Главные вкладки

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »
    материал по изобразительному искусству (изо) по теме

    Грачева Татьяна Ивановна

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_po_teme.doc194 КБ

    Предварительный просмотр:

    Грачёва Татьяна Ивановна

    МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа»

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ

    « РАЗВИТИЕ  У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

    Автор работы: Грачёва Татьяна Ивановна,

    учитель изобразительного искусства

                                                                        МОУ «Пристенская ООШ»

    Пристень

    2011 год

                                         

                                                  Содержание

    Информация об опыте……………………………………. 3

    Технология опыта………………………………………… 7

    Результативность опыта………………………………….. 17

    Библиографический список……………………………….20

    Приложение к опыту………………………………………21

    Тема моего педагогического опыта: «Развитие у учащихся начальных классов интереса к  изобразительному искусству через коллективное творчество».

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

         Условия возникновения, становления опыта: Пристенская основная общеобразовательная школа находится в центре села Пристень, в ней обучаются дети с Храпово, Сухарево, Пристени. На территории села расположена библиотека, дом культуры. Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Родители имеют в основном среднее (30% ),  средне-специальное (50%),высшее (20%) образование. К занятиям, в  сфере дополнительного образования, направленных на  эстетическое развитие ребенка не все из них относятся с должным вниманием.

    Обучение  изобразительной деятельности проводится в младшем и среднем звене. Данные предварительной диагностики показали наличие творческих способностей у учащихся начальной школы -68%, среднее звено-57%.Удовлетворение результатами художественной деятельности, отмечает лишь 70% от общего числа учащихся начальной школы, 50%  учащихся среднего звена. По результатам контрольных срезов, проводимых в 4 классе, установлено, что   уровень обученности составляет 80% учащихся, а в 7 классе 53%.Общее качество знаний -100% .

         Актуальность  опыта: Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к  молодому поколению современным уровнем жизни, значительно  возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического  воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы  выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной  практикой педагогической деятельности, показывающей обратное;  между восприятием  уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

    Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства пользуется большой популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному  творчеству учащихся. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В коллективной работе особенно важно обеспечивать удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с одноклассниками и учителем.

     Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов.

     Актуальность работы заключается в том, что коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.

     Поэтому цель моей работы:

                1. Показать значимость коллективного творчества в эстетическом воспитании учащихся.

                2. Помочь учителям и  педагогам дополнительного образования организовать     коллективную деятельность учащихся на уроках и дополнительных занятиях.

     Объект исследования -   уроки изобразительного искусства  в начальной школе.     Предмет- влияние уроков коллективного творчества  на развитие коммуникативных навыков учащихся.

     Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

              1. Развитие  эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи  во время работ коллективного творчества;

              2.Формирование основ эстетического восприятия;

              3.Развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы;

              4.Развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире;

               5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

    Гипотеза – правильно организованное коллективное творчество является средством, активизирующим развитие творческого потенциала ребенка, формирующим и совершенствующим навыки совместной работы, развивающим потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

         Длительность работы над опытом:   три года.

    1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок интереса к изобразительному искусству через коллективное творчество (тесты-опросники, творческие задания).

    2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития у учащихся начальных классов интереса к изобразительному искусству через коллективное творчество. Проведение диагностики учащихся интереса к коллективному творчеству на уроках изобразительного искусства (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование).

    3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду  интересных предметов. Увеличилось  количество учащихся занимающихся в художественной школе  на 3%. Повысилось качество знаний. Работы  стали интересней, оригинальней.

         Диапазон опыта: Система уроков.

    Теоретическая база опыта: Проблемой развития  детского изобразительного творчества и способностей занимались: А.В.Бакушинский,  А.А.Венгер, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Г.Альтов, И.П.Волков,  Б.М.Неменский и др.

       Н.С.Лейтес – развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.  

    С.Л.Рубинштейн –развивая на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а  развития, в котором задатки входят как исходный  момент , как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал  пригодность к определенной  деятельности. О способностях можно судить по достижениям по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.

