Программа творческого и логического мышления
рабочая программа по теме

Зудина Наталья Фёдоровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Развитие творческого и логического мышления» имеет естественнонаучную направленность по общекультурному уровню освоения.

Благодатный детский возраст 7-10 лет открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Основную цель развивающего курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. На развитие последнего, ставится акцент в большинстве российских и американских школ, где учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:

  1. степени точности ответов;
  2. степени подробности;
  3. скорость выполнения задач;
  4. аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.

Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верный решения. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Данный курс, включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе, и способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, логики;
  • задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления;
  • система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Данная программа рассчитана на 136 учебных часов. Занятия проходят по 1 часу в неделю в первом, во втором, в третьем и четвертом классах. Продолжительность занятий 45 минут.

ЦЕЛЬ: комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции и формирование нестандартного мышления.

 

ЗАДАЧИ:

образовательные задачи

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе;
  • формирование умения контролировать и оценивать свою работу.

развивающие задачи

  • развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие глазомера;
  • развитие мелкой моторики рук.

воспитательные задачи

  • извлекать главное из прочитанного или прослушанного;
  • формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме;
  • сотрудничать с другими при выполнении общего задания;
  • планировать свои действия, оценивать полученный результат;
  • предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные – критерии.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Отличительной особенностью данной программы является то, что ребёнку предлагаются занятия неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младших школьников. На данных занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, используемые на занятиях, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному восприятию и всестороннему развитию личности.

Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 7-10 лет, часть - составлена автором пособия. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие речи;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

 

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа адресована детям 7-10 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек, второй год обучения – 12 человек, третий и четвёртый год обучения – 10 человек.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года

1 год обучения: 36 часов в год,

2 год обучения: 36 часов в год,

3 год обучения: 36 часов в год,

4 год обучения: 36 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_razvitie_tvorcheskogo_i_logicheskogo_myshleniya.rar217.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение. 1.

Графический лист учета ЗУН учащихся

Приложение 2.

  1. Игра – рассуждение.

Цель: стимулировать учащихся на рассуждение. Проверить способности ребят к логическому мышлению.

Особенности проведения: ребятам предлагается решить несколько задач на логику. Вначале ребята пытаются решить самостоятельно, затем учитель предлагает им обсудить решение совместно.

Задача. 1.

Пете и Коле купили по коробке конфет. В каждой коробке находится 12 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Коля из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли?

Ответ: 12 конфет.

Задача. 2.

Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице... Почему?

Ответ: Этот человек - лилипут, и до кнопки 17-го этажа дотягивается только зонтиком или просит кого-нибудь нажать на эту кнопку.

Задача. 3.

В детской больнице юные пациенты очень любили играть с очаровательными плюшевыми мишками, которые были там. К сожалению, детям они так сильно нравились, что мишки стали исчезать: малолетние пациенты уносили их домой. Как руководство больницы решило эту проблему?

Ответ: Всем мишкам сделали повязки и говорили маленьким детям, что мишкам нужно оставаться в больнице, чтобы вылечиться. Дети с грустью, но с сочувствием соглашались.

Задача. 4.

Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?

Ответ: Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

Задача. 5.

Что необычного в предложении "The quick brown fox jumps over the lazy dog"? (Перевод: быстрая коричневая лиса перепрыгнула через ленивую собаку).

Ответ: Это предложение содержит все буквы английского алфавита.

Задача. 6.

В одном городе построили новый район из 100 домов. Мастера по изготовлению табличек изготовили и привезли пачку новых табличек с нумерацией домов от 1 до 100. Сосчитайте количество всех цифр 9 встречающихся в этих табличках (цифры 9 и 6 являются разными цифрами).

Ответ: 20 девяток.

Задача. 7.

Один джентльмен, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу одним художником, сказал: "У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца".
Кто был изображен на портрете?

Ответ: На портрете изображен сын этого джентльмена.

Задача. 8.

Для того чтобы получить краску оранжевого цвета, необходимо смешать краски желтого цвета (6 частей) и красного цвета (2 части). Сколько грамм краски оранжевого цвета можно получить (максимально), имея в наличии 3 грамма желтой и 3 грамма красной краски?

Ответ: Из условия задачи видно, что желтой краски требуется в 3 раза больше, чем красной. Следовательно, имея в наличии 3 грамма желтой краски, необходимо взять 1 грамм красной краски. То есть оранжевой краски при смешивании получиться 4 грамма.

Задача. 9.

Имеется три ключа от трех чемоданов с различными замками. Каждый ключ подходит только к одному чемодану. Достаточно ли трех проб, чтобы подобрать ключи к каждому из них?

Ответ: Достаточно. Обозначим ключи буквами А, В, С, а замки М, К, Р. Тогда первая проба может дать, например, такой результат: ключ А не подходит к замку М. Это означает, что он подходит к замку К или к замку Р. Вторая проба: ключ В не подходит к замку М. Тогда ясно, что: а) ключ В подходит к замку К или к замку Р; б) к замку М подходит ключ С. Третья проба ставит все на свои места: если к замку К не подходит ключ А, то к нему подходит ключ В, а ключ А подходит к замку Р. Если же первая проба дает результат такой, что ключ А подходит к замку М, то тогда достаточно второй пробы, чтобы установить, какой из оставшихся ключей к какому замку подходит.

