Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка
статья по теме

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное  развитие  на уроках русского языка.

     « Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка». Слова этой песни как нельзя лучше передать мысль о том, что интеллект тоже  нуждается в тренировке.

Термин «интеллект» появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть. Научные исследования последних лет свидетельствует о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Интеллект – это сложное  многоступенчатое                    сочетание умений анализировать, синтезировать, выделять главное,   классифицировать и  природные данных ребенка.

 Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для  полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким- либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется.

Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления- наглядно –действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Урок русского языка можно построить таким образом, что на каждом этапе урока в ходе изучения материала или закрепления возможно формировать и совершенствовать целый ряд интеллектуальных качеств личности. Введение дополнительное лексики во время словарно-орфографической работы, увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков, расширение объёма работы с понятиями и терминами, включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся, углубляют знания об окружающем мире, благоприятствуют развитию ребёнка как личности, активизируют умственную деятельность детей, дают возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста полноценного развития речевых способностей учащихся.

Во время проведения словарно-орфографической работы возможно увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект различными видами работ. Вот один из приёмов: поиск нового слова, связанный с работой по фонетике и повторением учебного материала «ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА». Задание: мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся.

Этот приём обеспечивает углубление сосредоточенности внимания.

Второй приём заключается в уменьшении конкретных указаний учителя, помогающих учащимся искомое слово.

ь

 

б

л

р

а

о

к


     

     «Вы прочтёте слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных  букв слова».

В начальных классах для изучения нового учебного материала применяется частично- поисковый метод- совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым правилом. Чётко сформулированные вопросы учителя  чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения - поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.  

При закреплении изученного материала  также можно использовать различные виды работ, которые формируют  определённые наборы  интеллектуальных качеств и умений учащихся.

Вот один из вариантов, который развивает наблюдательность, внимание, речевые способности, умение сосредотачиваться на нужном объекте, а также осуществлять операции сравнения и сопоставления. Тема « Большая буква в именах, отчествах, фамилиях». Написать в строчку те из них, которых   нет  в   правом столбике, найти лишнее. Обосновать ответ.                                   (М,м)аршак         (М,м)ихаил

(П,п)оэт                 (А,а)гния

(Б,б)арто              (П,п)оэт

(А,а)лексей         (С,с)уриков

(Б,б)ородин        (И,и)ванов

(Р,р)епин             (С,с)еменов

(С,с)еменов         (Б,б)орисов

        В своей работе использую материалы из таких книг, как Бакулина «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка», рабочие тетради «Умники и умницы» (развитие познавательных способностей), сборник «Школьные олимпиады».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий.

Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий....

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка через минутки чистописания

В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей наряду с навыками чтения, счёта, основательных навыков письма. Такого качества нельзя будет достигнуть...