       Б.М.Теплов – под способностями понимает  индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются  только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и  убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

       Н.М.Сокольникова подчеркивала , что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а  цельно.

       Л.С.Выготский - творческие занятия детей могут возникать только из детских  интересов. Он отмечает сложность  процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие  восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества.  Он накапливает материал, из которого в последствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.

       Т.А.Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной  самооценке жизненных ориентиров.

       И.П.Волков -  выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Выявить, учесть и развить творческие способности;  фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

       Г.Альтов – решение изобретательских задач. Обучить творческой  деятельности, ознакомить с приемами творческого воображения, научить решать изобретательские задачи. Творческими способностями наделен каждый. Творчеству, как любой деятельности можно учиться.

       Б.М.Неменский – развитие познавательного интереса, постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся  и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает  в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

           Я.А.Коменский-  основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важные для обучения рисованию принцип « от общего к частному», затем не менее важный принцип - « от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по  мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать « ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения»,  учитывать при обучении  возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из  особенностей содержания обучения.

        К.Д.Ушинский – придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение  наблюдения в умственном развитии ребенка:  «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее  в жизни, как уметь видеть предмет  со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях  замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне , со всеми отношениями,  в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

       При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

       Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучению, о развитии детского творчества, способностей имеющие очень много общего.

        Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных  условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна меняться технология работы педагогов. Проблема  раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать  новое в общении с детьми.

    ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

    Главная цель: 

    -формирование способностей  к  коллективному творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

    Задачи, способствующие достижению цели:

    -развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе  изобразительной деятельности;

    -формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

    -стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

    -воспитание нравственных качеств личности учащихся.

           1.1   Коллективное творчество учащихся как средство эстетического воспитания.

          Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать понимать и ценить художественное творчество других.

          Еще в 70- х годах в рамках диссертации И. Н. Турро было определено значение коллективной деятельности в художественной деятельности младших школьников. Автором отмечалось, что сам процесс коллективного творчества и его последующий результат вызывает у учащихся чувство удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. В работе подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятный фон для общения детей друг с другом. Результат коллективного творчества, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.

          В конце 80-х Б.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.  В настоящее время, коллективное творчество рассматривается как равноправное взаимодействие учащихся, направленное на реализацию творческого потенциала.

           В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт    посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:

    1.Информационная – обмен познавательной информацией.

    2.Контактная – готовность к приему и передаче информации.

    3.Координационная - согласование действий и взаимодействие.

    4.Перцептивная – восприятие и понимание друг друга.

    5.Развивающая  – изменение личностных качеств участников деятельности.

          Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом человеке. В качестве критериев способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

      -общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

    - наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

    - составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;

    - доверие и взаимопомощь, между членами группы;

    - сочетание ролевого и личностного взаимодействия.

             Коллективная деятельность для ребят не нова, как игровой прием она применялась ранее на занятиях рисованием в детском саду.

    Сегодня коллективное творчество наиболее часто применяется  во внеклассных и внешкольных мероприятиях по изобразительному искусству, при выполнении общественных работ, связанных с оформлением  школы для проведения общешкольных и городских мероприятий.

         

       

        1.2 Формы коллективного творчества учащихся и их классификация.

             Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставит, и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

                 На уроках изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

                 Автор первой классификации – М.Н. Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных классах. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

                 Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

                 Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

                  Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную деталь.

              В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского учителями-экспериментаторами были систематизированы виды коллективной деятельности по признаку количества участников процесса совместного труда: парного, группового, коллективного. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.


                 Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ее основе  лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

                 Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

                  Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

                  Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

      На уроках изобразительного искусства мной наиболее чаще используется совместно – индивидуальная форма работы, поэтому наиболее полно в своей работе я раскрою именно эту форму коллективного творчества.

      1.3 Совместно – индивидуальная форма организации коллективной                   изобразительной деятельности.

     Почему я выбрала именно совместно – индивидуальную форму работы на уроках в начальной школе?

             Потому, что это одна из наиболее простых форм  организации работы над коллективной композицией, которая доступна ученикам начальной школы. (Приложение 1).

    Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке сюжета совместной композиции, при планировании дальнейшей работы и в конце урока на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

              Несмотря на кажущуюся простоту организации, совместно – индивидуальной деятельности, мне на уроке необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы и ее эстетическое качество.

              В начале, когда мною стал применяться данный метод работы, композиция составлялась следующим образом: ученики самостоятельно выполняли, какой либо рисунок, затем им предлагалось вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон, но некоторые ученики изображали предмет в «среде», из которой «вырвать» его было очень сложно. Более охотно школьники младших классов расстаются с индивидуальными изображениями, если самого начала знают о назначении своего рисунка – стать частью коллективной композиции.

               Мои приемы организации совместной – индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить ряд общих положений:

    - продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости – фона;

    - выбрать единый изобразительный материал;

    - определить соразмерность в общей композиции;

    - определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединиться или крепиться отдельные детали к общему фону;

    - продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции (Приложение 2).

               Во время урока роль организатора коллективной деятельности ложится на меня. Во фронтальной работе с классом я ставлю учебную задачу или занимательную проблему, руковожу поискам путей ее решения, формулирую и определяю индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учеников, мной корректируется в зависимости  оттого, что сделано другими.

              На заключительном этапе, когда создается композиция, мне помогают  собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все учащиеся, работающие над созданием композиции, принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.

               К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что,                                                                                                                                

    чем лучше он сделает задание, тем лучше будет коллективу. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности ученика.* (Приложение 3)

    1.4. Посильность и доступность заданий для коллективного творчества учащихся  на уроках изобразительного искусства.

              Коллективная изобразительная деятельность для учащихся начальной школы должна иметь яркий эмоциональный окрас и черты схожие с игрой, а для  старших учащихся – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе  выполнения коллективного задания.

      Посильность изобразительной деятельности должно соблюдаться в работе со всеми возрастными  группами. Это основа получения качественного результата совместной работы. Доступность задания во многом зависит от уровня готовности учащихся к изобразительной деятельности, так учащиеся которые ранее занимались изобразительной деятельностью при посещении детских садов,  наиболее развита фантазия, моторика руки, объем умений и навыков  в отличие от детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы,  и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у учеников отрицательное отношение к совместной деятельности.

              Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые отразятся на качестве результата, могут быть:

    - трудоемкость  задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как младшие школьники могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

    - сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

    - отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции.

     Чтобы процесс коллективной деятельности был посилен и результат отвечал эстетическим требованиям, я придерживаюсь следующего:

    - использую заранее приготовленный в единой цветовой гамме лист, при работе над реалистической композицией, например,  многоплановое изображение пейзажа города, села.

    Окрашенная бумага позволяет  дорисовать аппликативные силуэты  гуашевыми красками, пастелью.

    1.5.Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность.

             При выборе формы и методики организации совместной работы, учащихся важно учитывать их готовность коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем ранее приобретенного опыта общения учеников.

              К основным возрастным особенностям младшего школьника, влияющим на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности, следует отнести:

    - высокую эмоциональность,

    - развитое воображение,

    - высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе,

    - увлеченность процессом деятельности,

    -  низкая направленность на качество результата,

    - легкое переключение с одного вида деятельности на другой,

    -быстрая утомляемость от однообразной работы.

    В связи с этим можно возрастные особенности разделить на две группы:

                      Параметры, затрудняющие

                       совместную деятельность.

        Параметры, положительно влияющие на

                      совместную деятельность

    -высокий уровень самостоятельности,

    -низкая направленность интереса на результат,

    -быстрая утомляемость от однообразной деятельности.

    - высокая эмоциональность,

    - целостность восприятия,

    - развитое воображение,

    -переключение с одного вида деятельности на другой,

    -увлеченность процессом работы.

              Для того чтобы потребность в общении у младшего школьника происходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности тоже способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов драматизации (сказки) входе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой,  вызывая интерес к коллективной деятельности.

     Рассмотрев возрастные особенности младших школьников можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной деятельности легче отследить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.

