Обобщение опытом "Мотивы и интересы"
материал по теме

Берлизова Наталья Анатольевна

Обобщение педагогического опыта по теме "Мотивы и интересы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivy_i_interesy_2.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

«Мотивы и интересы»

 

 

 

 

 

 Автор работы

  Берлизова Наталья Анатольевна,

 учитель начальных классов,

высшая категория,

МОБУ СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева

МО Кореновский район

 

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

I.     Вступление        …3 стр.

II.    Основная часть        ….5 стр.

Глава 1. Общая характеристика темы        ….5 стр.

♦    Актуальность.

  1. Идея концепции.
  2. Новизна.
  3. Направления исследовательской работы.
  4. Цель.
  5. Задачи.
  6. Ожидаемые результаты.

Глава 2. Теоретико-методологические основы

индивидуализации и дифференциации процесса

обучения младших школьников        …7 стр.

♦      Задачи.

♦     Содержание понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения.

♦        Технология внутриклассной
дифференциации процесса обучения.

Глава 3. Практическая направленность концепции.

Из опыта работы        …11 стр.

♦        Методика составления
дифференцированных заданий для работы с
учащимися.

♦     Разноуровневые задания.

  1. Дифференцированная работа на разных этапах уроков.
  2. Необходимые условия реализации дифференцированного обучения.

  1. Заключение        …22 стр.

I.     Вступление.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

Учебная цель, не связанная с актуальными  мотивами, не затронувшая  душу ребенка, не удерживается в сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными и привычными побуждениями.

Классификацию   мотивов   учения   можно   определить   в   следующей таблице.

Классификация мотивов

Вне учебной деятельности

В самой учебной деятельности

мотивация

избежания

неприятно-стей

мотивация

благополучия,

мотивация

престижа

социальные мотивы

интерес к процессу обучения

познавательный

интерес

(содержание

учения)

В системе учебных мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес,  связанный  с данным предметом.  В  этом  случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельности учащегося.

К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам. Учеба как вынужденное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания могут оказывать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения или избежание неудач.

Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. Поскольку у пятиклассника внутренняя, познавательная мотивация учения еще   формируется и воля, так необходимая в учении, еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов обучения (личностные, соревновательные, игровые и т.д.).

 Одной из важнейших задач учителя я вижу развитие внутренней мотивации. Почему? Потому что только внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, действительно близка цели учения.

Социальные мотивы - долга, ответственности важны для успешного начала учебы, но реализованы они будут не скоро, а это снижает их побудительную силу.

Мотивация благополучия, престижа - "хочу получать хорошие отметки", и, как обратная сторона медали - стремление избежать порицания преобладает у многих детей. В данном случае положительная отметка становится целью учения, а отсутствие или недостаток их формирует у ребенка низкую или заниженную самооценку.

Исследования психологов показали, что ориентация на отметку становится одним из факторов, отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности.


II.    Основная часть.

Глава 1. Общая характеристика темы.

Наиболее ценный элемент мотивации - учебные интересы, связанные с содержательной стороной процесса обучения. Глубина познавательного интереса при этом может быть  разной: ребенка может привлекать простая занимательность фактов. Мотивация процессуальной стороны учения удовлетворяет потребность ребенка в активности, связана с ориентацией на выполнение отдельных действий.

Динамика учебно-познавательных мотивов  связана с уровнем знаний учащихся, с их успехами, с готовностью к обучению. Из моего личного  опыта работы я убедилась, если ребенок пришел в школу подготовленным, то успехи, которых он достигает, повышают уровень его учебно-познавательной мотивации и наоборот, слабая подготовка влечет за собой отставание ученика, и его положительное отношение к учению постепенно исчезает.

Именно на этой зыбкой почве я начинаю строить фундамент познавательного процесса .

Процесс познания результативен, доставляет удовлетворение, радость учащимся и учителю, когда организовано формирование внутренней учебной мотивации учащихся путем привлечения внимания учащихся к содержательно-процессуальному аспекту обучения, отказа от отметок и сравнения учащихся между собой.

Таким образом, задача, которую я ставлю перед собой, состоит в организации поисковой деятельности учащихся, углублении в сущность изучаемых явлений при максимальной психологической защищенности учащихся (Я НЕ ОДИН, У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ).

