Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка в начальной школе.
презентация к уроку по теме

   Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации дифференцированного тренинга на уроках, который оказывает значительную помощь учителю в работе как с менее подготовленными учащимися, так и с более сильными. Сам факт проведения урока ненецкого языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету ненецкого языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ldoklad_na_pedchteniya_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Если бы компьютер не был изобретен

                                     как  техническое устройство, его  

                                       следовало бы создать специально

                                                     для целей образования.

Энтони Маллан

 

    Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удаётся пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача о более всестороннем и тщательном изучении способов получения информации. Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается как необходимое условие развитие современного грамотного члена общества.

     Как педагог, каждый из нас не может не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Ни для кого не секрет, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Поэтому повышение квалификации учителей в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. В мире, всё более зависимом от информационных технологий, учителя должны не только быть знакомы с ними, но и уметь включать в школьную практику технологии, которые в настоящее время широко используются за пределами учебных классов. Это необходимо ученику как средство его мотивации к изучению предмета, а также  к самообразованию. Это необходимо и учителю, так как творческий учитель находится в постоянном поиске сочетаний известных и новых педагогических средств. Как правило, при отлаженной методике учитель начинает искать варианты для ещё большего совершенствования урока: наглядность, большой уровень самостоятельности учащихся, уникальный материал и т.д. Именно тогда ему на помощь приходят ресурсы мировой сети, возможность организовать ход урока иначе.

    «Информационная технология»  – это совокупность методов и технических средств  сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

    Какие же возможности раскрывает перед учителем использование информационных технологий?

    Во-первых, это возможность личностно-ориентированного подхода к учащемуся и один из способов постижения мира ребенка.

    Во-вторых, это возможность расширения зоны индивидуальной активности учащихся и способ организации их труда и самообразования.

    В-третьих, это возможность получения для учителя и ученика дополнительной информации по предмету.

    В-четвертых, это возможность расширить содержание известных форм познавательной деятельности.

     Есть еще один, быть может, самый главный момент,  на которой хочется обратить внимание. В эпоху, когда знания устаревают раньше, чем человек успевает их получить, на первый план выходят способности человека эффективно работать с информацией, производить ее поиск, отбор, анализ, фиксировать главное и необходимое, делать выводы и успешно применять полученные знания. Использование информационных технологий как раз и является одним из тех средств, которые позволяют оптимальным образом формировать названные умения, особенно применительно к тому предмету, о котором пойдет речь ниже.                

   Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации дифференцированного тренинга на уроках, который оказывает значительную помощь учителю в работе как с менее подготовленными учащимися, так и с более сильными. Сам факт проведения урока ненецкого языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету ненецкого языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

   Я убеждена, что задача каждого учителя начальных классов - сделать каждый урок привлекательным и по- настоящему современным. Возможности компьютера позволяют ранжировать материал по степени трудности, кроме того, для продвинутых учеников имеется дополнительный блок материала, включающий и теоретическую подготовку, расширение лингвистического кругозора, и творческие задания, и самостоятельное знакомство с дополнительными источниками информации, данными в ссылках.

     При проведении уроков ненецкого языка можно использовать самые разнообразные виды работ с использованием компьютерной технологии: построение схем, таблиц в презентации, что позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».

     Кроме того, организуется выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять «мигалкой» для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве. Использование упражнений на зрительное восприятие очень эффективно на этапе первоначального знакомства с новым правилом. Именно на этом этапе важно с методической точки зрения, чтобы учащиеся видели орфографические правильно написанные слова на изучаемое правило и умели сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным.

   Следует отметить, что компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:

1. для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос  по слайдам-вопросам);

2. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);

3. для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.

    Наиболее удачной формой использования информационно-компьютерные технологии являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны наиболее  выигрышные моменты темы урока. Так, например, можно поэтапно  в  движении показать объяснение нового материала. Главное в  презентациях - тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Мною составлено поурочное планирование по теме: «Имя существительное»  для 3 класса. В тематическом планировании на эту тему даётся 3 часа, раньше на эту тему отводилось 9 часов, а в связи с сокращением учебных часов  приходится объединять темы и искать новые формы и методы  подачи учебного материала. В качестве примера предлагаю зпизоды  презентаций  к этим урокам.

     Таким образом, применение компьютера на уроках ненецкого языка в начальной школе имеет следующие положительные стороны:

1. индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объёмного материала;

2. возрастает познавательная активность учащихся;

3. за счет экономии времени  возрастает эффективность урока;

4. учёт психологических особенностей детей и объективная оценка знаний;

5. меняется характер работы учителя.    

   Для человека, незнакомого близко с возможностями компьютера (а таких пока, к сожалению, среди педагогов немало), всё описанное может показаться ненужным усложнением и без того трудного учительского труда или погоней за модными нововведениями. Те же, кто попробуют, несомненно, по достоинству  оценят  информационные технологии, безграничные возможности которых могут быть сравнимы только с безграничностью творческого замысла учителя. 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) образования

Августовское совещание педагогов Тазовского района.

Выступление на секции учителей начальных классов.

Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка в начальной школе.

Тетерюк Е.В.,

 учитель начальных классов и

                                                                                          ненецкого языка

                                                       с. Антипаюта - 2011год