Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
    материал (2 класс) по теме

    Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.  Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.  Вид программы - модифицированная. Программа составлена по методическим рекомендациям А.И.Савенкова.Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл umniki_i_umnicy.docx37.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная  школа №4 город Асино Томской области

                             

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    «Умники и умницы»    

    для обучающихся во 2 классе

    Программа составлена по методическим рекомендациям А.И.Савенкова.

    Количество часов из расчёта: 1часа в  неделю

     в год:     30 часа

    1четверть -  5часов

    2 четверть-  7 часов

    3чеверть –   10часов

    4 четверть - 8 часа

    Учитель:  Леонова Елена Александровна

    Первая  квалификационная категория

    2012-2013

    Пояснительная записка.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

     Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей

    Вид программы - модифицированная.

    Цель и задачи курса

     Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

     Задачи:

    1.Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

    2.Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

    3.Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    4.развивать познавательные потребности и способности, креативность.

    Место программы «Умники и умницы» в учебном плане.

    Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 на проектную деятельность в 2 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 30 часа.

    Режим работы                                                                                                                                                                           Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03»  и проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия - 35 минут.          

    Прогнозируемые результаты работы

    Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов

    Личностные   и   метапредметные результаты

    Личностные

    - Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    - Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Метапредметные  результаты

    Регулятивные

    - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

    - Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее      реализации, в том числе во внутреннем плане

    Познавательные

    - Умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    - Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    -  Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из 

    - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

    Коммуникативные

    - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    -  Умение координировать свои усилия с усилиями других.

    - Формулировать собственное мнение и позицию;

    - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    -  Задавать вопросы;

    -  Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    –  Уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

    Предметные

    Иметь представление об исследовательской и проектной деятельности, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

    – Знать, как выбрать тему исследования

    –Планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом,    делать выводы;

    Способы проверки результатов по модулю:

    - наблюдение,

    - тестирование,

    - педагогическая диагностика.

    Содержание программы

    Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

            Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

    Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

     Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

    Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

    Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

    Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

    Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

    Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

     Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

    Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

    Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

    Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

    Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

    Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

    Уметь: ставить цели и задачи исследования.

    Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

    Понятия: гипотеза, провокационная идея.

    Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

    Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

    Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч.

    Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

    Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

    Знать:- методы исследования,

    Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

    Тема 14-17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

      Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

    Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

    Знать: - метод исследования – наблюдение

    Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

    Тема 18-19.  Коллекционирование  - 2ч.

    Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

    Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

    Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

    Уметь:- выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

    Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

    Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

    Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

    Выступления учащихся о своих коллекциях.

    Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

    Понятия: эксперимент, экспериментирование.

     Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

     Практическая работа.

    Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

    Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

    Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

    Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

    Тема 25-27.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

    Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

     Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

    Знать: правила и способы сбора материала

    Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

    Тема 28. Обобщение полученных данных  - 1ч.

      Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

     Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

    Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

    Знать: способы обобщения материала

    Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

    Тема 29.  Как подготовить результат исследования - 1 ч.

    Составление плана подготовки к защите проекта.

    по заданному алгоритму” и др.

    Тема30.  Подведение итогов. Защита работы  - 1 ч.

    Анализ своей проектной деятельности.

    Ресурсное обеспечение реализации программы «Умники и умницы».

            Кадровое:

    учитель – Леонова Елена Александровна, первая квалификационная категория, стаж работы 30 лет;

    директор школы

    завуч школы

    психолог школы

    мед. работник

    Материально-техническое:

    - компьютер

    - проектор

    - экран

    - бумага

    - клей

    - ножницы

    - карандаши

    -ресурсы  библиотеки

    Календарно - тематическое планирование. 2 класс (30 часа)

    Дата

    Тема

    Характеристика деятельности учащихся

    1

    Что можно исследовать? Формулирование темы.

    Выполнять задания для развития исследовательских способностей

    2

    Как задавать вопросы? Банк идей.

    Познакомиться с правилами игры «Задай вопрос». Составлять «Банка идей».

    3

    Как задавать вопросы? Банк идей.

    Играть «Задай вопрос». Составлять «Банка идей».

    4

    Тема, предмет, объект исследования.

    Выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы

    5

    Тема, предмет, объект исследования.

    Выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы

    6

    Цели и задачи исследования.

    Отвечать на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь ставить цели и задачи исследования.

    7

    Цели и задачи исследования.

    Отвечать на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь ставить цели и задачи исследования.

    8

    Учимся выделять гипотезы.

    Создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы

    9

    Учимся выделять гипотезы.

    Создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы

    10

    Организация исследования. (практическое занятие.)

    Знакомиться с основными доступными  методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги;  спросить у людей;  познакомиться с кино- и телефильмами; посмотреть в сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

    11

    Организация исследования. (практическое занятие.)

    Знакомиться с основными доступными  методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги;  спросить у людей;  познакомиться с кино- и телефильмами; посмотреть в сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

    12

    Организация исследования. (практическое занятие.)

    Использовать методы исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

    13

    Организация исследования. (практическое занятие.)

    Использовать методы исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

    14

    Наблюдение и наблюдательность.

    Наблюдение как способ выявления проблем.

    Знакомиться  с наблюдением как методом исследования. Изучать преимущества и наблюдения.

    15

    Наблюдение и наблюдательность.

    Наблюдение как способ выявления проблем.

    Знакомиться  с наблюдением как методом исследования. Изучать преимущества и недостатки  наблюдения.

    16

    Наблюдение и наблюдательность.

    Наблюдение как способ выявления проблем.

    Выполнить практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

    17

    Наблюдение и наблюдательность.

    Наблюдение как способ выявления проблем.

    Выполнить практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

    18

    Коллекционирование.

    Понять, что такое коллекционирование, коллекционер, коллекция

    Выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

    19

    Коллекционирование.

    Понять, что такое коллекционирование, коллекционер, коллекция

    Выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

    20

    Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

    Узнать: какие коллекции собирают люди

    21

    Сообщение о своих коллекциях.

    Выступления  о своих коллекциях.

    22

    Сообщение о своих коллекциях.

    Выступления  о своих коллекциях

    23

     Что такое эксперимент.

    Планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента

    24

    Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

    Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

    25

    Сбор материала для исследования.

    Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

    26

    Сбор материала для исследования.

    Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

    27

    Сбор материала для исследования.

    Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

    28

    Обобщение полученных данных.

    Обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное

    29

    Как подготовить результат исследования.

    Составлять  план подготовки к защите проекта по заданному алгоритму” и др.

    30

    Подведение итогов. Защита.

    Анализировать  свою  проектную деятельность.

    Итого  30 часов

    Литература

    Для учителя

    1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
    2. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

    Для  обучающихся:

    1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
    2. Интернет  - ресурсы

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

    Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

    Программа внеурочной деятельности во 2 классе

    В материале представлена характеристика класса, цели и задачи воспитательной работы, работа с родителями, направления внеурочной деятельности, модель внеурочной деятельности, занятость детей....

    Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»

    Данная  программа  направлена  на  обеспечение духовно – нравственного развития  обучающихся  в  единстве урочной, внеурочной  и  внешкольной  деятель...

    Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Умники и умницы"

    Рабочая программа кружка "Умники и умницы" сроком реализации на 4 года...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

    Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.         Основные задачи курса:1)развитие мышления...