«Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»
материал на тему

Сопот Елена Николаевна

Итоговый практикозначимый проект

 

«Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области

 Педагогическая академия последипломного образования

ГОУ Педагогическая Академия

________________________________________________________________________________

Зональный целевой постоянно действующий

 проблемно – тематический семинар

«Совершенствование деятельности классного руководителя»

Итоговый практикозначимый проект

«Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»

Слушатель: Траут Елена Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ Захаровская СОШ

Территория: Одинцовский район

Руководитель:Коволенко Елена Михайловна

Москва

2012

Введение

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:

– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к бразовательно-воспитательному пространству школы);

Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:

– организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;

– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Проблема проекта

Будут ли родители моими помощниками, единомышленниками в учебно-воспитательном процессе?

Цель проекта

  повысить  качество  отношений  семья – школа  и  создать  систему  сотрудничества семьи  и  школы с  целью  осуществления благоприятных  условий  для  формирования  личности  ребёнка;

Задачи:

1.        Развитие  семейного  творчества  и  сотрудничества  семьи  и  школы;

2.        Воспитание  у  учащихся  чувства  любви  и  уважения  к  родителям, гордости  за  свою  семью;

3.        Развитие  общих  интересов  взрослых  и  детей;

4.        Воспитание  сплочённости  семьи.

Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся.

 При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

Ожидаемые результаты:

создание семейных электронных альбомов;

создание генеалогического древа каждой семьи;

знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;

создание семейной истории;

создание портфолио ребенка;

создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, сценарии родительских собраний для передачи приобретенного опыта коллегам;

сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;

приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Основная часть

Моя работа состоит из трех этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный.

Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи

.

Второй этап, основной - практический. 

Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание нахо дилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации про екта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.

Третий этап, заключительный - рефлексия.

Цель: подведение итогов, мо ниторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Исследования начинаю в 1 классе, стремлюсь привлечь родителей в школу, создать условия для непринужденного общения.

Основными направлениями реализации первого этапа являются:

1. Диагностика семьи:

изучение образа жизни семей;

выявление особенностей семейного воспитания;

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

выявление положения детей в системе семейных отношений.

2. Работа с социально неблагополучными семьями:

составление социального паспорта класса;

составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, соци ально неблагополучных семей;

обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообе спеченных, неблагополучных семей;

адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.

3. Взаимодействие семьи и школы:

создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;

организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;

Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Анализируя все данные, я пришла к выводу, что мне как классному руководителю необходимо вмешаться в процесс становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, формировать дружеские доверительные отношения семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей.

На первое родительское собрание я приглашаю психолога, которая проводит с родителями анкетирование. Я знакомлю родителей с результатами исследований, психолог предлагает пути коррекции ситуаций. Мы советуемся  и приходим  к мнению, что нужно действовать комплексно, не только дома, но и в школе. Помимо родительских собраний и тематических консультаций выбрали формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Для того чтобы эти формы взаимодействия прижились их нужно вводить в начальной школе.

Например во 2 классе мною было проведено родительское собрание на тему :  "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Форма проведения собрания - "круглый стол"

План собрания.

1. Вступительное слово учителя.

2. Анализ анкет родителей.

3. Анализ анкет школьников.

4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".

5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Подготовка к родительскому собранию:

• разрабатываются анкеты для учеников и родителей по теме родительского собрания;

• продумывается форма приглашения родителей на родительское собрание (конкурс среди школьников на лучшее приглашение);

• готовится выставка семейных альбомов, фотографий по теме "Наши семейные праздники";

• подбираются для оформления классной комнаты пословицы и поговорки о дружной семье и ее влиянии на воспитание;

• продумывается музыкальное сопровождение при просмотре выставки.

Материалы к проведению собрания

Анкета для родителей

1. Довольны ли вы своими детьми?

2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?

3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?

5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?

6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми просмотренные телепередачи, кинофильмы?

7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?

8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?

9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?

10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?

Анкета для школьников

1. Доволен ли ты своими родителями?

2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?

3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?

4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?

5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?

7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?

8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?

9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?

10. Какое семейное мероприятие (праздник) тебе особенно запомнилось?

Заповеди для родителей

• Относитесь к ребенку как к личности.

• Не унижайте ребенка.

• Не морализируйте.

• Не вымогайте обещаний.

• Не потакайте.

• Умейте слушать и слышать.

• Будьте строгими с детьми.

• Будьте справедливыми к своим детям.

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:

• неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;

• ограничение активности, самостоятельности подростка в авторитарной форме;

• уклонение от контакта с детьми, чтобы избежать конфликта;

• принуждение при предъявлении требований вместо объяснения необходимости их выполнения;

• убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;

• непонимание потребностей детей;

• игнорирование личных интересов ребенка;

• запрещение ребенку заниматься любимым делом;

• нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;

• убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;

• бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии представления о цене труда;

• поглощенность только миром "земных" потребностей.

Необходимо помнить:

• анкетирование школьников проводится в классе, причем анонимно. Никакие фамилии не называются, чтобы не создавать конфликтные ситуации в семье;

• родители заполняют анкеты дома, и учитель собирает их за неделю до начала собрания, чтобы сделать анализ и обобщение;

• на основе данных анкет родителей и школьников выявляется общее и отличительное в каждой возрастной группе;

• расстановка акцентов должна быть корректной, что позволит вызвать родителей на откровенный разговор во время "круглого стола", в противном случае дискуссия не получится.