Задача. 10.

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?

Ответ: Понадобятся те же пять землекопов, не больше. В самом деле, пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы; значит, пять землекопов за 1 час вырыли бы 1 м канавы, а в 100 часов — 100 м.

Задача. 11.

Имеется 10 мешков с монетами (количество монет в каждом мешке одинаковое). В девяти мешках монеты золотые, а в одном - фальшивые. Вес настоящей золотой монеты 5 грамм, а вес фальшивой - 4 грамма. Как за одно взвешивание на весах (весы взвешивают с точностью до грамма) определить, в каком из мешков монеты фальшивые?

Ответ: Пронумеруем мешки от 1 до 10. Из первого мешка возьмем 1 монету, со второго 2, из третьего 3, и так до 10 монет (суммарно 55 монет). Произведем взвешивание этих монет. Если бы все монеты были золотыми, то весили бы 275 грамм. Если при нашем взвешивании не будет хватать 1 грамма, то фальшивые монеты в первом мешке, если 2-х грамм - то во втором, и так далее до 10-ти.

Задача. 12.

Лена живет на четвертом этаже, при этом, поднимаясь к себе домой, она проходит по лестнице 60 ступенек. Юля живет в этом же подъезде на втором этаже. Сколько ступенек проходит Юля, поднимаясь к себе домой на второй этаж?

Ответ: Для того, чтобы подняться на 4-й этаж, Лене необходимо пройти три лестничных пролета (60 ступенек). Чтобы подняться на 2-й этаж, Юле необходимо пройти всего лишь один лестничный пролет, то есть 20 ступенек.

Приложение. 3.

  1. Игра «Умники и умницы» 1 класс.

Если приложить ухо к своей подружке парте, то можно услышать  её советы.

Утром рано просыпайся,                           На уроках не хихикай,

Хорошенько умывайся,                             Стул туда-сюда не двигай,

Чтобы в школе не зевать,                           Педагога уважай

Носом парту не клевать.                            И соседу не мешай.    

Одевайся аккуратно,                                  Не дразнись, не зазнавайся,

Чтоб смотреть было приятно,            В школе всем помочь старайся,

Форму сам погладь, проверь,             Зря не хмурься, будь смелей,

Ты большой уже теперь.                     И найдёшь себе друзей.    

Приучай себя к порядку,                     Вот и все мои советы,

Не играй с вещами в прятки,              Их мудрей и проще нету,

Каждой книжкой дорожи,                   Ты, дружок, их не забудь.

В чистоте портфель держи.            В страну Знаний держишь путь.

                      Конкурс №1 « Что берём с собой в школу?»

Отгадай загадки:

 

У меня обложка синяя,                  По зелёному белым

На любой странице линия,            Пишут то и дело.

Чтоб помочь ученику                     Потрут тряпицей -

Ровно вывести строку.                   Чиста страница.

    (тетрадь)                                         (доска)

Я писать умею на бегу,                   Я другой приятель ваш -

Но жить без вас я не могу.              Проворный серый …

Кто дружить со мной готов,           В тетрадях палочек ряды -

Тот не пожалеет –                            Мои упорные труды.

Сколько она хороших слов             Чем вы со мной дружнее,

Написать сумеет!  (ручка)               Тем  палочки ровнее.(карандаш)

В этом домике весёлом                          Прямота – моя главная черта.

Ты найдёшь карандаши,                                   (линейка)

Ручки, перья, скрепки. Маркер,

Что угодно для души. (пенал)                   Новый дом несу в руке,

                                                                      Дверцы дома на замке.

Хоть я не прачка, друзья,                           Тут жильцы бумажные,

Стираю старательно я.                               Все ужасно важные.

     (резинка)                                                      (портфель)

Я нужна вам для порядка.                             В школьной сумке                        

Зря страницы не листай.                                Я лежу,  

Там, где я, вот там читай.  (закладка)           Как ты учишься скажу.

                                                                               (дневник)

Сами вещи не растут,                             Свою косичку без опаски

Сделать вещи – нужен труд.                  Она обмакивает в краски.

Карандаш. Тетрадь и ручку,                  Потом окрашенной косичкой

Парту, доску, книжку, сумку – береги,   В альбоме водит по

Не ломай, не рви, не мни!                            страничке.(кисточка)

                        Конкурс № 2 «Книжный»

Я все знаю. Всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (книга)

Кто с кем дружит ? Продолжи!

1. Забавные бурундучки Чип и …(Дейл.)

2.Добрая Белоснежка и …( семь гномов.)

3.Прекрасная Русалочка и …(Най Себастьян.)

4.Забавный Винни Пух и …(Пятачок.)

5.Добрый Малыш и …(Карлсон.)

6. Доверчивый Буратино и…(Мальвина, Пьеро)

7.Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка.)

 Кто прислал Вам телеграммы?

Я желаю от души

Вам здоровья, малыши!

Чтоб прививок не боялись,

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит.

  Добрый доктор Айболит.

Я желаю вам в подарок получить

Огромный торт,

Шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше,

Жду от Вас ответ на крыше.  Карлсон)

Я хочу вам пожелать

Лишь пятёрки получать.