Моя цель - вызвать интерес к содержанию урока, добиться активного отношения детей   к   тому,   что   происходит.   Поэтому   часто   вместо   объяснительно-

иллюстративного метода (смотри - слушай - усваивай) я использую деятельностный метод (догадайся сам и объясни однокласснику). На уроках ознакомления с новым материалом я включаю следующие этапы работы:

  1. постановку учебной задачи (в том числе, и детьми),
  2. «открытие детьми нового знания»,
  3. первичное закрепление,
  4. обучающую самостоятельную работу,
  5. творческие задания.

Наиболее удачной формой, с точки зрения поставленных целей, является групповая (парная) форма обучения, т.к. она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений, а с другой стороны, позволяет ребенку чувствовать себя защищенным.

Для поддержания интереса к предмету использую также и прием "опережающей многолинейности"  - знакомство с теми фактами и явлениями, которые не входят на данном этапе обучения в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора.

Обучение ведется в зоне ближайшего развития ребенка  т.е. на высоком уровне трудности для учащихся с разной степенью готовности к обучению. Мною вводятся дифференцированные задания, позволяющие развивать в равной степени всех детей, вне зависимости от темпа их работы. Такие задания предлагаю детям не только на этапе закрепления, но и в процессе поиска решения проблемной ситуации, при изучении нового. Дети учатся сравнивать результаты работы, выбирать наиболее рациональное решение, давать аргументированное объяснение происходящему на уроке.

Решение обозначенной проблемы определило ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса обучения учащихся. Для формирования познавательной мотивации, используя преимущества технологии уровневой дифференциации,

обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения учащихся.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методические основы формирования познавательной мотивации в условиях внутриклассной дифференциации и индивидуализации обучения.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие ЗАДА ЧИ:

  1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
  2. Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса обучения учащихся.
  3. Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации.
  4. Изучить особенность воздействия разработанной системы на формирование мотивации учения.

Глава 2. Теоретико-методологические основы

индивидуализации и дифференциации

процесса обучения учащихся.

«Добро пожаловать в успех», - таков лозунг работы всего педагогического коллектива .

Предоставить ребенку возможность почувствовать собственный успех познания - эта мысль стала целью моей педагогической работы.

Знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, уметь его анализировать. Ребенок должен понимать: зачем ему знания. Его необходимо научить мотивировать процесс обучения.

А поскольку каждый ребенок (как я уже говорила), индивидуален, для достижения поставленной цели необходимо индивидуализировать и дифференцировать весь процесс обучения .

Можно выделить ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ в процессе формирования осознанной мотивации обучения:

^ ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;

^ учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;

^ учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:

  1. ребенок учится только через действие;
  1. ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  1. ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  2. ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  3. ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  1. ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке ,оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одно и то же задание для одних детей является сложным, почти неразрешимой проблемой, а для других  - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит ЗАДАЧА - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ Н.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения учащихся. Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как включать дифференцированную самостоятельную работу в процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой работы. Нет четких критериев оценки результатов дифференцированной работы учащихся, и, наконец, каковы оптимальные критерии распределения детей по группам?

ПОНЯТИЯ "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ " И "ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ" ОБУЧЕНИЯ.

Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1.        Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию
учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и
объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в
конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности
каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и
"индивидуализация" по существу тождественны.

2.        Использование дифференциации в процессе обучения создаёт
возможности для развития творческой целенаправленной личности,
осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и
усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические
мышления.

3.        Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в
обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

4.        Основной целью индивидуализации и дифференциации является
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание

такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

  1. быть единой для всех групп учащихся;
  2. показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его (Приложение № 1, 2);
  3. наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
  4. представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);
  2. объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика -необходимое условие работы;
  3. формирование познавательной мотивации предполагает специальные
    средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть
    оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения
    умственного труда.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Следующим этапом являлась разработка стратегии взаимодействия учителя   с   разными   группами.   На   всех  этапах  урока,   где   применяется

дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:

  1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей);
  2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.
  3. Формировать учебно-познавательную мотивацию.
  4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.

В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия. Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению  нового  материала,   предлагаю  карточки,   содержащие  задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных. Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Много возможностей для внутренней дифференциации представляет коллективная работа. Задание даётся гомогенной группе (от 2 до 4-х человек), а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.


Глава 3. Практическая направленность концепции.

Из опыта работы.

