Доклад на тему Современный урок
статья на тему

Грачёва Елена Владимировна

Доклад на тему Современный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) школа – интернат

 III - IV видов»

Доклад на методическом совете

Председатель м\о учителей начальных классов: Грачёва Е.В.

Ноябрь,

2012 год

Система обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих детей является неотъемлемой частью всего общеобразовательного процесса в стране и решает кроме общих проблем специфические задачи социальной реабилитации детей с нарушениями зрения.

Педагогическая наука и передовая практика ищут пути и средства совершенствования процесса обучения подрастающего поколения, и этот поиск ориентирован в первую очередь на урок как основную форму организации учебно-воспитательного процесса в школе. Произошла ломка так называемого традиционного урока,  наметился переход к новым типам, которые в педагогической литературе определяются как «объяснительно-побудительный» процесс обучения, «проблемный» тип, «развивающее обучение», «проблемно-развивающее» и др.

Сложившаяся практика обучения школьников на уроке сводилась к тому, что во время занятий учащимся объяснялись основные понятия, а наиболее сложная работа по применению знаний перекладывалась на домашнее задание,  самоподготовку.

Эффективность такого обучения не могла быть полной, поскольку на самом трудном этапе отработки учебного материала исключалась руководящая и направляющая роль педагога. Необходимость переноса применения знаний на урок, под контроль учителя стала очевидной и потребовала пересмотра целевых установок, структурных и методических построений занятий.

Дидактика сегодняшнего дня (общая и специальная) требует непрерывности и поступательного характера развития процесса учения, оно не должно завершаться (прерываться) на этапе применения знаний и умений по той или иной учебной теме.

Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся на уроке, которая предполагает основную самостоятельную работу школьников по само добыванию знаний под руководством учителя, которая познавательный процесс соединяет с глубокой заинтересованностью детей в результатах труда, с их творчеством. Целью нашей работы в начальных классах является формирование социально ориентированной личности, представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, способной к творчеству.

Поэтому мы ставим задачи:

  1. предоставление разностороннего, универсального, базового образования в сочетании с вариативными компонентами образования;
  2. создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, способной к социально- профессиональному самоопределению;
  3. обновления содержания образования;
  4. применение новых образовательных технологий в обучении и воспитании обучающихся.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучение трудно организовать усвоение программного материала.

Традиционный урок, построенный на воспроизведении знаний, должен быть заменен на современный процесс по добыванию их в результате проблемно-поисковой самостоятельной деятельности школьников.

Акцент в обучении школьников необходимо делать на активизацию их умственной и практической деятельности, на усвоение и применение знаний.

Современный урок следует рассматривать как целостную развивающуюся систему, все звенья и компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Разбирая отдельные звенья и компоненты современного урока в специальной общеобразовательной школе для слепых и слабовидящих детей, очень пристальное внимание следует уделить коррекционной их направленности. Без учета этого положения мы не сможем представить урок как динамичную и развивающуюся систему. Коррекционно-педагогическая работа должна пронизывать и органически увязывать как отдельные этапы и структурные построения урока, так и организационно-методические его компоненты, более того, ее следует рассматривать во всех взаимосвязях и взаимозависимостях как в рамках отдельного конкретного занятия, так и в системе уроков в целом.

При разборе уроков очень часто можно слышать от педагогов в ответ на вопрос «Какую коррекционную цель вы поставили при проведении данного занятия?» следующее: «Основная задача на урок — коррекция зрения учащихся», «На уроке я пыталась исправить недостатки зрения у слабовидящих учеников» и т.д.

Педагог не корригирует первичный дефект (поражение органа зрения), это работа врача-офтальмолога. Учитель или воспитатель специальной школы коррекционную работу проводит в отношении вторичных дефектов — функциональных отклонений в развитии ребенка, связанных с потерей или нарушением зрения, хотя косвенно это воздействие в какой-то мере будет осуществляться и на первичный дефект.

