Добро вокруг себя творить.
статья по теме

Фесуненко Валентина Васильевна

Педагогическое размышление о своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Педагогические размышления

Добро вокруг себя творить.

                                                       С любовью я пишу о той,

                                                       Чей образ яркий и живой

                                                        Всплывает предо мною зримо.

                                                        И греет сердце детством милым.

                                                        Она учила жизнь любить,

                                                        Добро вокруг себя творить.

                               Моя родина – это хуторок в степи. Выросла я среди простых людей, сельских тружеников, среди необъятных степных просторов, покрытых седыми ковылями, дикими тюльпанами, среди дурманящего запаха полыни, трепетного и завораживающего пения жаворонка. Именно такие картины моего детства всплывают при воспоминаниях. Любила школу, боготворила учителей, нравилось учиться, принимать активнейшее участие во всех школьных мероприятиях. Всё свою жизнь мечтала стать актрисой, потому что сидело что-то такое в моей душе, в моём сердце странное и непонятное порой для моих родителей. Один лишь директор нашей школы Яровой Дмитрий Антонович  чувствовал во мне это и постоянно говорил: «Валентина – ты артистка. У тебя есть этот дар Божий. Твори!» И я творила: читала стихи, пробовала сама сочинять – не получалось, участвовала в художественной самодеятельности, пела, танцевала, играла в спектаклях на школьных вечерах.

                             Но пролетели школьные годы, годы детства ушли безвозвратно. На выпускном вечере такая тоска за душу взяла, мне стало страшно, что всё это уходит от меня. Встречая рассвет на берегу нашей речушки, я поделилась, своими переживаниями с одноклассниками и один из них сказал: «Ну и оставайся в школе!» И меня вдруг как осенило! Как могла я сама не догадаться?! И я заявила: «Да, я буду учителем! Я остаюсь…» И ни разу об этом не пожалела!!! Я стала учителем-артистом, как говорит один мой коллега по работе, дедушка моего ученика.

                          Мои ученики, мои дети! Какие они все разные: добрые, наивные, чистые, открытые. Что знают, что умеют, как сложатся наши отношения? Эти вопросы постоянно волнуют, когда набираешь первый класс. Ведь будущее нашей страны находится в руках школьного учителя. Только сейчас, когда  за плечами ни один год работы в школе, я понимаю, что маленький человек приходит в школу, прежде всего… за счастьем. Он ждёт от неё праздника, встречи с умными, добрыми людьми; от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта. Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения. И я всегда должна быть рядом… и чуть впереди! Трудная задача. Многое, очень многое зависит от учителя начальных классов. Ибо значимость начальной ступени обучения и воспитания для человека огромна.

                         Я много думала, анализировала, пробовала и всё искала, какую ниточку потянуть, чтобы связала она нас на всё жизнь. Да, да! Не на те четыре года, когда они со мной, а на всю жизнь! «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называют воспитанием в широком смысле этого слова. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе». (В. А. Сухомлинский).

                          Анализируя современное состояние общественной жизни, я считаю самым важным в своей работе воспитание доброты у детей, любви ко всему живому на Земле. Так я решила, набирая первый класс два года назад. Это решение пришло не само по себе, оно давно жило где-то внутри, и пришло время вырваться ему наружу. Выросли собственные дети, увидела как школа, учителя могут влиять на их воспитание, появилась возможность посмотреть на всё это со стороны. Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть! Педагогический опыт, житейская мудрость сказали мне: «Доброта и любовь – вот те нити, а всё остальное само по себе к этому приложится».

                Не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребёнком. Человеческое отношение к ребёнку – это совсем не баловство и попустительство, а труд, осознанный, исключающий жестокость, труд с надеждой на лучшее в себе и в ребёнке. Я убеждена, что учительство – это не специальность, а особое состояние души учителя.

                С самого первого дня, каждое утро, приветствуя детей, я говорю, я внушаю им: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, солнышки мои! Улыбнитесь мне! Какие вы сегодня все красивые! На улице весна, у нас прекрасное настроение! Я люблю вас! Давайте будем добрыми! Любите всё живое вокруг!» - и так каждый день, как «Отче наш».

                Вы бы видели сияние этих глаз! Они согласны творить Добро! Я сама в эти минуты забываю обо всём на свете, только я и мой класс, всё остальное остаётся где-то за другой чертой, все проблемы, которых тоже немало, остаются в стороне.