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище… (Буратино)

                      Конкурс №  3 «Математический»

Сосчитайте.                                         Пять щенят в футбол играли,

Девять рябин и ещё одна                   Одного домой позвали.

В праздничный стали ряд.                 Он в окно глядит, считает,

Девять рябин и ещё одна                   Сколько их теперь играет?

Словно знамёна горят.

Сколько рябин?

Пошла курочка гулять,                      В огороде пугало

Собрала своих цыплят.                      Рукавами машет.

Шесть бежали впереди                      В огороде пугало разгоняет

Три остались позади.                           Пташек.

Беспокоится их мать                          Три спаслись на загородке.

И не может сосчитать.                       В небеса взвилась одна.                

Посчитайте – ка, ребята,                    А последняя не трусит -

Сколько было всех цыплят?              Очень храбрая она.

Отгадайте загадки:

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, да не бублик.(ноль)

Шея длинная такая,

Хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет. (двойка)

Мы - весёлые отметки,

И встречаемся не редко

У прилежных в дневнике.

Кто их чаще получает,

Никогда не заскучает. (пятёрка)

                       Конкурс № 4 « Музыкальный»

Отгадай загадки:

На листочке, на страничке –           Молодёжь из разных стран

То ли нитки, то ли птички.              Лихо пляшет под …(баян)

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки. (ноты)          Хороводом мы пойдём

                                                         Песню громче запоём.

Я стою на трёх ногах.                    Забренчит нам, угадай – ка,

Ноги в чёрных сапогах.                 Веселушка_… (балалайка)

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (рояль)

Ящик на коленях пляшет –               Играть умеет он и «форте» и

То поёт, то горько плачет. ( гармонь)       «пиано»

                                                              Поэтому назвали его…

Отгадай песни:                                              фортепьяно.

  1. ___________________________
  2. ___________________________
  3. ___________________________
  4. ___________________________

                     ИГРА «Путаница»

В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке,  можно прочесть название животных.

БРУСКА  - барсук                   БЕРЗА - зебра

АБЛЕК -    белка                      КУТА - утка

ПУТЕХ – петух                       ЛЕСО -  осёл

ОБКАСА – собака                   ЦУРИКА – курица

  Игра «Назови детёныша»

У вороны – воронёнок

У галки – галчонок

У козы – козлёнок  

У собаки - щенок

У лисы – лисёнок

У лягушки – лягушонок  

У овцы - ягнёнок

У курицы – цыплёнок

У лошади – жеребёнок

У свиньи – поросёнок

У тюленя – белёк

У коровы – телёнок

У тигрицы – тигрёнок

 Конкурс № 5  «Знаешь ли ты животных?»

На уроках вы будите не только учиться считать , писать, читать, но будите изучать животный и растительный

Мир . Отгадайте загадки. О ком идёт речь?

У порога плачет,

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдёт –

Замурлычет, запоёт. (кошка)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток – ни одной. (ёж)

Я похож на зайца очень,

Но не заяц между прочим. (кролик)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дыбы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

На мне люди ездят и возят поклажу.

В пустыне безводной могу идти даже. (верблюд)

Великан в бору живёт.

Он сладкоежка – любит мёд.

Когда испортится погода,

        Ложится спать – да на пол года! (медведь)

  Меньше тигра , больше кошки,

Над ушами – кисти рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

Сама рыжеватая, мордочка плутоватая.

Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка. ( лисица)

Работящие зверьки,

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт,

Знайте, что из речки вход! (бобры)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета. (заяц)

Ходит длинный,  пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он.

Вы узнали, это   ….(слон)

Должен он  пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать.

Чтоб проверить, всё ль в порядке,

Пенал, книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник.

Кто же это ?  (ученик)

Когда приходим мы в свой класс,

Она встречает первой нас.

Она добра, хоть и бывает строгой,

В мир знаний открывает нам дорогу.

Кто это, назовите же скорей! (учитель)

      Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто ватагою весёлой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

Кто мороза не боится,

На коньках летит как птица?

Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?

Кто домашний свой урок

Выполняет точно в срок?

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Кто из вас своим трудом

Украшает класс и дом?

Кто, хочу  у вас узнать,

Любит петь и танцевать?

Игра «ДА, НЕТ»

 

Сначала я задам вопрос,

А вы над ним затем всерьёз

Подумайте. Одно из двух –

«Да»  или «НЕТ» - ответьте вслух. Коль вы находчивы, сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

  1. Скажи: приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый?
  2. А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
  3. Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (нет)
  4. А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)
  5. Верблюд способен, дай ответ, идти три дня без пищи? (да)
  6. Тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (да)

В конце спросить пришла пора: вам понравилась ли Вам игра?

  1. Игра «Умники и умницы» 2 класс.

Все ученики класса делятся на три команды.

Каждая команда выбирает себе имя.

3 команды:

  1. “Знатоки”
  2. “Эрудиты”
  3. “Умники”

Команды занимают места за отдельными столиками, где приготовлены листы бумаги, ручки,сигнальные карточки.

Члены жюри - родители.

Конкурс проводится в восемь туров.

  1. I тур. Разминка.
  2. II тур. Зоркий глаз разведчика.
  3. III тур. В мире сказок.
  4. IV тур. Юные математики.
  5. V тур. По родному краю.
  6. VI тур. Знатоки русского языка.
  7. VII тур. Мы и природа.
  8. VIIIтур. Занимательные задания.