Первичный соматический дефект определяет вторичные функциональные отклонения в развитии (психические и физические), которые поддаются исправлению в ходе коррекционно-педагогической работы.

Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на исправление недостатков психического и физического развития слепых и слабовидящих.

В зависимости от качества работы педагогов, от их умения правильно построить коррекционно-педагогическую деятельность с учащимися, имеющими нарушения зрения, находятся и показатели успеваемости школьников.

Цель коррекционно-педагогического процесса — это предполагаемый конечный результат определенным образом направленной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности школьников по преодолению недостатков развития учащихся, связанных с потерей или нарушением зрения.

Цель коррекционного воздействия должна быть прочно увязана с содержанием учебного материала и, в конечном итоге, предусматривать определённый компенсаторный эффект. Педагогу необходимо стремиться сформировать у учащихся основные предметные представления и понятия, адекватные существующим предметам и процессам. У детей с нарушением зрения эти показатели должны быть на уровне показателей их зрячих сверстников. Для этого следует найти обходные пути для получения школьниками доступной учебной информации (в обход нарушенного или утраченного зрения), использовать компенсаторные возможности сохранной сенсорной сферы.

При определении целей и задач коррекционной работы на урок перед педагогом всегда встает вопрос: «Что корригировать?». Выдвигаются три основных направления для этой деятельности:

1.Коррекция психического развития.

2.Коррекция физического развития.

3.Коррекция функции зрения.

Действительно, с потерей или функциональными нарушениями зрения у учащихся (снижение остроты, сужение поля зрения, аномалии бинокулярности, цветоразличения и др.) страдает психическое развитие (ощущения, восприятия, представления, мышление, речь и др.), а также и физические процессы (координация движений, ориентировка в пространстве, формирование осанки, плоскостопие и др.). Используя оптические средства коррекции, специальный дидактический материал, оборудование и тифло приборы, создавая оптимальные эргономические условия на уроке, учитель сможет в той или иной степени компенсировать нарушенное зрение и довести учебно-познавательный процесс до формирования адекватных представлений и понятий у слепых и слабовидящих учащихся.

В целевых установках на урок образование школьников выступает триедино: обучение, воспитание, развитие. В специальной школе многие дефектологи рекомендуют отдельно выделять коррекционные цели и задачи, этого делать не следует. Выделяя отдельно коррекцию, мы как бы искусственно вычленяем ее из общеобразовательного процесса, вернее, из его составляющих. Коррекционно-педагогическая работа должна пронизывать последний, органично увязывать все составные части образования. Более того, коррекция также должна выступать триедино: коррекционное обучение, коррекционное воспитание и коррекционное развитие. Исходя из этого, ее не следует обосабливать, а, наоборот, необходимо тесно соединить как с содержанием образования по предмету, так и с целевыми установками на урок.

Чтобы эффективно организовать и провести целенаправленно коррекционно-педагогическую работу, педагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций школьника, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных эргономические и гигиенические рекомендации. Если ребенок не полностью слепой, то учитель обязан знать его зрительные возможности.

Только такой квалифицированный подход поможет правильно и эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке.

 Перечислю самые необходимые данные, которые следует учитывать при проведении занятий, и коротко поясним каждое положение.

На каждого ученика делают подборку данных со следующими показателями:

1.Диагноз заболевания органа зрения;

2.Возраст и время утраты или нарушения зрения;

3.Нарушенные зрительные функции;

4.Коррекция;

5.Рекомендованные приборы, улучшающие зрение;

6.Номер парты (рабочего стола), ее место в классе (в кабинете);

7.Режим зрительной или тактильной работы;

8.Режим физических нагрузок;

9.Сроки лечения. Время повторной явки к врачу.

В графе «Диагноз заболевания органа зрения» указываются все сведения, связанные с патологией зрительного анализатора. Кроме того, сюда вносятся данные о сопутствующих заболеваниях и сочетанных дефектах.

