Доклад по теме: "Современный урок в начальной школе"
презентация к уроку на тему

Выступление на педсовете «Введение ФГОС на ступени начального и основного общего образования» с докладом "Современный урок в начальной школе"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Современный урок в начальной школе
Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий Н.М.Верзилин
Подготовила: Хмыльнина Л.Н., учитель начальных классов
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся
*
Каковы же особенности современного урока?Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
*
Три постулата заложены в основание новой технологии урока: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. 
*
Цели современного урока:Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные целиЦели деятельности учащихся:Виды УУД:- личностные-познавательные -регулятивные-коммуникативные
*
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
*
Регулятивные,  обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  
*
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе)- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
*
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
*
Модели современного урока
Триединая цель урокаПлан- конспектПреобладающая фронтальная форма обученияМетоды и приемы обученияТипы уроков
Традиционная
Инновационная
Развивающая
деятельностная
компоненты
Ключевые и базовые компетентностиПроектирование урокаРазнообразные формы обученияТехнологическая карта урокаПрактический опыт деятельности
Характеристика образовательных моделей
Цель:Формирование ЗУН
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником:репродуктивный, воспроизводящий
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником:исследовательский, продуктивный, творческий
Традиционнаяпедагогика
Инновационнаяпедагогика
Цель:развитие личности
Способы усвоения:деятельность по образцу, алгоритму
Способы усвоения: мыслительная деятельность, рефлексия
Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.)
Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций
Характеристика образовательных моделей
Традиционнаяпедагогика
Инновационнаяпедагогика
Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер
Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант
Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Характеристика образовательных моделей
Традиционнаяпедагогика
Инновационнаяпедагогика
Схема современного урока: Тема урока: ….  Цель урока: …  Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД  Познавательные УУД: … Коммуникативные УУД: …  РегулятивныеУУД: …  Личностные УУД: … Основные понятия: …  Межпредметные связи: …  Ресурсы: … Этапы урока. Формируемые УУДДеятельность учителяДеятельность учащегося  
*
Разработка технологической карты урокаТема урокаМесто урока в разделе Тип урокаЦели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся(2 уровня: 1) ученик научится… 2) ученик получит возможность научиться…)Структура урока: этап, действия учителя, действия ученикаФормы проверки результативности урока
*
Типология современных учебных занятийурок первичного предъявления новых знаний или УУДУрок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениямиУрок применения предметных ЗУНов и УУДУрок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУДУрок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУДКонтрольный урокКоррекционный урокКомбинированный урок 
*
Нетрадиционные виды уроков1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсиямузей», «турнир», «базар»2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»3. Кино-, теле-, видеоуроки4. Уроки самоопределения, уроки самореализации5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий7. Модульный урок
*
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает обучающимся
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Планирование
Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность обучающихся
Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание обучающихся
Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует
Итог урока
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Объявление темы урока
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Практическая деятельность обучающихся
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные (коррекции)
Оценивание обучающихся
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
РЕСУРСЫ современного урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Человеческие ресурсы
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
Методические ресурсы
Формы
Технологии
Содержание
Методы
Приемы
Технологические ресурсы
ИКТ
Развивающееобучение
Проектная деятельность
КСО
Модульное обучение
Интерактивная доска
Здоровьесберегающие технологии
Организационные формы обучения
Фронтальная форма обученияГрупповая (парная) форма обучения; группы сменного составаИндивидуальная форма обученияКоллективная форма организации обучения
Основные требования к подготовке и организации современного урока
-обеспечить охрану здоровья школьников; -разнообразить типы уроков; -укреплять самостоятельную работу учащихся на уроке; -использовать технические средства, дидактический материал
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный
*
Современный урок
Учитель – не единственное действующее лицо на урокеМонологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное-не единственный метод в обученииНе ученик существует для предмета, а предмет для ученика
Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный подход
Чему учить?обновлениесодержанияобразования
Как учить?Обновлениетехнологий образования
Ради чего учить?Ценности образования
развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!
*
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....

Презентация к докладу "Роль компьютеров на уроках в начальной школе"

Перезентация содержит основное содержание доклада...

Доклад "Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формиру...

Доклад на конференции «Нетрадиционные уроки в начальной школе»

Учителями славится Россия, и во все времена эти труженики много работают над созданием современного урока. Достижение новых целей на уроке не может осуществляться только традиционными средствами...