Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности
статья по теме

Аранцева Лариса Вячеславовна

       Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Введение.

     Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

     Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам обучающихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

         

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                         Аранцева Л.В.

       Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если мы научим детей в младшем возрасте ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

     Обучение в школе – серьёзная нагрузка на ребёнка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте. Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Всё это создаёт предпосылки для развития у школьников отклонений в состоянии здоровья. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

       Современные психологи утверждают, что надо всегда пребывать в хорошем настроении и любить себя и окружающих.  Обязательно предлагаю перед уроком минутку доброго общения.

       «Чтоб всем проснуться, надо подтянуться.

         Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться.

         Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

         На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.

         Шесть и семь – с улыбкой встать. Восемь – можно день начать».

       Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Стараюсь, чтобы дети на уроке находились в режиме постоянного поиска. Использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые по воле учителя могут оказаться в любой точке кабинета. Их нужно найти. Дети показывают ладошкой ответы, поворачивая корпус тела.

      Использую следующие формы организации деятельности учащихся на уроке.

- работа в группах;

-работа в парах постоянного и сменного состава

- фронтальный опрос с использованием различных предметов, игровых приёмов со сменой динамической позы.

    В качестве обратной связи  и оценки ответов использую элементы игры:

-хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

      Чтобы на уроке дети могли дать выход энергии, использую хоровые и групповые ответы, проговаривание, различные формы комментирования.

    Объём домашнего задания  и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Предлагаю детям разноуровневые задания и оставляю за ними право выбора.

      Внешним проявлением утомления является рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти.  

     Значительную нагрузку испытывают  мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений. Признаки утомления становятся менее выраженными и даже могут отступить. Для проведения упражнений использую различные предметы и подручные средства (книгу, мяч, стул, воздушный шар и др.), которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне.

            Чтобы снять мышечное напряжение и усталость, используем технику простого массажа и технику релаксации. ( «Сотвори солнце в себе», «Солнышко», «Путешествие на облаке» и др., )

    Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений. Закроем глаза.

         «Напряженье улетело  и расслабило всё тело.

          Будто мы лежим на травке, греет солнышко сейчас,

          Руки тёплые  у нас. Дышится легко, ровно, глубоко.

          Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется…

          Нам понятно, что такое, состояние покоя». Откройте глаза.

     Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливают силу и работоспособность. Появляется приятное ощущение лёгкости.

    Дыхательные упражнения  помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

1.  Упражнение «Чудо – нос».

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задания.

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре - снова дышим: глубже, шире.

2. Упражнение «Синьор помидор». Рот закрыт. Вдох носом. Зажимаем нос. Раздуваем щёки. Выдох ртом.

3. Упражнение «Накачка». Нос зажимаем пальцами, вдох – ртом медленно. Открываем одну ноздрю – выдох носом, мелкими порциями.

       Для пальцев рук применяю пальчиковую гимнастику: «Моя семья», «Божьи коровки», «Сидит белка на тележке», «Капустка» и др.

Пальцы связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а мезинец помогает работе сердца.

        Для разминки стоп провожу оздоровительную минутку «Хождение по камушкам», по коврику  с нашитыми пуговицами.

        Технология здоровьесбережения реализуется и во внеурочной работе. Свои занятия наполняю сказочными, игровыми сюжетами и персонажами, обыгрываю различные ситуации. Например, при изучении темы «Табак. Пассивное курение» просматриваем отрывки из мультфильма «Ну, погоди!» и обсуждаем его. Дети очень любят встречи с «Докторами Свежий воздух, Здоровая пища, Чистюлькиным», любят участвовать в деловых играх «Вопросы – ответы»,  «Скорая помощь», разгадывать кроссворды, отгадывать загадки.

       Постоянство в проведении игровых двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, способствует формированию культуры движения.  Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Не менее важная цель – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессильно. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

                                 Литература.

     1.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.,2004

  1. Журнал Здоровье детей. № 12, июнь 2007
  2. Газета Начальная школа. №18 сентябрь 2007
  3. Журнал Начальная школа. № 12 М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

В данной статье предлагаются основные рекомендации из опыта работы, направленные на преодоение механизма утомения и закрепощения у детей младшего школьного возраста....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности" 1-4 класс

Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обесп...

Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страх...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности" 1-4 класс

Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечиваю...

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

   Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...