Главные вкладки

    Сотрудничество семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.
    статья по теме

    доклад на районном объединении учителей начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sotrudnichestvo.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

    В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

    Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

    Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

    Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

    -включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

    -правовое просвещение родителей;

    -оказание помощи родителям в семейном воспитании;

    -оказание родителями материально- финансовой помощи школе;

    -совместная со школой организация социальной защиты детей;

    -организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

    Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:

    1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

    Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

    Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

    Я провожу в классе множество воспитательных мероприятий .Это праздники :  «Здравствуй, осень урожайная!», «Берегите хлеба каждую крупицу!», «Здравствуй, Новый Год!», «Мамочке любимой!», «Прощай 1 класс!», «Мама ,папа и я -спортивная семья!», «Прощай Азбука», «Мы памяти этой верны!» к 9 мая и т.д.Проведение таких мероприятий невозможно без участия родителей .Они мне помогают во всем: и в изготовлении костюмов детям, и в оформлении класса ,и в проведении самого мероприятия.

    В некоторых мероприятиях участие принимают и сами родители. Они получали  роли «Осени», «Азбуки»,»Деда Мороза» и с удовольствием вживались в роль.

    С помощью родителей дети принимали  участие в разных конкурсах: по противопожарной безопасности, «Лучик»,»Новогодняя ель своими руками», конкурсы поделок из природного материала , рисунков, по которым  дети неоднократно занимали призовые места.

    2)Второе направление- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями.

    В решении мною этих задач большая роль отводится педагогическому всеобучу родителей, который следует направить на решение следующих задач:

    - довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;

    - сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;

    - выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке её результатов.

    Обеспечение успеха педагогического всеобуча требует большой творческой работы, комплексного решения всех проблем развития личности.

    И мои родители являются активными участниками в решении проблем воспитательного процесса .Я  в работе с родителями использую групповые, коллективные, индивидуальные формы.

    -Наиболее рапространенные коллективные формы: родительские собрания ( классные, общешкольные), "круглые столы". родительский лекторий.

    -Групповые формы: практические занятия с родителями, встречи с отцами.

    -Индивидуальные формы: беседа, посещения на дому, консультации.

     Одной из проблем во  взаимодействии семьи и школы является то, что родители не ходят на родительские собрания. Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни Как сделать его интересным, чтобы родители вновь хотели в следующий раз прийти на собрание? Я стараюсь и призываю всех своих классных руководителей снять собственное напряжение перед встречей с родителями; с помощью речи, интонации даю родителям почувствовать свое уважение и внимание к ним; стараюсь разговаривать с родителями спокойно и доброжелательно, очень важно чтобы все-все родители ушли с собрания с верой в своего ребенка. Как классный руководитель я начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости родителей. Стараюсь дать родителям понять, что их дети теперь для меня - не чужие. И я готова принять их в сердце, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы жить в школе им было интересно.

    Организация и структура проведения родительского собрания.

    Собрание организуется и проводится 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. На первой встрече с родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

    -Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

    -Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

    -Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:

    -Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация ).

    -Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов).

    -Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.

    В заключение я благодарю родителей за участие, совместную работу. Прошу задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

    Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.

    3)Третье направление- взаимодействие социальной службы с семьями.

    Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия учителя с семьей предполагает ряд аспектов:

    -изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

    - знакомство с бытовыми условиями учащихся;

    -группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

    -составление программ совместных действий;

    -анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

    4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

    Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами.

    Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей:

    - равенство;

    - взаимопомощь в воспитании детей;

    - этичность;

    - положительная информация о детях.

    С годами у меня уже сложились свои принципы. Я их тезисно довожу до родителей еще в первую нашу встречу. Например, говорю им, что я буду:

    - Уважать, любить и доверять детям;

    -  Обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски и решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия.

     - Призываю родителей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Очень важно настроить на плодотворную работу с семьями учащихся, быть последовательным, прислушиваться к мнению родителей, но твердо руководитель всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого "класс".

    .

    Практические советы для работы с родителями

    Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность  педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим примите  некоторые правила и советы:

    1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

    2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

    3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

    4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

    5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

    Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

    - удалось избежать противостояния и конфронтации;

    - удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

    - удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

    - обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

    И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

    Как общаться с родителями ваших учеников?

    (эвристическое предписание)

    1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.

    2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

    3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

    4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

    5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

    В заключении хочется подчеркнуть:

    Способность к общению — профессиональное качество учителя.

    Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

    Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

    Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

    Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

    Сотрудничество родителей и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.

    Выступление

    на районном методическом объединении

    учителей начальных классов

    учителя 1 квалификационной категории

    МОШИ «Лицея – интерната г. Балашова Саратовской области»

    Зюлковской М.В.

    Балашов 2010 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

    Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

    «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»

    Итоговый практикозначимый проект «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»...

    Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.

    Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...

    Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.

                    Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...

    Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.

                    Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...

    "Согласованность планируемых результатов и использованных средств в педагогических технологиях для успешного обучения и воспитания детей"

    Использование современых технологий  развивающего обучения в практике общеобразовательной начальной школы....