                          Урок – это волшебный мир, который создаёт учитель. И никто не может нарушить этот мир, где между мной и учениками устанавливается такая связь, когда я понимаю каждое их слово, каждый их взгляд. Так же понимают и они меня. Мы проводим урок. Всё спокойно, в дружелюбной обстановке. Активность в классе высокая. Дети не боятся говорить. Сказал правильно – похвалим, ошибся – корректно поправим. Никаких окриков и оскорблений, а постоянно шутки, улыбки, разрядки обстановки, если это требуется.

                Очень любят, когда я им рассказываю о своём детстве, хотя им трудно представить, что их учительница тоже когда – то ходила в школу и была такой же маленькой. Иногда я делюсь с ними своими секретами. Их это так завораживает! Я говорю шепотом, они, навострив ушки, внимательно слушают и, конечно же, обещают никому не выдавать мой секрет. А потом так же делятся своими секретами со мной. «Воспитание должно быть незаметным», - писали великие.    

                С первого класса начала приучать детей к аккуратному грамотному письму. Каждый день, проверяя тетрадки, возле «5» напишу обязательно, не считаясь со временем: «Молодец!», «Умница!», «Рада за тебя!», «Хвалю!», «Чудесно!», «Спасибо за труд!», «Ты прелесть!», «Я тебя люблю!» и т.д. И поверьте мне, каждый ребёнок стремится получить такую оценку. А как мне приятно проверять такие тетради, где нет грязи, где дети стараются, где очень часто порой бывают одни пятёрки (особенно за д/з!).    

                Родители рассказывают, что, прибегая, домой, кричат с порога: «Я сегодня «Ты прелесть!» получил!» Не говорят «5», потому что эта отметка их больше устраивает.

                А если я напишу «Ты меня огорчил!» или «Мне, Дима, стыдно за тебя!», «Ты меня подвёл!», «Я тебя не узнаю!» и т.д., то идёт положительная реакция. Не было случая, чтобы плохая оценка следом повторилась.

                 Оценка редко должна наказывать, основное правило её применения – поощрение творчества ребёнка, работы его души и мысли. Если оценкой стимулировать успех, то ребёнок поверит в себя, станет учиться радостно,  будет многое знать и уметь. А это лучшая награда учителю.

                В классе есть слабые дети, у которых не всё получается. Сначала старалась сама за малейшую их удачу, успех, победу похвалить, выделить, обнять, поцеловать даже, а затем дети, глядя на меня, тоже стали замечать и радоваться их победам. Если я говорю, что Аня по контрольной работе получила «4», дети сразу реагирую громкими аплодисментами и обязательно чья – то добрая душа крикнет реплику: «Молодец, Аня!». А я добавлю: «Из гадкого утёнка наша Аня превращается в прекрасного лебедя!» И цветёт эта Аня от радости и счастья, порой, не сдерживая эмоций.  

                На переменах окружают меня со всех сторон и каждый со своим. Обязательно стараюсь всех выслушать, поговорить, как – то прореагировать, ведь идут кто с чем: кто интересную книгу о космосе принёс, кто игрушку из Киндер-сюрприза показывает, а кому – то очень хочется рассказать как в воскресенье ездили с дедушкой на рыбалку, а у кого – то папка напился, а кто-то булочку подложил (её надо обязательно попробовать и какое счастье, если учительница попросит у мамы рецепт этой вкусной булочку).

                И как я счастлива в эти минуты! Ведь «липнут» ко мне, значит есть уже какая-то ниточка связи.

                А сколько подарков уже скопилось у меня от этого класса! Разные аппликации, самодельные открытки, какие-то поделки, вышитые салфетки, даже крашеные яйца из глины. Одна девочка пишет свои рассказы, дарит их мне и в конце подписывает: «Продолжение следует». Всё сделано своими, порой неумелыми ещё, руками, но от всего сердца, от всей души. Я всегда благодарю их за внимание, за доброе отношение ко мне и очень радуюсь.

                Был такой случай. Перед уроком математики моя Аня (слабая девочка) скромненько положила мне на стол самодельную открытку (с её стороны мне никогда подарков не было), я поблагодарила её, но прозвенел звонок и мы начали урок. В ходе урока,  пока дети самостоятельно решали задачу, я подошла к столу, случайно заметила эту открытку, открыла и прочла её. И у меня от счастья перехватило дыхание. Я сказала: «Дети, отвлекитесь на минуточку. Послушайте, что написала мне Аня». Я прочла эти строки объяснения в любви. От волнения на глаза накатились слёзы. В классе стояла тишина. И лишь Даша тихонько сказала: «Валентина Васильевна сейчас заплачет». Но я улыбнулась ей и сказала: «Да, дети, бывают  слёзы счастья».

