Активизация учащихся на уроках технологии
статья по теме

Учащиеся осмысливают свою работу, активизируют мышление, внимание и проявляют инициативу и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_otpravit.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Активизация учащихся на уроках технологии

    На уроках технологии легче достигнуть поставленной цели, если учитель заботится, чтобы учащиеся осмысливали свою работу, если он активизирует мышление детей, стремится развивать у них инициативу и самостоятельность.

    Большинство уроков я начинаю с бесед о технике безопасности. В 1-м классе изучение этих правил, ознакомление с их содержанием и условиями выполнения проводится в процессе освоения на уроках технологии каждой новой для детей технологической операции. Например, учатся дети резать бумагу ножницами, одновременно изучают требования техники безопасности, точное и дисциплинированное соблюдение которых гарантирует от возможных травм.  Чтобы беседы проходили разнообразно, использую загадки, пословицы, поговорки об инструментах. Например: «Не игла шьёт, а руки», «Ножницы прямые, да руки кривые», загадка о циркуле: « Сговорились две ноги делать дуги и круги».

   В программу технологии входит работа с разными материалами. Мы используем природный материал, мягкую проволоку, коробки, фольгу, скорлупу от яиц и многое другое. Учеников привлекает необычность материала, оригинальность конечного результата. Целесообразно выбирать и рекомендовать для изготовления такие изделия, которые были бы не только внешне привлекательны, но и были доступны для выполнения. Такими изделиями могут быть, например, сувениры – подарки.

    При постановке целей и задач урока ввожу элементы ролевой игры или читаю отрывок из какого- либо произведения. Это повышает интерес у детей, вызывает чувства радости. Например, при изготовлении елочных игрушек использую рассказ о елке, которую привезли из лесу, и стоит она грустная. Спрашиваю: «Что надо сделать, чтобы развеселить елочку?» Дети отвечают: « Её надо нарядить, сделать для нее игрушки, а именно шары, фонари, гирлянды». Таким образом дети сориентированы на изготовление изделия. Также детям нравится расшифровывать слова – тему урока.

    На каждом уроке провожу анализ образца. Анализ образца – это очень ответственная часть урока, так как она неразрывно связана с планированием предстоящей работы. Важно, чтобы ученик сумел отобрать необходимые данные. Когда дети затрудняются, можно помочь им наводящими вопросами. Рассматривая вот такой образец объемной аппликации, можно задать такие вопросы: «Какая бумага нам будет нужна?, Сколько основных частей цветка вы нашли?, Сколько лепестков у большой ромашки?, У маленькой? и т.д.». параллельно с анализом образца идет планирование предстоящей работы. В нем принимают участие все ученики. Каждый вносит свое предложение, делает посильный вклад в разработку способа изготовления данной аппликации, а это помогает развитию у детей находчивости, смекалки, сообразительности. Дети рассказывают, как нужно сложить лист бумаги, чтобы вырезать несколько одинаковых лепестков ромашки.

     Очень детям нравится работа с кружками и другими геометрическими фигурами. Эта работа помогает учителю развивать у учащихся творческое воображение, пространственные представления, художественный вкус. Проанализировав данный образец, детям дается задание : как нужно расположить детали, чтобы была другая ситуация: например, 2 цыпленка тянут в разные стороны червяка, или цыплята клюют корм, или отдыхают в траве и т.д. дети задумываются, представляют картину, используя свои наблюдения. В своей работе использую материалы о родном крае. Некоторые уроки строю по краеведческому принципу. Такие уроки имеют большое воспитательное значение.

     Краткое содержание урока « Работа с бумагой и картоном». Тема               « Приемы сгибания и складывания бумаг. Коллективная работа – панно  «Птицы на кормушке».

   На уроке ставлю цели:

- закреплять приемы сгибания и складывания бумаги;

- сделать птицы в технике «оригами»;

- обобщить и дополнить знания детей о птицах родного края;

- развивать глазомер, точность выполнения изделия;

- воспитывать любовь к меньшим братьям, бережное отношение к ним, желание помочь им.

      Начинаю урок с прослушивания грамзаписи пения птиц летом. Проводится беседа, в которой сообщается тема урока. Дети вспоминают, как  называют птиц, которые прилетают к нам весной и улетают осенью, каких перелетных птиц знают, почему они покидают родные края. Показываю рисунки птиц, а название закрыты. Дети сами узнают и называют их. Аналогичная беседа проводится о зимующих птицах. Выслушивая ответы детей на вопрос « Чем питаются зимой птицы?» делаем вывод, что им нужно помочь.

    На доске висит панно – изображение дерева с кормушкой. Кто прилетит  на кормушку – зависит от детей.

   В технике оригами выполним птиц, вспомнив правила сгибания бумаги.

   Далее провожу с ребятами инструктаж, опираясь на технологическую карту.

   Загадываю загадку или решаем кроссворд о зимующих птицах.

   Например: Каждый год я к вам лечу,

                       Зимовать у вас хочу.

                       И ещё красней зимой

                       Ярко-красный галстук мой.

   Дети по рисункам раскрашивают своих птиц. У кого вороны, галки, синицы, воробьи, снегири.

    По завершению работы задаю вопросы: «Чем же можно кормить птиц и чем нельзя? И нужно ли делать кормушки?»

    И еще немаловажное значение имеет здоровьесберегающие технологии. В урок включаю гимнастику для глаз, которая корректирует зрение детей, снимает усталость и напряжение, гимнастику для пальчиков , которая развивает гибкость, подвижность кистей и мелкую мускулатуру рук, физминутки.

    На уроках пользуемся альбомами, книгами:
   1. «Азбука мастерства»

    2. Г. И, Долженко «100 оригами»

    3. Н. А. Цирулик «Уроки творчества»

    4. Т. М. Геронимус «150 уроков труда».  

    1                              2

                       

3                          4            

         5                               6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии

Данный  материал можно  использовать на  уроках  технологии. Проектная  деятельность    позволит увлечь каждого ученика в  индивидуально - творческий  процесс, будет  способствовать развитию  способно...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Мастер - класс  показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.

Предметно-практическая деятельность  даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.  ...

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Содержание.1.      Актуальность вопроса.2.      Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3.      Групповая р...

«Дидактическая игра как способ активизации учащихся на уроках математики».

Данная статья рассказывает о том, что обучение в начальной школе строится на основе игровых моментов. Представлены различные виды игр, которые можно использоать в начальной школе....