     Знания возрастных особенностей учащихся дают возможность подобрать форму организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делает художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.        

    1.6. Материалы и техники доступные для коллективной изобразительной деятельности.

    Одной из наиболее посильной техникой коллективной деятельности учащихся, а так же самой распространенной является аппликация. Я использую следующие приемы работы в этой технике:

    - обрывная аппликация выполняется из элементов, не вырезанных, а вырванных по контуру, что придает более ажурный силуэт неба, леса, цветов),

    - коллаж -  аппликация из различных материалов: картон, разная по фактуре бумага;

    - флористика – аппликация из природных материалов, высушенные листья, цветы, травы.

              На уроках изобразительного искусства при работе над основой конструкций я часто применяю пластиковые и картонные упаковки. Наиболее удачно данный материал используется в макетах для построек  домов по теме «зодчество».

     Техника работы с пластилином стала популярной после показа мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона», он  применяется мною для отделки мелких элементов,  например:  чешуя.

     Таким образом, чтобы содержание  и процесс коллективной деятельности были доступны каждому учащемуся, необходимо:

     1. Правильно распределить индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, даю с учетом возможностей каждого ученика;

    2. Правильное распределение  роли в группах с учетом  интересов всех участников.

     Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно без подготовки учащихся к активному творческому созиданию.

    Поэтому на уроках изобразительного искусства коллективное  творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием музыки и литературы, проигрыванием учащимися сценок  и игровых ситуаций.

                               Результативность опыта

            В результате  работы по данной теме  мне удалось достичь следующих показателей.

        Уровень способностей учащихся к коллективному  творчеству(тест опросник Е.Генкин)

    Диагностика выявление интереса учащихся к предмету (Н.И.Дереклеева )

                   Уровень обученности учащихся (методика В.П.Симонов)

                   Мониторинг качества знаний

    Год

    Успеваемость %(2-4кл)

    Качество знаний %

    (2-4кл.)

    Успеваемость %(5-9кл)

    Качество знаний %

    (5-9кл.)

    2008-2009

    100

    100

    100

    100

    2009-20010

    100

    100

    100

    100

    2010-2011

    100

    100

    100

    100

         

                   Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников  как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательной процесс урока и как метод обобщения знаний  и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

     Опыт моей работы показал, что мои уроки формируют эмоциональную культуру младших школьников, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую самостоятельность даже у детей с недостаточно развитыми навыками изобразительной деятельности. Задача каждого моего урока коллективного творчества – научить  каждого ребенка работающего в группе видеть своего товарища и совместно с ним развивать творческий сюжет.

     Коллективное творчество пробуждает в детях отзывчивость и внимание, умение понимать друг друга. Значит, выдвинутая нами гипотеза оказалась верной.

                 

                    И результатом своей работы я могу считать то, что:

    - развитие коммуникативных навыков дает ребенку освоить богатейшую

    гамму человеческих эмоций, чувств.

    - детям будет легко уловить настроение работающих с ними в одной группе.

    - умение управлять своими чувствами и эмоциями, где- то их скрывать, где-то давать им волю – необходимое качество для каждого

                 

                      Библиографический список:

    1. Неменский Б.М. « Приоритеты на путях очеловечивания образования».

    «Искусство в школе»,  №3, 1995г.

    2. Неменская Н.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград: Учитель, 2010

    3.Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания  уроков ИЗО в 1-4 классах»- Волгоград: Учитель, 2010г.

    4. В.И. Колякина « Методика организации уроков коллективного творчества»

    М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002

    5. А.Ф.Конев, И.Б.Борисович «Учимся рисовать. Материалы, композиция, техника»- Харвест, 2012

    6. Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»: Учебник.3-е изд., дополненное и переработанное – М.: АГАР, 2010

    7. В.Н. Петрова «Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учить»

    библиотека журнала «Директор школы» выпуск №4, 1999 г. Москва

    «Сентябрь».

                                                          Приложение 1

            Урок 7 (1 класс)                                                          

    Тема урока: Букет цветов.

