Доклад на конференции «Нетрадиционные уроки в начальной школе»
материал

Забатурина Татьяна Викторовна

Учителями славится Россия, и во все времена эти труженики много работают над созданием современного урока. Достижение новых целей на уроке не может осуществляться только традиционными средствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22222222222222.pptx828.41 КБ
Файл semenar_1_2.docx221.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Слайд 2

«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»

Слайд 3

« Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

По И.П. Подвласову Нетрадиционный урок-это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»

Слайд 5

общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного

Слайд 6

научить добывать знания в процессе поисковой деятельности решать учебную задачу творчески контролировать и оценивать свои знания и умения обнаруживать и фиксировать свою недостаточность умение осуществлять рефлексию

Слайд 7

• использование коллективных форм работы; • привитие интереса к предмету; • развитие умений и навыков самостоятельной работы; • активизацию деятельности учащихся; • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал; • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения; • становление новых отношений между учителем и учениками.

Слайд 8

Признаки нетрадиционного урока Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой. Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ. Выполняются творческие задания. Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения. Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока. Планируется урок заранее.

Слайд 9

Классификация нестандартных форм проведения уроков

Слайд 10

Уроки в форме соревнования и игр у рок-турнир у рок-эстафета д еловая игра КВН р олевая игра у рок-викторина у рок-конкурс

Слайд 11

Проектно-исследовательские уроки Урок - исследование мозговая атака урок-репортаж Урок-проект урок-рецензия урок-изобретательство

Слайд 12

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала у рок мудрости у рок-блок у рок-откровение

Слайд 13

Уроки-публичные формы общения аукцион телемост «живая газета» «устный журнал» телепередача дискуссия

Слайд 14

урок-путешествие у рок-сюрприз у рок-сказка Уроки, опирающиеся на фантазию урок- подарок

Слайд 15

Интегрированные уроки Трансформация традиционных способов организации урока урок-зачёт т елеурок б ез телевидения п арный опрос экспресс- опрос

Слайд 16

урок-театрализия у рок-диспут у рок-концерт Урок-праздник «посиделки» Перенесённые в рамки урока формы внеклассной работы КВН

Слайд 17

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые . Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным. РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 18

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение. Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Слайд 19

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков Приближает школьное обучение к жизни Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.

Слайд 20

Спасибо за Внимание!



Предварительный просмотр:

                     

Районный семинар  учителей начальных классов

  «НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                                                             

                                                              Выступление подготовила:

                                                                 Забатурина Татьяна Викторовна-

                                                                 учитель начальных классов

                                                               МБОУ « Большеберезниковская СОШ»

                                                 https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/schoolcall/shkolnizvonok15.jpg с.Большие Березники                     2019г

 «Нетрадиционные уроки в начальной школе»


Учителями славится Россия, и во все времена эти труженики много работают над созданием современного урока. Достижение новых целей на уроке не может осуществляться только традиционными средствами. 2-3 слайды

Понятие нетрадиционного урока появилось в педагогике в последнее десятилетие XX в.                   4 слайд

Нестандартный урок формально сохраняет признаки классического урока (постоянный состав обучающихся, точно определённое время и т.д.). Основными отличиями нетрадиционного урока от традиционного являются гибкость структуры, отсутствие шаблона, наличие проблемных ситуаций, целенаправленное воздействие на эмоционально-ценностную составляющую личности школьника.

Нестандартные уроки проходят в необычной обстановке, создают атмосферу праздника; помогают педагогу реализовать развивающее, личностно ориентированное, проблемное обучение. ФГОС смещает акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. Задача учителя организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Урок приобретает качественно новое значение. Информационная база урока становится подлинно развивающей, смысл урока, его содержание, оформление становятся особыми.

Структура нетрадиционного урока определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в сотрудничестве ученик-учитель.

Изменяются способы организации урока, происходит более углублённо опора на фантазию детей, в основе находится оригинальная подача учебного материала, стимулируется познавательный интерес, развиваются нестандартные, творческие умения и навыки в учебной работе.

Уже на этапе подготовки к таким урокам просматривается создание для обучающихся ситуации успеха, использование разнообразных форм общения, ощущение праздника, стимулирование плодотворной коллективной и индивидуальной работы. Внешне эффектные уроки ведут к более глубокому усвоению знаний, реализуют идеи педагогики сотрудничества.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС  НОО-5-6 слайд

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. . Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков

  • 7-8 слайд

1. Уроки “погружения”

2. Уроки-деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки-сомнения

15. Уроки - творческие отсчеты

16. Уроки-формулы

17. Уроки-конкурсы

18. Бинарные уроки

19. Уроки-обобщения

20. Уроки-фантазии

21.Уроки-игры

22. Уроки-“суды”

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

25. Уроки-концерты

26. Уроки-диалоги

27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

28. Уроки - ролевые игры

29. Уроки-конференции

30. Интегрированные уроки

31. Уроки семинары

32.Уроки – “круговая тренировка”

33. Межпредметные уроки

34. Уроки-экскурсии

35. Уроки-игры “Поле чудес”.

36.Урок – проект.

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий:- 9-16 слайды

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.    слайды17-19

Из всего сказанного можно сделать вывод, что формула эффективности любого  урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Слайд 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....

Доклад по теме: "Современный урок в начальной школе"

Выступление на педсовете «Введение ФГОС на ступени начального и основного общего образования» с докладом "Современный урок в начальной школе"...

Презентация к докладу "Роль компьютеров на уроках в начальной школе"

Перезентация содержит основное содержание доклада...

Доклад на тему:"Современный урок в начальной школе".

Современный урок в начальной школе....