Надо отметить, что работоспособность органа зрения определяется не только его заболеванием, но и общим состоянием ребенка, а именно наличием других дефектов в его органах и функциональных системах, ослаблением организма в результате перенесенных различных заболеваний.

Очень часто, особенно в последнее время, отмечаются" случаи сочетанных дефектов у слепых и слабовидящих школьников, то есть наряду с нарушениями органа зрения констатируются отклонения в развитии слуха, интеллекта, опорно-двигательной системы и др.

Все эти сведения помогут учителю организовать индивидуальный дифференцированный подход к учащимся, определить время и порядок смены различных видов деятельности на уроке, создать эргономически правильные условия учебно-познавательной деятельности ребенка и тем самым повысить эффективность работоспособности школьников.

Педагог специальной школы обязан знать время и возраст потери или частичной утраты зрения ребенком. Эти данные необходимы для правильного формирования предметно-образного мышления слепых и слабовидящих учащихся. Если, к примеру, ребенок потерял зрение в возрасте 5—6 лет, то у него в определённой степени сформировался и сохраняется надолго (иногда до конца жизни) солидный запас зрительных образов, на который может опереться тифлопедагог в учебной работе и соответственно строить методику преподавания и индивидуальный подход к ребенку. Если же зрение школьника потеряно в возрасте 1 — 2 года, то мы не вправе рассчитывать на сохранный арсенал зрительной памяти.

Учителю важно знать и время потери или частичной утраты зрения ребенком, временные параметры динамики снижения зрительных функций. От этого также зависят объем и сохранность зрительных образов у учащихся.

Зная остроту зрения школьников, учителя не всегда представляют себе пороговые величины их зрительной чувствительности, что сказывается на величине изображений отдельных деталей иллюстративно-графических пособий и соответственно на различительных возможностях частично видящих и слабовидящих учащихся.

Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют

при остроте зрения 0,01 — 0,03  —   15 мм,

при остроте зрения 0,04 — 0,08  —  5 мм,

при остроте зрения 0,09 - 0,2   —  3 мм.

При дефектном зрении у учащихся очень часто отмечаются нарушения в цветовосприятии: у 26% слабовидящих отмечается глубокая патология цветного зрения, у 30% (преимущественно у мальчиков) - патология цветоразличения, у 44% - сохранена способность воспринимать и различать цвета, но снижена чувствительность к основным цветам — синему, зеленому, красному.

Далее - относительно приборов, которые помогают восприятию учебного материала.

Во-первых, это приборы оптической коррекции, которые указываются согласно рекомендациям врача-офтальмолога.

Указывается тип очков (для постоянного ношения, для дали, для близкого расстояния, очки, рекомендованные для занятий физкультурой, трудом (защитные или обычные очки), телескопические очки и др.).

Если ученику показано использование лупы, то также указывается тип лупы (ручная, предметная, накладная, стационарная, ортоскопическая и др.) и обязательно ее увеличение.

Во-вторых, в этой графе записываются и название тех тифлоприборов, которые помогают детям с нарушением зрения в учебно-познавательном процессе.

За каждым учеником в классе (в кабинете) закрепляется строго определенное место. Это распределение основывается на показателях зрительной патологии и зависит от расположения рабочего места школьника по отношению к источнику света.

Многие частично видящие и слабовидящие дети, страдающие нарушением радужки и некоторыми видами атрофии зрительного нерва, являются фотофобами, то есть испытывают дискомфорт при прямом попадании солнечного или электрического света на поверхность рабочего места. Им для работы необходим рассеянный свет и невысокая освещенность, поэтому для них подбирается парта или рабочий стол вдали от окна или источника электрического света.

Режим зрительной работы определяется школьным врачом-офтальмологом и указывается в предложенной форме для осуществления должного контроля со стороны учителя.

Для слабовидящих школьников зрительная нагрузка не должна составлять более 15 минут без перерыва, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут. Если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разно-удаленных объектов, то учитель вправе сократить рекомендованное время для зрительной работы.