    Тема коллективной композиции: «Цветы».

    Форма организации коллективной деятельности: совместно - индивидуальная с элементами игры – эстафеты.

    Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа ведется от центра.

    Цели и задачи: - дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с иллюстрациями изображения цветов;

                                  - выполнить совместную работу по теме урока;

                                  -формировать умения использовать выразительные      

                                  средства в изображении предметов;

                                  - развивать творческие способности и эстетический    вкус;

                                  - воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться

                   окружающим миром.

    Оборудование урока: гуашь, кисть, ножницы, клей.

    Зрительный ряд: репродукции картин художников, изобразивших цветы; аппликации, фотографии цветов; живые цветы.

                     Ход урока.

    1.Организация класса.

    Проверка готовности к уроку.

    2.Вводная беседа.

      Учитель вместе с учениками любуется красотой живых цветов в классе, на фотографиях, открытках и в картинах художников, обращается внимание на то, что художники очень любят изображать цветы в букете.

       Учитель. Составление букетов – это особое искусство, которому учатся специально. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не потускнела в нем, а наоборот – проявилась.

      3.Работа над заданием.

    Рассмотрев, какие бывают цветы по форме и цвету, какие бывают композиции цветов в букете, каждый из учеников рисует самый красивый цветок и затем вырезает его изображение.

    За 10 минут до конца урока  вывешивается на доску 3 больших листа с изображением голубой, красной и белой вазы. Каждый ученик, прежде чем приклеить свое изображение цветка, должен подумать о соответствии его цветка выбранной вазе, а позже и группе уже наклеенных цветов, составляющих  букет. Ученики, передавая кисточку с клеем, как эстафетную палочку, по очереди подходят к одному из листов бумаги на доске и приклеивают к нему свой цветок. В конце веселой эстафеты получаются три красивых букета, которые можно сравнить и оценить красочность, композицию и аккуратность в изображении каждого из букетов.

                                                                                                            Приложение 2

    Урок №11-12(3 класс)

    Тема: «Декор русской избы. Памятники архитектуры - наследие предков».

    Тема: коллективной композиции: «Красна улица домами».

    Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

    Работа паре.

    Принцип организации коллективной композиции:

     - последовательная работа от дальнего плана к ближнему;

     - создание фриза.

    Цели: - рассказать об архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской);

                  -ознакомить с архитектурой в ближайшем окружении.

    Задачи: - ознакомить с архитектурой в ближайшем окружении;

                  - формировать навыки конструирования из бумаги;

                  - учить рисовать по представлению;

                  - развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие,                                              

                  творческие способности.

    Оборудование урока: для учителя -  аппаратура для показа видеозаписей. Для учащихся – тонированная бумага, белая и цветная; фломастеры, восковые мелки, гуашь, клей, мох, банка с водой, палитра.

    Зрительный ряд: репродукции, отображающие городской пейзаж, фотографии; В.И. Суриков «Утро Стрелецкой казни», А.В. Лентулов «Собор Василия Блаженного», материалы по истории и жизни русского народа.

                                                Ход урока.

    1.Организация класса.

    2.Вводная беседа.

    Учитель: «Двор, что город, изба - что терем». Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство строителей из дерева не долговечно, хотя есть такие уголки России, где строят искусно украшенные избы или избы-исполины. Эти свидетели судеб многих поколений от рождения до кончины хранят в себе мудрость семейного лада.

     Посмотрите на этот крестьянский дом! Под одной крышей  четыре отдельные избы, светелки, летние помещения, хозяйственный двор. Под его широким кровом жили вместе отцы, дети, сыновья и внуки – одной общей семьей с одним хозяйством. А семьи были тогда большие. Верхнее обрамление крыши крестьянской избы – шелом или охлупеть. Это тяжелое, толстое бревно, выдолбленное снизу, стык скатов крыши.

    Конек – образное завершение охлупня и одновременно древнейший символ, связанный со всей жизнью крестьянина. В игрушках, в домашней  утвари и на крыше – везде использовался образ конька, горделивый, статный, скачущий.