Наибольшей популярностью  пользуются семейные праздники - итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки... В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

На мой взгляд, истинными являются высказывания:

“Вся тайна семейного воспитания

 в том и состоит, чтобы дать ребенку

 возможность самому развертываться,

 делать все самому”

 П.Ф. Лесгафт

“Родители в раннем детстве сеют то,

что они собирают позже,

в года юности и начало зрелости”

А.Н. Острогорский

Заключение

Работа  над  проектом  велась  в  тесном  содружестве  семья – класс – школа.

   Итог  нашей  работы – музей семейной истории, реликвий, где каждый уголок класса превращается в чей-то мир. Здесь появилась возможность привлечь родителей к совместной работе со своим ребенком. Особенность темы такова, что взрослый может найти в ней свой интерес рядом с интересом ребенка, а не просто помогать выполнить задание. Далеко не всегда родители идут на неформальный контакт. Но тут лед тронулся. Один порылся в семейных архивах или попробовал припомнить и рассказать ребенку семейные истории, другой вместе с ребенком составил семейное древо, третий написал свой текст, а некоторые прислали творения своих рук: салфетку, этюд, семейные фотографии. Для детей это замечательная возможность почувствовать общность с родителями, выступить в роли связующего звена между школой, где проект задумывается, и домом, где он во многом исполняется.

В прошлом учебном году мы обобщили опыт семей  по созданию семейного герба, на котором дети изобразили посредством рисунков, род занятий, увлечения, мечты  всех членов семьи.

Содержательными  и увлекательными  оказались работы о семейных реликвиях.

Огромный интерес со стороны ребят и родителей вызвала работа над созданием семейного «Генеалогического древа». Было очень приятно, когда к этой работе подключились бабушки моих воспитанников. Один из учеников оформил «Генеалогическое древо» с фотографиями. Эта работа настолько увлекла всех членов этой семьи, что имеет продолжение  и сегодня. В скором времени состоится встреча многочисленных родственников с целью продолжения составления своей родословной.

С большой радостью мы создавали своё школьное семейное древо.

В  каждой  семье  есть  традиция  собирать  и  хранить  семейные  фотографии  разных  лет. Дети  принесли  много  снимков, а  я  подготовила  слайд-шоу семейный электронный альбом «С  улыбкой  о  семье».

Совместная деятельность помогает родителям понять, что происходит   в  школе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижение. Для детей такие задания – возможность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль – школьник – вызывает уважение взрослых.

Результатом индивидуальных и коллективных достижений стало создание портфолио ученика.

        Портфолио, на мой взгляд -   важнейшая  точка  соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением – интересное  духовное  обогащение.

Исследовательские работы на темы «Моё имя», «Моя  родословная», «Мой город», «Мои друзья», «Мои  увлечения», «Моя  школа», «Схема  безопасного  маршрута  от  школы  до  дома» выполненные совместно с заинтересованными родителями,  занимают достойное место в портфолио учащихся. Очень важно точно донести смысл такой работы. Родители не контролеры здесь, а равноправные соратники, сотрудники в выполнении домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе подыскивается нужный материал, вместе оформляют задания. Все ученики моего класса имеют портфолио индивидуальных достижений.

Подводя итог работы над проектом, с уверенностью могу сказать, что учащиеся  получили  возможность  творческого  контакта  с  родителями, изучили  историю  своей  семьи, что  позволило  им  почувствовать  себя  значимой  единицей  семьи  и  общества.

Мне, как классному руководителю очень важно понимать и видеть результаты своей деятельности. Всё ли я делаю методически грамотно, достаточно ли у меня опыта, успеваю ли я за своими воспитанниками – детьми 21 века.      

Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале года активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу года – 88%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Считаю, что эти данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно.

Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.

Список литературы

1.  Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке/ Ф. Арьес.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999.

2.  Болдырев Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1998.

3.  Бутусова С. Собрание на тему «Родителям о правах ребенка»/ С. Бутусова// Воспитание школьников.- 2005.- №2.

4. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений /Н.П. Иванова// Начальная школа.-2004.-№3.

5. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988.

6.Мудрость воспитания. Книга для родителей/ сост. Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987.

7.Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.: ВЛАДОС, 2000.

8.Нечаев А.М. Россия и ее дети (Ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаев. – М.: ГРААЛЬ, 2000.

9.Николаева В.С. В школе и после школы вместе - В.С. Николаева// Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.

10.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 1999.

11.Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка.(международ. семинар, июль 1993 г. Звенигород) – М., 1994.

12.Фельдштейн Д.И. Феномен детства и его место в развитии современного общества/ Д.И. Фельдштейн// Мир психологии.- 2002.- №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.

В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов  к учащимся родителей и учителя, т. к.  они не чуждые лагеря, а добрые  союзники и помощники воспитанников. Успеш...

Сотрудничество семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.

доклад на районном объединении учителей начальных классов...

Доклад по теме: "Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни у младших школьников."

В докладе раскрывается актуальность возникшей проблемы, приводятся данные исследований врачей г.Саратова. Предлагаются пути совместной профилактической работы учителя с родителями....

Статья на тему "Сотрудничество семьи и школы - залог успешного учения"

Статья на тему "Сотрудничество семьи и школы - залог успешного учения"...

Презентация. Речевая готовность к школе - залог успешного развития.

Что такое речевая готовность к обучению в школе... Из чего она состоит. В презентации рассматриваются  компоненты речевого развития, формы коррекционной работы на логопункте школы, подчеркивается...

"Сотрудничество семьи и школы-залог успешной воспитательной деятельности"

В условиях кардинальных изменений социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения,проблемы взаимодействия школы и семьи являются наиболее актуальными....