За каждый правильный ответ команды получают жетоны в 10, 20, 30 или 50 баллов по степени трудности.

Ход игры

Ведущий представляет команды, капитаны команд представляют своих игроков.

I тур. Разминка.

Каждой команде предлагается по две загадки.

“Знатоки”

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.

“Эрудиты”

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.

“Умники”

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.

“Знатоки”

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?

“Эрудиты”

У забора вырастает,
Никого не признаёт.
Не огонь, а больно жалит,
И пройти нам не даёт.

“Умники”

В одежде богатой,
Да сам слеповатый.
Живёт без оконца
Не видывал солнца.

За каждый правильный ответ команды получают по10 баллов.

II тур. Зоркий глаз разведчика.

На доске таблица, на ней рисунки - 20 предметов.Команды смотрят на таблицу 30 секунд, затем таблицу убирают.

За две минуты команды должны написать на листочке как можно больше названий этих предметов.

За каждое слово по 10 баллов.

III тур. В мире сказок.

1 задание. Записать названия русских народных сказок.

За каждую сказку 20 баллов. Время – 2 минуты.

2 задание. Записать, на каких транспортных средствах передвигались по земле и по воздуху сказочные герои.

По 30 баллов за каждое название. Время – 2 минуты.

3 задание. Литературный конкурс. Назвать героя, произведение и автора.

“Знатоки”

“Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош,
Очень тихо ты поёшь!”

/Мышонок. С.Маршак. “Сказка о глупом мышонке”/

“Эрудиты”

“Принесите-ка мне звери
Ваших детушек,
Я сегодня их за ужином
Скушаю”.

/Таракан. Корней Чуковский. “Тараканище”./

“Умники”

“Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую.
По нашему говорила рыбка,
Домой в сине море просилась.”

/ Старик. А.С.Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”/

По 10 баллов за каждый правильный ответ.

IV тур. По родному краю.

Задание на карточках. Записать ответы.

  1. Как раньше назывался наш город Вилюйск? ___________________
  2. Сколько лет нашему городу Вилюйску? _______________________
  3. Наша школа находится на улице ______________________________
  4. Главная река нашей республики _______________________________

По 20 баллов за каждый правильный ответ.

Время – 1 минута.

V тур. Юные математики.

Команды получают карточки, на карточках две задачи.

Задача 1.

Мама испекла 19 пирожков. Сколько гостей пришло к Васе, если каждому гостю досталось по 2 пирожка и один пирожок остался?

Задача 2.

Огород имеет форму прямоугольника со 6сторонами 6 и 4 метра. Сестра обежала вокруг огорода один раз, а брат два раза.

Сколько метров пробежала сестра и сколько метров пробежал брат?

За решение каждой задачи по 50 баллов. Время - 3минуты.

VI тур. Природа и мы.

Задание 1

На доске таблица со словами:

Шкаф, песок, телефон, солнце, обувь, вода, воздух, сыр, машина, земля.

Выписать только названия предметов природы.

За каждое правильное слово 10 баллов,неправильный ответ – минус 10 баллов. Время – 1минута.

Задание 2.

Карточки со словами:

дятел, воробей, щука, карась, заяц, волк, синица, рысь, окунь.

Все слова распределить в три группы, дать названия группам.

По 30 баллов за каждую группу. Время – 2 минуты.

VII тур. Знатоки русского языка.

Задание 1.

Смотреть, гулять, синий, поёт.

Красивый, вкусный, арбуз, тёмный.

Стол, стреляет, дождь, стрекоза.

В каждой строчке зачеркнуть лишнее слово.Объяснить ответ.

По 20 баллов за каждое правильно выполненное задание. Время - 1 минута.

Задание 2.

Отгадать слова, переставив буквы.

А Ч Т П О -

О Ж И В Т -

О З А Р -

Е Х О Р -

/почта, живот, роза, орех/

По 20 баллов за каждое слово. Время – 1 минута.

VII тур. Занимательные задания

Из букв слова Э Л Е К Т Р И Ч Е С Т В О составить новые слова.

По 10 баллов за каждое слово . Время – 2 минуты.

Отгадать кроссворд “Золотой ключик”.

По горизонтали:

1.

Охранял Мальвину он –
Славный пудель …..

2.

В Италии и Бразилии
Не верят коту …..

3.

Золотой ключ хранила
Черепаха …….

4.

Не боятся дети Вас,
Бородатый …….

5.

На стене висит картина.
На картине …….

В выделенных клетках по вертикали:

Знают Вова и Лиза

Ох и хитра лиса……..

За кроссворд 50 баллов. Время – 2 минуты.

Конкурс окончен.

Капитаны подсчитывают количество баллов и дают их на проверку членам жюри. Жюри объявляет победителей конкурса. Команды награждаются грамотами, каждый член команды тоже получает грамоту и сладкий подарок.

  1. Игра «Умники и умницы» - 3 класс

Сценарий конкурса «Умники и умницы»

Регистрация участников, присвоение номеров

Приветствие

ВЕДУЩИЙ: Негде в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил – был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго он страною правил

Всех учиться он заставил

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы

«Разузнаешь и доложишь,

Хорошо в стране той  жить»

Много времени проходит

С грамотой гонец приходит

Царь гонца того сажает

За свой стол и вопрошает:

ЦАРЬ: Ладно в волости иль худо?