Режим тактильной нагрузки для слепых учеников определяет сам педагог путем наблюдения за работой школьников с брайлевским текстом, рельефно-графическими пособиями и регистрации их утомления. Этот режим зависит от овладения учениками умениями и навыками письма и чтения по системе Брайля.

Продолжительность осязательного восприятия текста и рельефных пособий во многом зависит от развития тактильной чувствительности, от качества деятельности тангорецепторов. Время непрерывного письма и чтения не должно быть более 10 минут, если они к тому же сопровождаются осязательным обследованием сложных рельефных пособий.

Большую помощь в развитии тактильной чувствительности и в овладении техникой письма и чтения оказывают проводимые в специальных школах конкурсы по владению системой Брайля.

При определении режима физических нагрузок под особый контроль берутся школьники, страдающие глаукомой, и в первую очередь те, у которых диагностирована такая ее разновидность, как гидрофтальм. Учащихся с таким заболеванием всегда легко определить, у них сильно увеличено глазное яблоко («на выкате»), и если они не соблюдают режим физических нагрузок, то это приводит к резкому повышению глазного давления, характерному изменению в тканях глаза или даже к разрыву склеры. Все это может привести к абсолютной слепоте.

Ограничение физических нагрузок необходимо также тем ученикам, у которых зафиксированы такие патологические состояния органа зрения, как микрофтальм, отслойка сетчатки, некоторые виды атрофии зрительного нерва.

Всем этим учащимся запрещается подъем тяжестей, резкие наклоны головы и туловища. Особенно это следует учитывать на уроках физкультуры и труда.

Данные о сроках лечения, о времени визита к врачу учителю надо знать для контроля. В ряде случаев учеников приходится отпускать с уроков для профилактического лечения, иногда дети забывают о времени и необходимости появления у врача, и учитель обязан им это напомнить и проследить за выполнением требований офтальмолога.

Режим тактильной нагрузки для слепых учеников определяет сам тифлопедагог путём наблюдения за работой школьников с брайлевским текстом, рельефно-графическими пособиями и регистрации их утомления. Этот режим зависит от овладения учениками умениями и навыками письма и чтения  по системе Брайля. Технические показатели во многом определяют темповые нагрузки на урок и продолжительность упражнений по письму и чтению, особенно это касается таких предметов, как русский язык и математика.

Современный урок- это урок с гибкой структурой, позволяющий педагогу реагировать на ситуации, менять план отдельного урока в соответствии с обстоятельствами. В ходе урока педагог старается организовать деятельность так, чтобы в результате ученик присвоил себе некую ценность - знание, способ нахождения решения, достижения желаемого результата.

Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, т.к. ребёнок может выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме. Интеграция (объединение) создаёт у ребёнка целостное представление об окружающем мире. Ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны. Дети получают всё новые и новые представления об окружающем мире, дополняя и расширяя знания. Ребёнок мыслит, наблюдает, сравнивает. Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному обучению.

Как не погасить в детях огонёк любознательности, как способствовать развитию их индивидуальности?  Почти на каждом  уроке в начальных классах присутствует игра, которая воспитывает, развивает в ребёнке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Дети любят нетрадиционные уроки: соревнование, фантазирование, спектакли, конкурсы, устные журналы, исследования, праздники, сказки, путешествия.

Играя, они не замечают, как получают знания, а учитель отмечает для себя уровень усвоения пройденного материала. Игра- путешествие начинается с первого сентября;  отправляясь в путь на различных видах транспорта, дети путешествуют по станциям «Нарисуйка», «Угадайка», «Измерялкино», «Вычиталкино» и т.д.

На пути их ждут приключения, трудности, опасности, встречи с любимыми героями. Дети ждут нетрадиционные уроки, с интересом работают на этих уроках.