                А Аня, эта Аня, сжалась вся в комочек, потому что она не ожидала такой реакции, но тоже была счастлива.

                А потом посыпались письма, поздравления с благодарностью уже от других ребят. Я собираю это всё на память – пригодится! И вот я получила ещё одно послание от другой девочки. На самодельной открытке она поздравила меня с днём рождения (день рождения у меня в августе, но она это сделала заранее, ведь в августе мы будем на каникулах), а на другой стороне написала стихи (не свои, а местного автора, но важно то, что она не прошла мимо – они её тронули):

С любовью я пишу о той,

Чей образ яркий и живой        

Всплывает предо мною зримо

И греет сердце детством милым.

Она учила жизнь любить,

Добро вокруг себя творить.

Меня это тронуло до глубины души. Раскусили они меня, поняли, что моя педагогическая философия – Добро и Любовь. Почувствовали это и впитывают от меня. Да. «Сперва любить – потом учить». Это известные слова великого педагога Я. А. Коменского определяют стержневую суть моей работы.

О детях можно говорить бесконечно. Это больное место учителя, а настоящий учитель, действительно, болен… детьми.

Я не сказала ещё об одном. Эти добрые отношения в классе друг с другом положительно влияют на успеваемость, а учительское счастье слагается из ученических побед.

Дети старательны, исполнительны, трудолюбивы, добры, приветливы, с удовольствием ходят в школу, любят учиться. Мне в свою очередь хочется сделать для них ещё больше. Видишь плоды своего труда, а это окрыляет, придаёт силы. Педагогика – это  действительно, такое состояние души, при котором школьные будни и праздники – это моя жизнь. Уроки, экскурсии, походы, утренники, беседы с родителями – это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него.

Теперь, когда я уже столько лет проработала в школе, я поняла, что педагогический труд -  это постоянное размышление, обдумывание, диалог, спор, наблюдение, поиск, это выработка своей идеи, своего видения волшебного, таинственного мира детской души.

И я нашла свой путь:

                   - любить детей

                  - не навредить

                  - искать в детях хорошее

                  - научить детей думать и любить

                  - всё делать без принуждения

                  - быть ребёнку другом и помощником.

Мечта В. Сухомлинского о «Школе радости» для всех без исключения детей, к сожалению, ещё не реализована. Она остаётся идеалом, по крайней мере, для меня. Я стремлюсь к этому, мечтаю о единомышленниках.

Любимой школе я посвящаю свои думы, заботы, радости и тревоги. Я утвердилась в главном, нашла своё призвание, свой путь в жизни. Чего ждёт ребёнок от учителя? Убеждена! Любви. Понимания. Сочувствия.

Всё начинается с любви: с любви к профессии, к детям, с любви к себе. И это не только моя педагогическая философия, это философия жизни.

                                                                                   

                                                             

                                                        Фесуненко Валентина Васильевна.

                                                         Учитель начальных классов.

                                                        Высшая категория.

                                                        УМК «Школа России».

                                                        МБОУ ОСОШ № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Доброты "Добро творящий жизнь творит"

Материал может быть использован во внеклассной работе....

Добро творящий жизнь творит

Внеклассное меропритие можно провести в начальной школе. Красочная презентация сопровождает всё мероприятие.Воспитывается чуткость, понимание, доброе отношение к окружающим...

Конспект внеурочного воспитательного занятия "Сохрани мир вокруг себя"

laquo;Эту истину знаю отродуИ ее никогда не таю.Кто не любит родную природу.Тот не любит отчизну свою»И. Романова          Экологическое занятие &la...

презентация поиски красивого вокруг себя

Иллюстративный материал для беседы о красоте окружающего мира. Презентация создавалась к уроку "Православной культуры" в 1 классе по УМК Шевченко Л. Л....

Классный час "Спеши творить добро вокруг"

Классный час «Спеши творить добро вокруг» В работе использованы материалы из работ других коллег (из интернета)Цели:Становление нравственно –зрелой личности, воспитание желание ...

Открытая беседа "Сохрани жизнь вокруг себя!"

Цель: Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых семьей, и способы их утилизации.Задачи:-знать, какие виды мусора бывают, как они влияют на природу и челов...