И какое там есть чудо?

ВЕДУЩИЙ:И гонец ему в ответ:

ГОНЕЦ: Я объехал целый свет

И в стране житье не худо

Есть там вот такое чудо.

Волость за рекой лежит

Град не берегу стоит

Все в том городе умны

И в науках все сильны

Лучших я привез сюда

Полюбуйтесь, Господа!

Заходит царевич

И опять вы мне мешали

И поспать вы мне не дали

Сколько ж можно говорить

Без науки нужно жить

Людям умным жить труднее

Посмотри такое дело

То сходи туда, сюда

То реши, то разгадай

То ты числа сосчитай

В общем, здесь одна морока.

ВЕДУЩИЙ: А царь - батюшка в ответ:

ЦАРЬ: Ты, сынок, побойся бога

Без науки жизни нет.

А вот гости заморские, приехали к нам показать свои знания и мудрость. И ты, сынок, смотри и учись.

I тур 

(5 заданий, все участники)

Музыкальная пауза 

(Танец  «Лягушки», хореографическая студия «Грация»)

Оценка жюри результатов, отсев участников

II тур

(5 заданий, 10 участников)

Музыкальная пауза

(Песня « Колобок», вокальная студия «Ручеек»)

Оценка жюри результатов, отсев участников

III тур 

(5 заданий, 5 участников)

Музыкальная пауза

(Песня «Три танкиста», трио Дмитриев В., Титов А., Дубовик П.)

Оценка жюри результатов, отсев участников

Финал

(3 участника, )

Музыкальный номер (танец «Росиночка - Россия» ,

хореографическая студия «Грация»)

Подведение итогов, награждение


Лист участника

Регистрационный номер                      

I тур

1 задание           2 задание            3 задание            4 задание           5 задание

II тур

1 задание           2 задание            3 задание            4 задание           5 задание

III тур

1 задание           2 задание            3 задание            4 задание           5 задание

Финал

 

Интеллектуальная игра «Умники и Умницы»

I тур

1. Какого медведя не существует  в природе?

А) черного
Б) очкового
В) серого
Г) бурового

2.К какой группе музыкальных инструментов относится труба?

А) к группе струнных смычковых

 Б)  к группе духовых

В)  к группе ударных    

Г)  к группе электромузыкальных

3.Священная гора, где находились боги во главе с Зевсом, называлась..

 а)Арарат

 б) Олимп   

  в) Парнас

   г) Эверест

4.Как называется самая маленькая в мире страна?

 а)Италия

б) Ватикан    

в) Россия    

г) Франция

5.Как называется стихотворное произведение без рифмы

а) Белый стих      б) Красный стих      в) Полосатый стих      г) Черный стих

II тур

1. Чем угощал Барбос друга Бобика в сказке Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса»

  а) компотом      

 б) квасом

 в) чаем

 г) киселем

2.Какой из музеев является одним из крупнейшим в России и в мире?

а) Эрмитаж

б) Пинакотека    

в) Русский музей      

г) Кунсткамера

3.Продолжите пословицу: «В темноте все кошки ….»

 а) белые

 б) серые    

 в) черные    

г) спят

4.Как называется последовательность событий в произведении?

А)эпиграф,      б) оглавление,     в)сюжет,       г) эпилог

5. Назовите князя, который крестил Русь?

А) Олег       Б) Владимир               в)Ярослав            г) Иван

III тур

1.Как называется дерево, произрастающее в Индии и имеющее очень душистую древесину?

 а)секвойя          б) сандал        в)персик        г) айва

2. Каких птиц называют сизарями?

А) орлов
Б) голубей
В)воробьев
Г) синиц

3.Этот писатель создал огромное множество литературных произведений о жизни животных, являлся иллюстратором  своих и других произведений.

А)М.Пришвин   Б) К.Паустовский    В)В.Бианки      Г) Е.Чарушин

4. Раздел в русском языке, который изучает части речи

А) морфология       Б) лексика        В) фразеология       Г) фонетика

5. Чем знаменита Бразилия?

 а) оперой     б) балетом        в) живописью     г) карнавалом

Финал

"Растительная жизнь"
1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (звезда)
2. Эта дикая малина получила своё название за то, что ветви её сплошь покрыты острыми шипами. (ежевика)
3. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - "позёмка", у немцев - "земляная ягода", а у русских? (земляника)
4. Цветки этого дерева распространяют изумительный аромат и являются прекрасным средством от простуды. (липа)
5. Какой первоцвет получил название из-за своих листьев: снаружи тёмных, холодных, а изнутри - тёплых, мягких? (мать и мачеха)
6. Какой крупный цветок называют "цветком солнца" или "солнечным сыном"? (подсолнух)
7. Какое болотное насекомое питается насекомыми? (росянка)
8. В старину кору этого дерева использовали вместо бумаги. (берёза)
9. Как называется плод у лещины? (орех)
10. Как называется сушёный виноград? (изюм)
11. Как называется колючка на розе? (шип)
12. Какую часть растения мы едим у гороха? (семена)
13. Как называется вещество, дающее листьям растений зелёный цвет? (хлорофилл)
14. Семена какого растения используют для приготовления шоколада? (какао)
15. Как распространяются семена одуванчика? (с помощью ветра)
16. Из какой страны к нам привезены кактусы? (из Мексики)
17. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина)
18. Экзотический мохнатый зелёный сладко-кислый фрукт. (киви)