Работая над темой «Формирование познавательной мотивации», я составила для себя план самообразования, который существенно помог мне систематизировать поставленные цели:

Содержание работы по самообразованию

  1. Составление плана работы на основе анализа результатов.
  2. Изучение литературы.
  1. Формирование интереса к содержательной стороне урока без привлечения внешней занимательности (создание на уроке проблемных ситуаций, ситуации выбора заданий, соревнования).
  1. Формирование интереса к содержательной стороне урока без привлечения внешней занимательности: - использование «конструктора урока» - использование игровых приемов обучения - использование дифференцированных заданий и заданий - поощрений.
  2. Организация результативной парной формы работы учащихся на разных этапах урока.
  3. Формирование навыков взаимооценки работы.
  4. Внедрение групповой формы работы («конструкторское бюро», «пресс-конференция», «защита проекта»).
  1. Моделирование ситуации успеха для учеников с заниженной самооценкой.
  2. Формирование навыков самооценки.
  3. Привлечение учащихся к объяснению нового материала.

  1. Использование парных и групповых форм организации деятельности учащихся на уроке и актуализация социальных мотивов обучения: от «вместе весело шагать» - к «разобрался сам - помоги другому».
  1. Актуализация социальных мотивов обучения: организация работы в группах по принципу мозаики: результат работы каждой группы - есть часть результата работы класса.
  2. Включение учащихся в управление уроком; введение ролей: «штурман урока», «Фома неверующий», «спонсор знаний», «хранитель времени», «подводящий итог».
  3. Формирование навыков самооценки работы.
  4. Анализ работы.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:

  1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.
  2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
  3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует

творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Эти   уровни   усвоения   и   лежат   в   основе   методики   составления разноуровневых заданий:

Дифференцированная работа на разных этапах урока

Что такое урок и кто такие учителя?! Время, отведенное на совместный путь по дороге знаний с другом, помощником, наставником, путеводителем. И как важно, чтобы путешествие не только пополнило копилку знаний, а и затронуло каждый уголок его души. «Пустота души - вот самое страшное зло, которого нельзя допустить», - говорил В.К. Сухомлинский. Свои уроки я стремлюсь, как говорила ранее, строить,  вызывая интерес  к содержанию урока, добиваясь активного отношения детей к тому, что происходит.  Усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя, оценивать собственные достижения.

Проектная деятельность – неотъемлемая часть моей работы в построении урока, так как образование человека возможно в том случае, если субъектом образования становится сам человек. Он не только «образовывается», т.е. получает образование, но и сам образует мир – создает свое понимание, свое видение мира и свое место.


Литература «Быль для детей» С. Михалков.

        

        Цели:

  1. вспомнить произведения С.Михалкова,
  2. познакомиться с жизнью и творчеством писателя,
  3. развивать внимание к художественному слову,
  4. учить выразительному чтению и умению выражать свое отношение к произведению,
  5. различать жанры произведений,
  6. развитие познавательного интереса к уроку,
  7. воспитание чувства патриотизма, сотоварищества, любви и сострадания к ближнему,
  8. воспитание стойкости, смелости, отзывчивости

        Ход урока:

1.Читают дети(I гр.) отрывки из произведений С.Михалкова, а остальные называют автора, произведение и жанр данного произведения.

- Великолепный детский писатель, с чьим творчеством мы знакомимся еще с пеленок. Только необыкновенный человек способен так писать.

        2. Учащиеся II и III гр. рассказывают о жизни С.Михалкова.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением Сергея Михалкова

        3. Звучит фонограмма в исполнении самого автора.

- О каком событии здесь идет речь?

- Почему для нашего народа это вероломное нападение стало неожиданностью? (был подписан мирный договор)

        4.Чтение текста детьми (стр.75)

- В какой форме написано это произведение?

- Докажите.

- А, как вы думаете, почему Сергей Владимирович именно так назвал свое произведение?

        Звучит « Священная война» слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова

- Характер какой части отражается в этой песне? Почему? Зачитайте.

                На доске появляется плакат:

        « Родина – мать зовет!»

- Какими словами автор пытается донести до нас боль всего народа? Зачитайте.

-  Как мы будем читать?       Ч                 громкость                      

 

        Темп        тембр

        речи        тон

- некоторые ребята пробуют прочитать I часть.

       Учащиеся III-ей группы читают II часть.

- что представляете себе после прочтения II-ой части?

- что означает «богатырский народ»?

- о каких боевых действиях здесь идет речь?

          Битва за Москву

Гитлер обещал, что 7 декабря 1941 года фа-

шистские войска пройдут по Красной пло-

щади. Но в ночь с 5 на 6 декабря советские вой-

ска перешли в контрнаступление под Москвой

под команд. Г.К.Жукова

       Ты сердце всей России,

       Из очей твоих струится свет,

       Без тебя, Москва,

       Нам жизни нет!