    А теперь полюбуемся узорами на наличниках и ставнях, на причелинах и балконах избы. Сколько фантазии  и выдумки вложил в нее мастер! Но если присмотреться, то в любом из узоров можно рассмотреть круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком – символом свое жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.

     А теперь узнайте, как построена изба внутри. Рассмотрите работу графика, который как раз такой дом изобразил.

     В нижнем этаже – подклети чаще всего располагались подсобные помещения. Верхний этаж был предназначен для жилья хозяев. Комнаты называли горницами.

     - Почему в народе говорят:  «Фасад- лицо избы, окна - ее глаза»?

    Дети: - Потому, что мы первое видим именно это. И как они выглядят, аккуратно или нет, так можно и судить о жителях в этом доме.

    Учитель: Совершенно верно. Старинные деревянные постройки – это не только крестьянские избы. Из этих же элементов в городах из дерева возводили жилые постройки совсем иного вида. Обычно стоили  в два этажа, с надстройкой – чердаком на верху, что придавало строению вид трех ярусного. Затейливые надстройки  над горницами и сенями в виде башни с окном, или напоминали башню с куполом или с зубцами и шпилем посередине. Эти чердаки были очень красивы, а внутри их – светло и богато убрано.  Вот почему их называли светелками, а сам дом высоким теремом.

     Снаружи такой терем – дом «То ли терем, толи царев дворец». Особую нарядность ему придавала крыша  необычной формы. Одни  башенки были покрыты кровлей, похожей на бочонок, другие были раскинуты как крылья.

    Царские терема и дома зажиточных людей нередко расписывали красками, а окна заполняли окрашенной в разные цвета слюдой.

     - Вспомните сказки, в которых упоминаются расписные теремные постройки.

    Дети: - «Аленький цветочек».

              - «Руслан и Людмила».

    Учитель: Сегодня мы с вами конструируем из бумаги русскую избу. При  помощи карандаша и бумаги, навернутой на него несколько раз, делаем бревнышки. Затем мы собираем из них дом, строим дом и украшаем его.

                                        3.  Выполнение работы.

    В конце урока индивидуально выполненные части дома наклеивается самими ребятами на общий лист формата А3.

                      4. Повторение пройденного на уроке материала:

    Учитель: Как устроена русская изба внутри?

    Дети: Нижний этаж подклеть, в ней располагались подсобные помещения.

    Верхний этаж для жилья хозяев. Комнаты назывались горницами.

    Учитель: Чем расписывались царские терема.

    Дети: Расписывались красками. А окна заполнялись  цветной слюдой.

    Домашнее задание: Подбор иллюстративного материала по теме: Декор русской избы. Памятники архитектуры - наследие предков».

    Урок №12(3 класс)                                                                          Приложение 3

    Тема: «Декор русской избы. Памятники архитектуры - наследие предков».

    Тема: коллективной композиции: «Красна улица домами», завершение работы.

    Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, работа в группах.

     1.Организация класса.

    Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

     2. Повторение пройденного материала:

    Учитель: Как устроена русская изба внутри?

    Дети: Нижний этаж подклеть, в ней располагались подсобные помещения.

    Верхний этаж для жилья хозяев. Комнаты назывались горницами.

    Учитель: Чем расписывались царские терема?

    Дети: Расписывались красками. А окна заполнялись  цветной слюдой.

                           

    3. Объяснение нового материала

     Учитель: Из подобранного вами иллюстративного материала по теме урока, а так же выполненного домашнего задания мы видим что, многие традиции в конструкции и декоре дома сохранились в современном сельском доме  особенно индивидуальном. И одна из них – это украшение фасада дома, той его стороны, которая выходит на улицу. По  красоте фасада судят о мастере, вкусах его хозяина.

     Современный сельский дом – это целый ансамбль построек, но с улицы мы видим ворота, палисадник, скамейку либо беседку. Поэтому хозяин дома обязательно украсит их резными, писанными или кованными узорами. Узор  орнаментов, цвет деталей декора дома, ворот, ограды палисадника обязательно перекликаются и составляют гармонию в декоре всего жилого ансамбля. Такие нарядные дома становятся украшением сельской улицы, поэтому и говорят: «Красна улица домами».