"Братья наши меньшие"
1. Самая маленькая птичка. (колибри)
2. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (в гору)
3. Им кусает пчела. (жало)
4. Самое большое животное. (синий кит)
5. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (пеликан).
6. Дикая лесная свинья. (кабан)
7. Какое хищное насекомое питается тлёй? (божья коровка)
8. На крайнем севере это животное впрягают в сани. (олень)
9. Ленивый медведь, живущий в Австралии, имеющий сумку, как кенгуру. (коала)
10. Что носит на спине верблюд? (горб)
11. Какой зверь считается хозяином тайги? (медведь)
12. Какого зверя "ноги кормят"? (волк)
13. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
14. Чем дышит рыба? (жабрами)
15. Какое крошечное животное является чемпионом по прыжкам среди насекомых? (блоха)
16. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
17. Какие птицы едят грибы? (глухари)
18. Как называют зайчат, родившихся осенью? (листопаднички)

"Сказочные животные"
1. Пудель Мальвины. (Артемон)
2. Собака доктора Айболита. (Авва)
3. Пёс Дяди Фёдора. (Шарик)
4. Пёсик Элли. (Тотошка)
5. Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай. (Жучка)
6. Пантера из сказки "Маугли". (Багира)
7. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска)
8. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин)
9. "Слепой" кот из сказки "Золотой ключик". (Базилио)
10. Медведь, обучавший Маугли законау джунглей. (Балу)
11. Имена двух мышат из сказки "Колосок". (Круть и Верть)
12. Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела)
13. Муха, которая напоила всех чаем. (Цокотуха)
14. Черепаха из сказки "Золотой ключик". (Тортилла)
15. У кого в голове опилки? (Винни-пух)
16. С кем Ёжик протирал звёзды? (с медвежонком)
17. Детёныш Муми-мамы и Муми-папы. (Муми-тролль)
18. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

"Калейдоскоп"
1. Жидкое косметическое средство для мытья волос. (шампунь)
2. Сколько месяцев в году? (12)
3. Как называется завитая часть волос? (локон)
4. Как называется специальная книга, в которой отмечают успеваемость учеников? (журнал)
5. Мера длины, равная 10 см. (дециметр)
6. За какой нотой следует нота ре? (до)
7. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого? (оранжевый)
8. Как называется устройство для замораживания продуктов? (морозильник)
9. Как называется транспортное средство, предназначенное для полёта людей в космос? (космический корабль)
10. Как называется слово без окончания? (основа слова)
11. Им гребут, плывя на лодке. (весло)
12. Каникулы у папы и мамы. (отпуск)
13. Её драют матросы. (палуба)
14. Сахар в кусочках. (рафинад)
15. Низ обуви. (подошва)
16. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
17. Его сначала заваривают, а потом пьют. (чай)
18. Кто на корабле главный? (капитан)

"Угадай-ка" (пословицы и поговорки)
1. Какой блин обычно получается комом? (первый)
2. Какая птица всегда своё болото хвалит? (кулик)
3. Чего не выкинешь из песни? (слова)
4. Сколько небитых дают за одного битого? (двух)
5. Без чего не бывает дыма? (без огня)
6. Что следует ковать, пока оно горячо? (железо)
7. Кого дело боится? (мастера)
8. Что, согласно пословице летит, когда рубят лес? (щепки)
9. Во что не рекомендуется плевать? (в колодец)
10. Какому подарку в зубы не смотрят? (коню)
11. Не имей 100 рублей, а имей 100 ... (друзей)
12. Тише едешь, дальше ... (будешь)
13. Не по словам судят, а по чему? ( по делам)
14. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (нос)
15. Какой фрукт падает недалеко от своего дерева? (яблоко)
16. Когда приходит аппетит? (во время еды)
17. Чего не утаишь в мешке? (шила)
18. Кто свистит на горе? (рак)

"Музыка"
1. На каком музыкальном инструменте играл крокодил Гена? (гармошка)
2. Кто пел песенку "Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл?" (колобок)
3. Сколько нот в нотном стане? (7)
4. Какую ноту кладут в суп? (соль)
5. Какая нота может быть предлогом? (до)
6. Из скольких линий состоит нотный стан? (5)
7. Какой композитор сочинил лучшие свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)
8. Как называется ансамбль из четырёх музыкантов? (квартет)
9. Какая торжественная песня звучит каждый день в 6 утра по радио? (гимн)
10. Группа, которая имеет название такое же, как и часть растения ("Корни")
11. У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно, это славный наш ... (рояль)
12. Кто управляет оркестром? (дирижёр)
13. Герой какого мультфильма пел песню "От улыбки хмурый день светлей…"? (Крошка Енот)
14. Под какую музыку шагают солдаты? (марш)
15. Забренчит нам, угадай-ка, веселушка… (балалайка)
16. На чём играл кот Матроскин из Простоквашино? ( на гитаре)
17. Какую ноту не мог взять Бараш из "Смешариков"? (ля)
18. Какой музыкальный инструмент изображал волка в музыкальной сказке Прокофьева "Петя и Волк"? (валторна)

  1. Игра «Умники и умницы» - 4 класс

          -Здравствуйте! Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Вопросы игры позволят нам еще раз перелистать страницы ваших любимых книг, проявить вашу эрудицию, показать знания в разных областях: в литературе, в области русского языка, математики, естествознания. Вся игра будет состоять из 3 частей (туров).