   Звучит песня «Дорогая моя столица» слова М.Лисянского, музыка И. Дунаевского.

- Какие эпитеты использует С. Михалков при описании этой битвы? Зачитайте.

Самостоятельно читают  III-ью часть.

- Попытайтесь изобразить чувства, которые нам передал А. Дети рисуют в тетрадях. Объясните.

        ОКНА

        военные        мирные

темные, мрачные                                  светлые, чистые, открытые

- Кто первый, по словам А, почувствовал победу?

- А как можно по-другому было сказать?

        Отрывок из х\ф « Летят журавли»

- Зачитайте, какими словами А передает гордость за свой народ.

- 1385 дней советский народ отстаивал свою независииость. И только богу известно, сколько страданий и мучений перенес

человек

                                                 женщины

        

мужчины                         дети

старики  

- С какой интонацией надо читать III-ью часть?

        Читаем хором

- Человечество навсегда запомнит этот день.

  Человечество навсегда запомнит эти годы.

  Человечеству никогда не вычеркнуть из своей памяти 35млн.,   отдавших свои жизни за наше счастье, за мир на планете.

 - У каждого из нас есть близкие и родные, которые защищали нашу Родину.

        НИЗКИЙ ПОКЛОН И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

        Просматриваем видеофильм, созданный родителями и учениками класса о родных, испытавших бремя Великой Отечественной войны: «На все века, на все года

                                      Мы будем помнить ваши имена!»

        Звучит песня « Никто не забыт» слова Ю.Разумовского, музыка Ю. Чичкова

5. Так что такое быль, ребята?

    - Что вы чувствуете после нашего урока?

    - Дома прочитайте выразительно, передавая характер и настроение каждой части.(стр. 75-76) и выполните задание в тетради.

   - Спасибо за понимание, за работу.

         

Проводим « Великосветские салоны», посвященные творчеству А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова…, на основе проектных работ « Творчество и судьба писателя неразрывно связаны». « Женский образ в произведениях детской литературы».

Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю дифференцированную работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

                                                        

Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. В этом случае я предлагаю таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным - составить вопросы по изучаемой теме.

При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах.

Каждая группа получает задание, "работающее" на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для "слабых" учащихся. Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Интерес к учению определяется не только включением учащихся в познавательный процесс: я широко практикую «учительские» тетради по русскому языку и математике, в которых учащиеся-«учителя» готовят задания для своих «учеников». Каждый «учитель» старается подобрать такой материал, чтобы на практических заданиях закрепить знания и умения пройденной темы. Такая форма работы стимулирует интерес в равной степени и у слабых, и у сильных учеников.

Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у "средних" и "слабых", связанного с ощущением своей "неполноценности", "слабости" по сравнению с другими детьми.

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» 1 уровень:
Подбери к каждому слову проверочные слова. Напиши слова парами.
Вставь пропущенные буквы. Гряды- гряда, ... - тр.ва, ... - д.ревья, ...
- р.ды, ... - гн.здо, ... - п.ро, ...- зм.я, ... - цв.ты, ... - гр.за, ... - пл.ды,
... - др.зды, ... - св.ча, ... - стр.ла        

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» 2-3 уровень
Подбери к каждому слову проверочные слова. Напиши слова парами.
Вставь пропущенные буквы. Х.трец, посп.вает, бр.венчатый,
выт.рпеть, м.сной, т.нуть, разл.лась, гр.знуля, г.рчица, сл.зинка,
ш.повник.        

Учащиеся 1-й группы упражняются в проверке слов с безударной гласной   путем   изменения   формы   слова,   а  остальные   дети   для проверки   орфограммы   не  только   изменяют  форму  слова,   но   и подбирают родственные слова. Важную роль в развитии младших школьников играет формирование навыков самоконтроля. Дети часто выполняют задания, связанные с проверкой написанного текста.

Тема: «Повторение изученного » 1 уровень

Найди и исправь ошибки в карточке.

По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу

лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет

ли лисы.

Тема: «Повторение изученного » 2 уровень Найди и исправь ошибки в карточке. Запиши текст правильно. По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли лисы.

Тема: «Повторение изученного » 3 уровень

Найди ошибки. Запиши текст правильно.

По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу

лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет

ли лисы.

Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их и т.д. Я подбираю такие тексты, чтобы ребенок смог выделить наиболее яркие речевые моменты (метафоры, фразеологизмы). После совместной работы над ними, побуждаю детей к созданию собственных ассоциаций образов, где бы они уже самостоятельно применяли данные выражения в речи.

Осенний лес.

Войдёшь в осенний лес, и перед тобой откроется мир волшебства. Всё вокруг ещё земное, светлое и радужное. На деревьях поют свою песню птицы, кукует кукушка, прыгают по веткам белки: срывают шишки для своих бельчат и готовят их на зиму. Летают бабочки-красные, жёлтые, розовые, а вместе с ними летает оранжевый листок. Засветило солнышко, и листок стал переливаться всеми цветами радуги. Посмотришь в другую сторону: и пойдёт снег: жёлтый, зелёный, багряный, коричневый и оранжевый, как бабочка с узором на голове. Это с деревьев попадали листья. Пройдёшь по траве и наступишь в сугроб, тёплый как улыбка мамочки. С дерева летит листик и падает в чистый, прозрачный, как воздух, пруд. И уже он не лист, а маленькая красивая лодочка. Как сказал А.С.Пушкин: "Осенняя пора - очей очарованье". Он был прав - эта пора, действительно, прекрасна!

(работа учащихся 5-А класса)

Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять:

  1. закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?
  2. какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?
  3. какие  ученики  нуждаются  в  помощи  учителя  и  в  какой  форме предложить эту помощь?
  4. какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?

Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.

        

Тема: Правописание безударной гласной в корне слова.

Спиши, вставляя пропущенные буквы:

        Заря поблекла, и р…деет

        Янтарных обл…ков гр…да,

        Прозрачный воздух х…лодеет,

        И глухо плещется в…да.

                                        ( Г. Иванов)

Тема: Правописание безударной гласной в корне слова

Спиши, вставляя пропущенные буквы, напиши проверочные слова:

        Заря поблекла, и р…деет

        Янтарных обл…ков гр…да,

        Прозрачный воздух х…лодеет,

        И глухо плещется в…да.

                                        ( Г. Иванов)

Тема: Правописание безударной гласной в корне слова

Восстанови текст, спиши, вставляя пропущенные буквы:

        Янтарных обл…ков гр…да,

        И глухо плещется в…да.

        Заря поблекла, и р…деет

        Прозрачный воздух х…лодеет,

                                        ( Г. Иванов)

Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней

работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Я включаю в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, неумение различать какие-либо понятия, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок.

В практике своей работы я использую разного рода задания для детей с разным уровнем обученности . Для I группы необходимо списать текст, для II группы - списать и выделить орфограммы, для III группы - списать, выделить орфограммы и подобрать проверочные слова, что помогает обогатить лексический запас учеников.

Дифференцируя многие домашние задания, я ставила перед собой такие цели:

> восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика (в этом случае задание индивидуальное);

  1. подготовить учащихся к изучению нового учебного материала; оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);
  2. расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных, на мой взгляд. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребенка.

В своей работе я использую, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом карточки по уровню сложности, т.е. исходу из «индивидуальной нормы» или «относительной успешности» каждого ученика.

Необходимые условия реализации дифференцированного обучения.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  1. систематическое изучение каждого ученика;
  2. постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  3. выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  4. фиксация и анализ полученных результатов;
  5. постановка новых педагогических задач.

Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов.

В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

Учет допущенных ошибок позволяет организовывать своевременную и адресную работу по их исправлению и предупреждению аналогичных.

Резюме отражает индивидуальный прогресс каждого ученика в организации учебного труда, в работе с книгой, в культуре письменной и устной речи.

Организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для формирования мотивации учения.

Дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях   классно-урочной   системы   обучения   по   обязательным   учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития способностей каждого ученика.

III. Заключение.

В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:

  1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
  2. Разработаны технологии индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса обучения учащихся.
  3. Разрабатывается система дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации.

В ходе экспериментального работы выявлено, что при целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное развитие интереса к учебе, появление осознательной мотивации . Дифференцированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи , а значит, достижения успеха.

1 этап

3 этап

4 этап

2 этап

1

Переломный момент в душе каждого советского человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Обобщение читательских интересов по творчеству К.И. Чуковского

Одной из своих главных задач в работе классного руководителя считаю объединение детей и родителей в единый сплоченный коллектив. Ни один праздник не проходит без участия родителей. Они главные помощни...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...