Сотрудничество семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.
статья по теме

Зюлковская Марина Викторовна

доклад на районном объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

-включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

-правовое просвещение родителей;

-оказание помощи родителям в семейном воспитании;

-оказание родителями материально- финансовой помощи школе;

-совместная со школой организация социальной защиты детей;

-организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:

1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

Я провожу в классе множество воспитательных мероприятий .Это праздники :  «Здравствуй, осень урожайная!», «Берегите хлеба каждую крупицу!», «Здравствуй, Новый Год!», «Мамочке любимой!», «Прощай 1 класс!», «Мама ,папа и я -спортивная семья!», «Прощай Азбука», «Мы памяти этой верны!» к 9 мая и т.д.Проведение таких мероприятий невозможно без участия родителей .Они мне помогают во всем: и в изготовлении костюмов детям, и в оформлении класса ,и в проведении самого мероприятия.

В некоторых мероприятиях участие принимают и сами родители. Они получали  роли «Осени», «Азбуки»,»Деда Мороза» и с удовольствием вживались в роль.

С помощью родителей дети принимали  участие в разных конкурсах: по противопожарной безопасности, «Лучик»,»Новогодняя ель своими руками», конкурсы поделок из природного материала , рисунков, по которым  дети неоднократно занимали призовые места.

2)Второе направление- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями.

В решении мною этих задач большая роль отводится педагогическому всеобучу родителей, который следует направить на решение следующих задач:

- довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;

- сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;

- выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке её результатов.

Обеспечение успеха педагогического всеобуча требует большой творческой работы, комплексного решения всех проблем развития личности.

И мои родители являются активными участниками в решении проблем воспитательного процесса .Я  в работе с родителями использую групповые, коллективные, индивидуальные формы.

-Наиболее рапространенные коллективные формы: родительские собрания ( классные, общешкольные), "круглые столы". родительский лекторий.

-Групповые формы: практические занятия с родителями, встречи с отцами.

-Индивидуальные формы: беседа, посещения на дому, консультации.

 Одной из проблем во  взаимодействии семьи и школы является то, что родители не ходят на родительские собрания. Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни Как сделать его интересным, чтобы родители вновь хотели в следующий раз прийти на собрание? Я стараюсь и призываю всех своих классных руководителей снять собственное напряжение перед встречей с родителями; с помощью речи, интонации даю родителям почувствовать свое уважение и внимание к ним; стараюсь разговаривать с родителями спокойно и доброжелательно, очень важно чтобы все-все родители ушли с собрания с верой в своего ребенка. Как классный руководитель я начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости родителей. Стараюсь дать родителям понять, что их дети теперь для меня - не чужие. И я готова принять их в сердце, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы жить в школе им было интересно.

Организация и структура проведения родительского собрания.

Собрание организуется и проводится 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. На первой встрече с родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

-Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

-Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

-Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:

-Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация ).

-Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов).

-Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.

В заключение я благодарю родителей за участие, совместную работу. Прошу задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.

3)Третье направление- взаимодействие социальной службы с семьями.

Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия учителя с семьей предполагает ряд аспектов:

-изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

- знакомство с бытовыми условиями учащихся;

-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

-составление программ совместных действий;

-анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами.

Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей:

- равенство;

- взаимопомощь в воспитании детей;

- этичность;

- положительная информация о детях.

С годами у меня уже сложились свои принципы. Я их тезисно довожу до родителей еще в первую нашу встречу. Например, говорю им, что я буду:

- Уважать, любить и доверять детям;

-  Обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски и решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия.

 - Призываю родителей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Очень важно настроить на плодотворную работу с семьями учащихся, быть последовательным, прислушиваться к мнению родителей, но твердо руководитель всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого "класс".

.

Практические советы для работы с родителями

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность  педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим примите  некоторые правила и советы:

1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Как общаться с родителями ваших учеников?

(эвристическое предписание)

1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.

2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

В заключении хочется подчеркнуть:

Способность к общению — профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Сотрудничество родителей и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.

Выступление

на районном методическом объединении

учителей начальных классов

учителя 1 квалификационной категории

МОШИ «Лицея – интерната г. Балашова Саратовской области»

Зюлковской М.В.

Балашов 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

«Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»

Итоговый практикозначимый проект «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»...

Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...

"Согласованность планируемых результатов и использованных средств в педагогических технологиях для успешного обучения и воспитания детей"

Использование современых технологий  развивающего обучения в практике общеобразовательной начальной школы....

участие в Республиканском семинаре «Организация успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ посредством создания адаптивной среды»

18 октября 2019года состоялся республиканский семинар на тему: «Организация успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ посредством создания адаптивной среды»...

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешного обучения и воспитания

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презе...