    - Видели ли вы дома – в традициях народной архитектуры из дерева или камня?

    Дети: Да.

    Учитель: Систематизируем знания об архитектуре.

    Архитектура- вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить. Различают три основных вида архитектуры:

    1) объемные сооружения – культовые, общественные, промышленные, жилые, и другие здания;

    2) ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков;

    3) градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.

    Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор заботится о красоте, практичности создаваемых сооружений, то есть эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

    Архитектура отражает художественный стиль эпохи. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Пирамиды в Египте, акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в США, Кремль и Красная площадь в  Москве.

     В разные исторические периоды применялись разные строительные материалы и технологии: камень, шкуры, железобетон, стекло, пластик, и даже лед.

      Основные,  выразительные средства архитектуры:

    - пластика объемов,

    - масштабность,

    - ритм,

    - пропорции,

    - фактура и цвет поверхностей,

     - связь с окружающей средой.

    5.Выполнение работы.

    Учитель: Сегодня мы завершаем  работу  над коллективной композицией, фриз. Мы благоустраиваем пространство вокруг дома: ставим ограду, «сажаем» деревья. Все  индивидуально выполняемые элементы размещаете на листе совместной композиции «Красна улица домами».

    6. Итоги урока.

    Экспресс-выставка. Оценка работ.

    Домашнее задание: Рассмотреть  парки и скверы города.

                                                                                                           Приложение 4.

    Урок № (3 класс)

    Тема: Цирковое представление. «Парад-алле». Художник и цирк.

    Тема коллективной  композиции: «Цирк. Парад-алле»

    Форма организации совместной деятельности: совместное творчество.

    Принцип организации коллективной композиции: Аппликация.

    Цели: - ознакомить с элементами оформления зрелища,

                - развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними,

                - тренировать, умению передавать цветом пространства, цветовой гаммой заданное настроение,

                 - формировать умение компоновать целую группу людей, связанных одним сюжетом.

    Задачи: - привитие  навыков коллективной работы,

                   - воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

    Оборудование урока: для учителя – аппаратура для показа слайдов, видеозаписей. Для учащихся – ножницы, клей, фломастеры, заготовка фона.

    Зрительный ряд: рисунки с примерами клоунады, жонглирования и другими цирковыми номерами.

     Литературный ряд: С. Маршак «Цирк», стихотворения и загадки.

     Музыкальный ряд: торжественные бравурные марши, передающие атмосферу цирка.

     Задание: Приклеить ранее заготовленные фигурки, выполнить коллективное панно.

                                               Сценарий урока.

    1.Организационный момент.

    На перемене звучат бравурные марши, на доске вывешены цирковые афиши, они создают эмоциональный настрой детей на тему урока

    2.Повторение пройденного материала.

    Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с работой художников в театре. Скажите, что делает художник в театре кукол?

    Ученики: Художник  делает кукол, оформляет сцену, рисует занавес, афиши.

    Учитель: Скажите, как изготовляет художник кукол?

    Ученики: С начала он рисует эскиз куклы. Затем  по эскизу делает костюм куклы, голову из папье-маше, парик, раскрашивает лицо куклы и собирает ее, соединяя все части.

    Учитель: А как выдумаете, найдется ли работа для художника в цирке?

    Ученики: Да. В цирке художник делает занавес, афиши, и по его эскизам шьются костюмы для артистов.

      3.  Объяснение нового материала.

    Учитель: Правильно. Посмотрите, как красивы костюмы артистов и не только артистов людей, но и артистов животных. Вы должны были найти в книгах загадки о цирковых артистах. Итак, кто нашел?

    Ученик: Что за коняшки -

                    На всех тельняшки. (Зебры)

    Ученик: Заворчал живой замок,

             Лег у двери поперек.

             Две медали на груди.

             Лучше в дом не заходи. (Собака)

    Ученик: Когда он в клетке, то приятен

                  На шкуре много черных пятен.