I часть – разминка (9 вопросов, заданий). Жюри подводит итоги, во II тур выходят 6 «Умников и умниц», выбирают себе дорожку (красную, желтую, зеленую) и продолжают игру. В III тур выходит 3 участника («Блиц-турнир»).

Если кто-то из участников не сможет ответить на вопрос, тогда нашим зрителям предоставляется возможность дать  верный ответ на вопрос и получить фишку. В конце игры подводим итоги среди зрителей.

         А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы участников, но и внимательно наблюдать, кто же из болельщиков первым поднял руку для ответа.

I  этап  (отвечают на листочках)

  1. На каком языке говорит больше всего людей?                

         ( на китайском)

  1. Дополни:

            а) цеце – это …                                 (муха)

            б) Аника - …                                       (воин)

      3)  Что было «завтра», а будет «вчера»?                                  (сегодня)

      4) У кого усы длиннее ног?                                          ( у таракана)

      5)  Расставь 6 стульев так, чтобы вдоль каждой стены было по 2 стула.

      6) Назови 5 органов чувств.

      7) Определите часть речи слова   НЕМНОГО.                     (наречие)

      8)  При разборе данного слова по составу, как выделим последнюю       гласную? (суффикс)

      9) Дачник спешит на электричку и идет быстрым шагом со скоростью 6 км/ч. От дома до станции ровно 1 км. Хватит ли ему 20 минут, чтобы успеть к поезду?

(да, 20 минут – это 1/3 часа, значит 6:3=2 км – успеет)

Жюри подводит итоги I тура.

II этап.

Разыгрывается право выбора дорожек.

                                             Задание  на выбор  дорожек.

  1. Из старой оловянной ложки массой 123г сделали 25 оловянных солдатиков. 24 солдатика были одинаковые, а на  последнего олова не хватило, он оказался одноногий. Какова масса последнего солдатика?      (123:24=5, ост. 3_)
  2. Сколько букв в слове йод?

«Красная» - нельзя ошибаться (2 вопроса)

«Желтая» - можно ошибиться 1 раз (3 вопроса)

«Зеленая» - можно ошибиться 2 раза (4 вопроса)

На обдумывание ответов каждого из вопросов дается 30 секунд. Жюри будет следить за временем и напоминать о том, что пришла пора ответа, позвонив в колокольчик.

                Остается добавить, что вот эти отдельно поставленные стулья – места для первых трех победителей (II тур будет закончен).

                                                      1 агон

«Красная» - В стихотворении Ф.тютчева «Весенняя гроза» есть такие строки:

                             «Гремят раскаты молодые,

                     

                              Вот дождик брызнул, пыль летит,

                              Повисли перлы дождевые

                              И солнце нити золотит…»

 - Объясни значение слова «перлы»          (в старину – «жемчужина»)

«Красная»-  «Лондон – это столица Парижа, а Париж – столица Рима».

                      - Как звали девочку, которая так неправильно изучала

                       географию?

                       (Алиса – «Алиса в Стране чудес»)

«Желтая» - С названия какого предмета начинается стихотворение

                   С.Михалкова «А  что у  вас?»

                      «-И сказал ребятам Боря просто так:

                       - А у меня в кармане…»              (гвоздь)

«Желтая»- Угадай название книги по ее началу: «В городе Стокгольме, на

                     самой  обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет

                      самая обыкновенная шведская семья по фамилии   Свантесон».

                      (А.Линдгрен  «Малыш и Карлсон»)

«Зеленая»- Я прочитаю библиотечный формуляр, а вы назовите сказочного

                     «читателя»:

                                  - «Мир животных»

                                   - «Спрут-2»,

                                   - «Лечение гоголь-моголем»,

                                   - «Рассказы о зверятах».       (Доктор Айболит)

«Зеленая»- Я прочитаю библиотечный формуляр, а вы назовите сказочного

                     «читателя»:

                                   -«Как заводить друзей»,

                                   - Словарь «Юному зрителю»,

                                   - «О пользе черепах»,

                                    - «Разведение монет».

                                                 2 агон

«Красная» - На квадратном участке 3 дома, а в ограде сделаны 3 калитки. От

                      каждой калитки проложена дорожка к домику с тем же номером,

                      причем эти дорожки не пересекаются. Как проходят дорожки?

«Желтая»- Самая маленькая геометрическая фигура?    (точка)

«Желтая»- Что длиннее: 1дм или 100мм?             (равны)

«Зеленая»- Представьте себе, что вы – кондуктор. Поезд ведет 100 вагонов, в

                      каждом вагоне 10 купе, в каждом купе по 4 пассажира. Сколько

                     лет кондуктору?

«Зеленая»- Получи 100, используя знаки арифметических действий и пять

                      единиц:

                                                    1 1 1 1 1 = 100

                 Вопросы зрителям-теоретикам.

                                                  3 агон.

