Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс
проект (4 класс) на тему

Галкина Мария Николаевна

Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

- воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monastyr.pptx2.71 МБ
Файл proekt_4_klass.docx76.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь 17 век

Слайд 3

19 век Начало 20 века

Слайд 4

19 век Начало 20 века

Слайд 5

1941 год

Слайд 6

2005 год 2014 год

Слайд 7

Карта Ново-Иерусалимского монастыря

Слайд 8

Святые ворота с Надвратной церковью

Слайд 9

Карта Ново-Иерусалимского монастыря

Слайд 11

Карта Ново-Иерусалимского монастыря

Слайд 12

Воскресенский собор

Слайд 13

Воскресенский собор. Вид снаружи

Слайд 14

Воскресенский собор Вид внутри

Слайд 15

Подземная церковь св . Константина и Елены

Слайд 16

Колокольня

Слайд 17

Ротонда



Предварительный просмотр:

Проект «Гордость моего края»

Методический паспорт учебного проекта

Название проекта: Гордость моего края

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края». Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

- воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Задачи проекта:

1. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности; формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми и детьми.

2.Формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

3.Развить конкретно-образное восприятие действительности

4.Организовать совместную деятельность родителей и детей в выполнении проекта.

Сроки реализации проекта: февраль- март 2018 года.

Практическая значимость: Применение проекта на уроках истории, внеурочных занятиях.

Тип проекта: исследовательский, ознакомительно-ориентировочный (информационный).

Необходимые начальные знания, умения, навыки.

Ученик должен уметь работать с компьютером, уметь самостоятельно найти необходимую информацию в информационном пространстве, уметь работать в программе презентации, уметь слушать и дискутировать.

План реализации проекта

1 этап - подготовительный

Диагностика знаний обучающихся о достопримечательностях г.Истры, Истринского района: проведение опроса «Сколько и какие достопримечательности города и района тебе известны?», проведение анкетирования «Воскресенский Новоиерусалимский монастырь- гордость моего края»

Обработка полученных данных.

Составления плана работы над проектом.

Формирование проектных групп по интересам: «История Воскресенского Новоиерусалимского монастыря», «Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в период Великой Отечественной войны», «Знаменитые люди в монастыре»

Определение заданий для каждой группы

2 этап – организация и осуществление деятельности

- изучение истории монастыря

- посещение экскурсии в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

- подбор фотографий, видеоматерила.

- помощь в составление мини-сообщений детей по группам.

- участие родителей в создании книжки-малышки.

3 этап – презентация проекта

-защита проектов по группам

-составление карты-схемы монастыря

-презентация книжки-малышки «Знаменитые люди, посетившие Воскресенский Новоиерусалимский монастырь»

-проведение анкетирования

-проведение беседы.

Предполагается, что выполнение данного проекта будет способствовать формированию следующих умений:

1.        Личностные:

-формирование самоопределения школьников как граждан России.

-формирование ценностно-смысловой ориентации обучающихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

-формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.        Метапредметные:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

3.        Предметные:

–– расширение кругозора об истории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, его архитектурного ансамбля.

4.Познавательные

–– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

5.Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

6. Регулятивные

– формирование умений обучающихся организовать их учебную деятельность.

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Критерии оценки эффективности проекта:

  1. Умение представлять творческо-поискового продукта индивидуальной, коллективной деятельности.
  2. Умение искать информацию в различных источниках.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектной деятельности

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи  

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие

с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

  • информационно-коммуникативная деятельность обучающихся,
  •  созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др)
  •  перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),

Предполагается уверенное использование обучающиимся мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Критерии оценки защиты проекта:

  • качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;
  • объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
  • культура речи;
  • чувство времени;
  • использование наглядных средств;
  • умение удерживать внимание аудитории;
  • умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
  • готовность к дискуссии;
  • доброжелательность, контактность.

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект. Проект «Гордость моего края» помогает в воспитание уважения и чувства любви к своей малой Родине; в развитие познавательных способностях детей в процессе практической деятельности; в формирование наглядно-образного мышления, творческих способностей, самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и детьми; в развитие интереса к изучению истории своего края; в организации совместной деятельности родителей и детей в выполнении проекта.

Продуктом проекта является карта-схема Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, презентация, книжка- малышка.

Ресурсное обеспечение проекта

Реализация проекта осуществляется совместно с МОУ СОШ №2 г.Истра. Используются материалы из краеведческого музея, библиотечного фонда сельской и школьной библиотек г.Истры, официального сайта монастыря.

Порядок контроля и оценки результатов проекта

Проведение опроса, анкетирования и сравнение результатов с предварительных опросов в начале проекта. Составление диаграммы, которая наглядно покажет изменения в представлениях и знаниях обучающихся по тематики проекта.

Описание проекта

Данный проект относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности и реализуется через туристско-краеведческую деятельность. В реализации проекта участвовали ученики 4-б класса СОШ №2 г.Истра.

Предварительно был проведен опрос детей на предмет того, какие достопримечательности города и района они могут назвать. 60% детей назвали 2-3 достопримечательности, 15%- 1, 25% не смогли назвать ни одного. С одной стороны, результаты опроса удивили, а с другой, подтвердили актуальность выбранной темы проекта.

Знакомство детей с историей и культурой родного края началось с самой главной достопримечательности нашего города Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Но сначала мы провели анкетирование детей (Приложение 1).

Вопросы анкеты

  1. Ты когда-нибудь бывал в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре?
  2. Если да, с кем ты его посещал?
  3. Если нет, хотел бы там побывать?
  4. Тебе известно, кто основал монастырь?
  5.  В каком веке его основали?
  6. Почему он называется Воскресенский Новоиерусалимский монастырь?
  7. От кого ты впервые о нем услышал?

