Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности" 1-4 класс
статья по зож на тему

Авдеева Елена Викторовна

Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Авдеева Е.В.«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности»

                                                                                                                                                                             

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»

Методическая разработка

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности».

                                                                                 Учитель начальных классов        

                                                                                     Авдеева Елена Викторовна

Г.Муром 2014г.

Содержание

1. Актуальность.        3

2.Способы сохранения здоровья младших школьников.        4

1) Здоровьесберегающие технологии на уроках.        4

2) Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности.        10

3.Заключение.        11

4. Литература.        12

5. Приложение.        

                                                                                              Чтобы сделать ребёнка

                                                                                        умным и рассудительным,

                                                                       сделайте его крепким и здоровым

                                                                                                               Ж.-Ж. Руссо

1. Актуальность.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.  В последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются:

 -  социальные потрясения;

-  неблагоприятная экологическая обстановка;

-  малоподвижный образ жизни;

-  перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;  

 - неполноценное питание;

-  отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании".

 Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

2.Способы сохранения здоровья младших школьников.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

-  учет возрастных особенностей младших школьников;

 - учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

-  структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

-  осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

1) Здоровьесберегающие технологии на уроках.

 В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

-  положительный эмоциональный настрой на уроке;

 - оптимальный темп ведения урока;

-  подача материала доступным рациональным способом;

-  наглядность;

-  смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

-  физкультминутки, динамические паузы;

-  дифференцированный подход в обучении;

-  групповая работа, работа в парах;

 -  игра, игровые моменты;

-   гимнастика;

-  самомассаж, точечный массаж;

 - воспитательные моменты на уроке (беседы);

  -санитарно гигиенические условия.

 Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.

 Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

 только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

 Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

 Тут затеи и задачи,

 Игры, шутки все для вас!

 Пожелаем вам удачи

 За работу, в добрый час!

 На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

 Всё получится у нас!

 Вот и прозвенел звонок.

 Начинается урок.

 Очень тихо вы садитесь

 И работать не ленитесь.

 (Приложение 1)

 Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

 Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности использую компьютерные технологии.

 Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

 Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе  большое значение имеют физические упражнения.

 Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, « Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию

высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.

 Физкультминутки естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

 Например:

 Мы становимся все выше,

 Достаем руками крышу,

 На два счета поднялись,

 Три, четыре руки вниз.

 Мы писали, мы считали,

 И тогда мы дружно встали,

 Ручками похлопали:

 Раз, два, три.

 Ножками потопали:

 Раз, два, три.

 Сели, встали, встали, сели

 И друг друга не задели.

 Мы немножко отдохнем

 И опять писать начнем.

 Поднимает руки класс

 Это раз.

 Повернулась голова

 Это два.

 Руки вниз, вперед смотри

 Это три.

 Руки в стороны пошире

 Развернули на четыре.

 С силой их к плечам прижать

 Это пять.

 Всем ребятам тихо сесть

 Это шесть.

 У оленя дом большой.

 Он глядит в свое окошко.

 Заяц по полю бежит.

 В дверь к нему стучит.

 - Тук, тук, дверь открой!

 Там в лесу охотник злой!

 - Заяц, заяц, забегай!

 Лапу мне свою давай!

 Физиологически обоснованное проведение физкультминуток 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

 Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса. Не тороплю ученика, даю время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

 Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой- то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения избежать длительного сидения за партой.

 На уроках часто применяю игровую технологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.

 Например: игра «Ты мне, я тебе», « Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.

 Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

На своих уроках использую различные виды гимнастики.  Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

 Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

 Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

2) Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Во время подвижной перемены провожу такие игры: «Море волнуется», «Рыбалка»,

«День, ночь», «Совушка», «С кочки на кочку», «Пустое место» и др.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют воспитательные мероприятия. В данном направлении работаю по плану «Здоровье» (Приложение 2). Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия,

походы (Приложение 3) Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желание и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Конкурс театрализованных представлений по безопасности»,

(Приложение 4) «Мама, папа, я – спортивная семья».

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Именно это понятие успешно формирую во внеурочной деятельности и реализую программу «Здоровое питание». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

Проводятся мероприятия (Приложение 5), беседы по темам программы, используя различные методики. Учащиеся знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

В школе проводятся дни здоровья. Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья детей, выступление на родительских собраниях, советы, рекомендации - все это лежит на плечах как учителя, так и медработника.

Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. На родительские собрания и классные часы приглашаю психолога, который проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами.

 Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

3.Заключение.

  Подводя итог выше изложенному, можно сказать следующее.

 Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.

 Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное сохраняет здоровье наших детей.

4. Литература.

1. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.    Советова. – Ростов н / Дону : Феникс, 2007. – 285 с.

2 .Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М. : Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

3. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

4 .Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.

5 .Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

6 .Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.

7. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках

В работе представлена классификация здоровьесберегающих технологий.  Даны методические рекомендации по применению  здоровьесберегающих технологий на занятиях и во внеурочное время. Подобран ...

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности" 1-4 класс

Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обесп...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

Педагогический опыт. Тема"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

В презентации представлены: концепция опыта, актуальность и направления здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время....

Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"...