость , участвуя в общественно- полезной деятельности: «Наш зеленый класс», «Чистый двор- чистая школа», «Сохраним памятники села».
  4. Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления : «Тоолчу Чанчы-Хоо », «Чеди чузун малымайны»,  «Моя родословная».

Индивидуальный проект , созданный и презентованный учеником Оюн Н., по теме «Моя родословная» был высоко оценен на школьном уровне научно- практической конференции «Отечество».

  Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует :

  1. Повышению уровня  интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся.
  2. Увеличению использования произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, т.е. эмоционально-нравственному развитию младших школьников.
  3. Развитию познавательных интересов и их стремлению к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.

Рассмотрим один из примеров осуществления проектной деятельности  в организации  внеклассной  работы учащихся.

Название проекта: «Великий сказочник Чанчы-Хоо. Его жизнь и творчество»

Возраст участников: 8-9 лет.

Время: долгосрочный проект.

Тип проекта: исследовательский.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что каждому человеку необходимо расширять свои знания о своем родном селе, его достопримечательностях и  знаменитых жителях и гордиться ими. Один из таких людей-великий сказочник  Чанчы-Хоо, имя которого носит центральная  кожуунная детская библиотека. Многие дети не знакомы с биографией и  творчеством сказочника.  Большинство детей знали название библиотеки, но не знали, какие сказки сочинил Ооржак Чанчы-Хоо. В связи с этим, у нас появилась цель – исследовать жизнь и творчество великого сказочника.

Задачи проекта:

  1. Собрать всю информацию о жизни и творчестве Чанчы-Хоо.
  2. Встретиться с внуками и правнуками  сказочника и работниками  детской библиотеки.
  3. Провести презентацию проекта в  школе.

Планирование

Разработка плана действий, выделение подтем и формирование творческих групп.

Были выделены следующие подтемы:

  1. Биография сказочника.
  2. Дети и подрастающее поколение сказочника.
  3. Сказки Чанчы-Хоо.
  4. Воспоминания о Чанчы-Хоо.
  5. Информация о детской библиотеке имени Ооржак Чанчы-Хоо.

Исследование

Участники проекта разделились на творческие группы. Задачи каждой группы были определены в соответствии с подтемами. Учащиеся работали с информацией индивидуально и в группах. Учитель давал задания, наблюдал, консультировал ребят. Затем было проведено исследование накопленного материала каждой группы и выведен общий результат исследовательской деятельности.

Результаты и выводы.

Результатом работы была подготовка презентации и его защита в школьной научно-практической конференции «Отечество». В процессе работы над проектом дети получили глубокое удовлетворение от проделанного. Многие дети, неуспешные  в учебе, получили возможность   реализовать свои возможности  в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.

Рефлексия

 Изучая жизнь и творчество сказочника Ооржак Чанчы-Хоо, многие дети сами захотели сочинять свои сказки и стихи. В итоге   получился еще один интересный конкурс «Я - маленький сказочник».

             

     

Использованная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология-М., 1980
  2. Бокарева Г.. Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся//Alma-mater. – 2002
  3. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности, 2002
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.1996
  5. Ляхов И.И. Проектная деятельность-М.1996
  6. «Начальное образование» №1 2012
  7. «Начальная школа» №4 2007
  8. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе, 2000
  9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем-М,1999
  10. Психология. Словарь-М.1990
  11. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения-М.1987

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по краеведению: "Легенды гласят..."

Краткая аннотация   У каждого человека есть та малая родина, которую ласково называют « Тоонто нютаг». Также как у всех у меня есть тот уголок. Решила поискать легенды про исторические ...

Урок-проект по краеведению в 3 классе

Вашему вниманию предлагается подробная технологическая карта урока-проекта по краеведению в 3 классе( Новый стандарт ФГОС). Тема "Визитная карточка Петербурга"....

презентация к проекту по краеведению

презентация ученика 3 класса...

Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс

Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жи...

Исследовательский проект по краеведению ученика 3 класса школы №695 "Радуга" Аксенова Дениса "Моя малая Родина-город Заозерск".

Цель моего выступления – выяснить, собрать и изучить информацию о моей малой родине. Задачи, которые я поставил перед собой до того, как приступил к исследованию, были такими:Выяс...

Проект по краеведению Тема: «Загадки Южно - Уральской земли»

Цель: создание условий для  формирования и развития у учащихся интереса к изучению Южного Урала, малой Родине.Задачи:- Раскрыть прошлое и настоящее Южного Урала, как малой Родины на основе изучен...

Проект по краеведению "Моя малая родина"

исследовательская работа по краеведению...