Было опрошено 15 детей, результаты оказались следующими: 10(67%) из 15 детей бывали в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре вместе с родителями, 2-из 5 (13%), не хотели бы там побывать.

3 из 15 (20%) известно кем основан, 5 из 15 (34%) знают, в каком веке его основали, 4 из 15 (27%) знают, почему он так называется. Рис 1.

7 человек из 15 (47%) впервые услышали о нем от родителей, 3 (20%) человека читали в интернете, 2 (13%) прочитали в газете, 3 (20%) услышали прочитали в книге.

Результаты анкетирования так же подтвердили актуальность данной темы.

На 1 занятии мы познакомились с целями и задачами нашего проекта, распределились на группы, обсудили сроки выполнения проекта.

Одна из форм внеурочной деятельности- экскурсия. Для нас это очень эффективный и преемственный метод, но увы, использовать данный метод было очень трудно: во-первых, требуется определенные документы и разрешения, а второе,-часть монастыря была еще на реконструкции, поэтому на помощь нам пришли икт: с их помощью нам удалось побывать на виртуальной экскурсии. В ходе нее мы познакомились не только с внешними элементами монастыря, а так же и внутренними.

У нас было 6 экскурсий, каждая длилась около 20 минут.

Так же, мы рассматривали фотографии уникальных фресок, узоров и других мелких деталей, которые невооруженном глазом трудно рассмотреть. Ребят очень заинтересовали старинные фотографии города, монастыря- их мы нашли на официальном сайте монастыря.

Экскурсии проходили в игровой форме, с выполнением разных заданий.

После изучения материала, мы с ребятами решили сделать карту – схему монастыря и его территории. Но сначала мы изобразили модель карты на интерактивной доске, и только потом перенесли ее в бумажный вариант: мы распечатали фотографии архитектурных элементов с помощью принтера, а затем приклеили их на нашу карту.

Так же проходила защита своих проектов.

После завершения проекта было проведено повторное анкетирование (Приложение 2):

  1. В каком веке основан монастырь?
  2. Кто его основал?
  3. Почему он так называется?
  4. Какие основные архитектурные элементы ты можешь называть?
  5. Ты бы хотел еще больше узнать о культуре и истории своего города?

Результаты показали, что 13 из 15 человек (91%) запомнили в каком веке был основан монастырь, 14 из 15 человек (95%) кто основал его, 11 из 15 человек (80%) знают почему он так называется. рис. 2

Таким образом, анализируя данные первого и второго анкетирования можно сказать, что уровень знаний стал намного выше и глубже, чем был до проекта. Рис.3

Итак, проект «Гордость моего края» был успешно реализован в МОУ СОШ №2 г.Истра. Проект соответствует программе внеурочной деятельности по краеведенью «Юный краевед», а также требованиям ФГОС НОО.

Заключение

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, включающая в себя все виды деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и имеет следующие виды игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); и т.д. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков и т.д. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, который может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Юный краевед» направленна на развитие личных и общеучебных компетенций обучающихся посредством овладения знаниями о культурно- исторических и природно- географических факторах своего родного края, т.е. Московской области, рассчитана на 4 года обучения, а также по своей форме организации соответствует требованиям ФГОС НОО.

Проект «Гордость моего края» был успешно реализован во время преддипломной практике в МОУ СОШ №2 г.Истра. Проект соответствует программе внеурочной деятельности по краеведенью «Юный краевед», а также требованиям ФГОС НОО.

Таким образом, задачи ВКР выполнены, цель достигнута, а, следовательно, тема выпускной квалификационной работы «Организация проектов по краеведению во внеурочной деятельности младших школьников» раскрыта.

        Список использованной литературы

  1. Аверина, Н.Г. Внеурочная деятельность в начальной школе// Начальное образование. – 2012. - №1 - С. 68-71.
  2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010. -223 с.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.- С. 45-49.
  4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2. – С.78-84.
  5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. – Воронеж, 2012. – 192 с.
  6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014. - № 5. – С. 47.
  7. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности. Пособие для учителей. – М.: Учитель, 2016. – 157 с.
  8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, - 2010. - №7. – С. 74-81.
  9. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2013. - 112с.
  10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.:Владос, 2012.- 400 с.
  11. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова. М.: Российская академия образования, 2010. - 154 с.
  12. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении. Исследовательская работа школьников.- М.: Первое сентября, 2012. - 275 с.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:Владос, 2011.- 288 с.
  14. Стефановская Т.А. Классный руководитель. - М.: Академия, 2013.- 192 с.
  15. http://asyaazretovna.ucoz.ru/news/vneurochnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/2014-11-04-71 -Внеурочная деятельность в начальной школе.
  16. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/07/proekt-po-kraevedeniyu - Обучение проектной деятельности младших школьников через средства  краеведческой работы.
  17. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/05/11/referat-vneurochnaya-deyatelnost-i-ee-osobennosti-v-uchebno - Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном процессе.
  18. http://минобрнауки.рф/documents/922- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приложение 1.

Анкета «Воскресенский Новоиерусалимский монастырь- главная достопримечательность нашего города»

1.Ты когда-нибудь бывал в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре?_________________________________________________________

2.Если да, с кем ты его посещал?_______________________________________

3.Если нет, хотел бы там побывать?____________________________________

4.Тебе известно, кто основал монастырь?_________________________________

5.В каком веке его основали?___________________________________________

6.Почему он называется Воскресенский Новоиерусалимский монастырь?_________________________________________________________

7.От кого ты впервые о нем услышал?___________________________________