                  Он хищный зверь, хотя немножко,

                   Как лев и тигр похож на кошку. (Леопард)

    Учитель: Замечательные загадки. Действительно, в цирке работает много животных, и мы с вами их отгадали. Художник и для животных рисует костюмы.

    (Просмотр слайдов с изображением циркового представления). Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным. Посмотрите  рисунки на доске, на них видно, как изобретателен художник, как богата его фантазия.

    А у клоунов у всех

    За щекою спрятан смех.

    По губам и по глазам

    Скачет словно мячик,

    Зал от смеха плачет.

    Белый шут и рыжий шут

    Разговор такой ведут:

    - Где купили вы, синьор,

    Этот красный помидор?

    - Вот не вежливый вопрос!

    Это собственный мой нос.

    Что же делает художник для артистов цирка? Посмотрите внимательно на рисунки.

    Ученики: Еще художник делает разные предметы, прибор, инструменты, которые помогают артистам исполнять разные упражнения и фокусы.

    Учитель: Правильно. Приспособления, помогающие артистам творить чудеса на арене, называют реквизитом. Они бывают иногда технически очень сложными, и художники делают их фантастически красивыми. Сегодня мы с вами будем художниками цирка, будем выполнять выполнить коллективное панно. Мы должны будем нарисовать циркового артиста в костюме. Вырезать и собрать всех артистов на арене цирка.

    Учитель: Каким должен быть цирковой костюм?

    Ученик: Необыкновенным. Красивым. Ярким.

    Учитель: Еще он должен подчеркивать характер артиста, его артистический образ. Например, силач кажется, более сильным в плотно облегающем трико с большими вырезами на плечах, из которых вываливаются горы мускулов. Гимнастка кажется воздушной. Клоуны в пестрых костюмах с преувеличенными деталями: огромные туфли, кепки в крупную клетку, разноцветные пуговицы на одежде. И грим на лицах клоунов яркий и необыкновенных цветов. Фокусники всегда одеты в строгие костюмы. На вашем листе изображена арена. Через несколько минут, она засияет огнями и всеми красками циркового представления. А начнется представление с необычного парада, его называют «Парад Алле». Но к нему нужно приготовится не только  артисту, но и художнику, так как от него зависит красочность на представления. Что для этого нужно сделать?

    Ученик: выбрать артиста определенного жанра: клоуна, гимнаста, фокусника, дрессировщика. И придумать для него,  красивый или забавный костюм.

    Учитель: Перед вами лежат трафареты, они показывают несколько вариантов движения артистов,  вы можете обвести их и дополнить с точки зрения художника цирка. Освободить  фигурку от плена  белого листа.

    Если нет вопросов, то можно приступать к работе. Музыка, которая напоминает нам о празднике циркового представления, поможет вам выполнить задание.

    4. Выполнение работы.

         В ходе самостоятельной работы контролируется соблюдение размеров изображения. В конце работы вывешивается фон «Парад – Алле» - рисунок арены выполненный на большом листе бумаги. Отключается магнитофон. Дети приклеивают изображения артистов на арену.

     5. Закрепление пройденного материала.

    Учитель: Итак, все готово к параду – зрители, артисты, оркестр, играет марш и начинается Парад Алле.

     Учитель: Хорошее представление подготовили артисты цирка для детей. Кто им помог?

    Ученики: Мы.

    Учитель: А кем мы были сегодня на уроке?

    Ученики: Мы были художниками.

    Учитель: А что мы делали?

    Ученики: Мы сделали для артистов костюмы и грим.

    Учитель: Все постарались, но особенно хорошими художниками цирка стали.

    Домашнее задание: Посмотреть, какую работу выполняет художник на улицах нашего города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

    Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:" ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА"

    Основы грамотности закладываются с первого класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появлени...

    обобщение опыта потеме:" «Использование ИКТ в начальных классах».

    обобщение опыта об использование ИКТ на уроках в начальной школе....

    Обобщение опыта работы "Проектная деятельность в начальных классах"

    Выступление на районной конференции учителя начальных классов Жердевской МБОУ СОШ № 2.Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направлен...

    информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

    Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...