Перестраивая  работу в соответствии с потребностями детей, на уроках применяются новые формы, рассматриваются различные технологии педагогической поддержки ребёнка как помощи ему в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, успешностью, коммуникативной деятельностью, самоопределением.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок с целью организации и заинтересованности детей, стимулировании их активности (видеофрагмент, ребус, загадка, выяснение целей, ожиданий, опасений и т.д.) Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Галерея портретов». Дети должны коснуться, улыбнуться, назвать как можно больше имён. Такие забавные игры позволяют не только весело начать урок, но и  размяться перед более серьёзными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций:

Ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация неопределённости, ситуация предположения, ситуация выбора.

Очень важным для учителей начальных классов является включение в урок активных методов выяснений целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Фруктовый сад», «Ковёр идей» позволяют учителю лучше понять учеников, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно – ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем: учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, лимоны, яблоки, разноцветные листья и предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают от сегодняшнего урока и чего опасаются, записав и прикрепив на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе урока  приходится сообщать новый материал учащимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка» - по ряду вопросов, выбору нужных карточек, сравнению, дети сами формулируют тему урока. «Мозговой штурм» - сообщается только тема урока, по ходу урока ученики выделяют ключевые моменты, вписывают их в пронумерованные и незаполненные секторы. Отчётливое разделение общего потока, полученной информации, способствует лучшему восприятию материала на уроке, что важно. Чтобы детям было интересно прорабатывать новый материал, используются методы «Ульи» - обсуждение в группах, «На линии огня» - каждый защищает свой проект 2-3 предложениями, «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. Дети делятся на группы, готовят рисунки, пишут сочинения, стихи, подбирают пословицы и т.д. Каждая группа должна презентовать свой проект, вся практическая деятельность превращается в настоящую творческую мастерскую, а в конце урока появляются замечательные творения.

Организация релаксации и подведения итогов.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Когда учитель принимает участие в упражнениях, то он помогает неуверенным и стеснительным детям активнее участвовать в упражнениях.

Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка» (дети отрывают лепестки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока), «Мудрый совет», «Итоговый круг» (став в круг дети задают вопросы друг другу и отвечают на поставленные).

Реализация личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного  подхода к учащимся, организация групповой деятельности и самостоятельной работы,

игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические) - всё это и многое другое постоянно используются на уроках. Эффективное применение игр позволяет сделать учебный мир увлекательным,  коррекционная направленность уроков помогает детям лучше усваивать материал. Совместно, на методических объединениях учителя начальных классов рассматривают новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса с учётом специфики школы.

 Процесс воспитания рассматривается, как поэтапное вхождение ребёнка в культуру.

Педагогическое прогнозирование – это предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности,  определение путей совершенствования педагогического процесса на основе анализа и самоанализа, имеющегося опыта инновационной деятельности и проектирование дальнейшего хода её развития. Организаторская деятельность каждого участника инновационного процесса - необходимое условие его успешного осуществления. Проявляется она в современных альтернативных подходах к организации обучения: углубленном обучении, разно -уровневом, дифференцированном, индивидуализированном и других видах обучения. Целостность процесса обучения в специальной школе требует не разделения уроков коррекции и уроков изучения программного материала по предмету, а единого целенаправленного процесса.

Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим.  

                                ЛИТЕРАТУРА:

1. Б.К. Тупоногов «Тифлопедагогические требования к современному уроку».

2. Ю.Б. Зотов «Организация современного урока».

3. Н.Л. Красникова «Основные требования к уроку в школах для слепых и слабовидящих детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Современный урок в начальной школе"

Выступление на педсовете «Введение ФГОС на ступени начального и основного общего образования» с докладом "Современный урок в начальной школе"...

Доклад на тему:"Современный урок в начальной школе".

Современный урок в начальной школе....

Доклад по теме: «Современный урок в начальной школе»

Доклад по теме: «Современный урок в начальной школе»...

Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...

Доклад на тему «Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД»

Доклад на тему «Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД»...

ДОКЛАД на тему: «Современный урок - индивидуальная стратегия профессионального роста

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человече...