«Желтые»- Расставь запятые в следующем отрывке:

                                  «Море вздуется бурливо*

                                     Закипит* подымет вой*

                                     Хлынет на берег пустой*

                                    Расплеснется в скором беге –

                                    И останутся на бреге

                                    Тридцать три богатыря,

                                    В чешуе златой горя».                              (* - запятые)

«Зеленые»- В предложенной фразе замените все слова на слова с

                       Противоположным значением, чтобы получилась известная

                       пословица: «Старый веник грязнее сорит»            (Новая метла

                       чище метет.)

                                  Вопросы «теоретикам».

                                               4 агон.

«Желтая»- Какие съедобные камни вы знаете?                             (соль)

«Желтая»- Какая птица наших лесов лучший подражатель птичьим голосам?       (скворец)

«Зеленая»- Какую звезду называют «звездой путешественников»?          (полярную)

«Зеленая»- Злак, используемый для геркулесовой каши?                          (овес)

                       Вопросы «теоретикам».

III этап  «Блиц-турнир».

         Наибольшее количество правильных ответов за 1 минуту.

  1. Животный мир.
  2. Литература.
  3. Математика.
  4. Разное.

                           Животный мир.

  1. У какого животного детеныши родятся осенью?    (заяц-листопадничек)
  2. Какие звери летают?      (летучие мыши)
  3. Про каких животных говорят, что они вылезают из кожи вон? (змеи)
  4. Какая рыба заботится о своих детях, пока они вырастут?                (колюшка)
  5. Какая из наших птиц быстрее всех летает?               (стриж)
  6. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
  7. Что случится с пчелой после того, как она ужалит?    (погибнет)
  8. Какая рыба называется именем человека?            (Карп)
  9. У каких птиц есть «детские ясли»?                         (пингвинов)
  10. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?  (насекомые: яичко-гусеница-бабочка)
  11. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?     (пингвины)
  12. Какая рыба без чешуи?      (сом)
  13. Какая обезьяна самая большая?            (горилла)
  14. Какие  животные спят с открытыми глазами?        (рыбы-нет век, змеи- веки срослись)
  15. Как зовут медвежью няньку? (пестун)
  16. Какой танец назвали в честь лисы, а точнее. Как назвали ее танец?    (фокстрот)

                          Литература.

  1. Кто в половодье спасал зайцев?          (Дед Мазай)
  2. Кто подарил Буратино золотой ключик?             (черепеха Тортилла)
  3. Сколько веточек было на рогах у козлика Серебряное копытце?   (5)
  4. Как называлась харчевня в сказке А.Толстого «Золотой ключик»?      («Трех пескарей»)
  5. Кто такие Бандар- Логи?     (обезьяны в книге Р.Киплинга «Маугли»)
  6. В какую страну отправился по морю доктор Айболит?   ( в Африку)
  7. Какой герой совершил путешествие вместе с дикими гусями?      (Нильс)
  8. Кто такой Рикки-Тикки-Тави?   (мангуст)
  9. В одной сказке у бедной принцессы все тело было в синяках оттого, что она… (спала на горошине)
  10. Стихотворение «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный» сочинил…          (Незнайка)
  11. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»?        (пожалуйста)
  12. Какой сказочный герой хотел получить в подарок от великого волшебника сердце?                  (Железный дровосек)
  13. Любимое выражение Карлсона?  (дело житейское)

                         Математика.

  1. Когда гусь стоит на двух ногах, он весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?                          (4)
  2. Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (ни одного)
  3. В комнате горели 3 свечи. Одна потухла. Сколько свечей осталось?   (1. Остальные сгорели)
  4. Летели 3 страуса, охотник убил одного. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
  5. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)
  6. 2 матери, 2 дочки, да бабушка с внучкой. Сколько всего человек? (3)
  7. 5 яиц сварили за 5 минут. За какое время сварят одно яйцо?  (5)
  8. Кирпич весит 2кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?    (4кг)
  9. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько всего было яблок?   (3)
  10. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало? (5)
  11. Сколько концов у двух с половиной палок?         (6)

                                                             Разное.

  1. Из чего сделаны болотные сапоги? (из резины)
  2. «Самолет» Бабы Яги.                           (ступа)
  3. Пираты искали… (клад)
  4. Птица с мешком.         (пеликан)
  5. Лошадь в «тельняшке». (зебра)
  6. Герой, прославивший 12 апреля 1961 года.  (Ю.Гагарин)
  7. Тонкий звук, издаваемый комаром.  (писк)
  8. Домашний Дед Мороз.     (холодильник)
  9. Как пронести воду в решете? (заморозить)
  10. Кто корабль пустыни? (верблюд)
  11. Спутник Земли. (Луна)
  12. Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках? (пингвины)
  13. Самая большая на Земле пустыня. (Сахара)
  14. Модель земного шара.                 (глобус)
  15. Какая птица, благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?           (клест)
  16. Сколько разбойников перехитрил Али-Баба?             (40)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

Рабочая программа по развитию логического мышления 2012 г.

Программа по развитию интеллектуальных способностей  учащихся 3-4 классов...

Развитие творческих способностей и логического мышления

Данная тема вызывает у меня огромный интерес. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей.Целью опыта является попы...

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Программа по формированию логического мышления по математике в начальных классах.

Представленная программа направлена на создание условий для реализации содержания темы «Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математике (4 класс)»...