Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
статья (4 класс) по теме

Георгиева Светлана Валерьевна

Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться в нашей стране  в последнее десятилетие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon georgieva_esse.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Позитивные возможности и сложности в преподавании курса

«Основы религиозных культур и светской этики»»

Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". В России церковь всегда являлась важным социальным институтом, играющим в жизни общества далеко не последнюю роль. В наше время православная церковь претендует на все большее место в общественной, да и в политической жизни.

Чем же обусловлено появление школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Безусловно, церковь способна сыграть в жизни России положительную роль. Ведь православие считают способствующим росту духовности, терпимости, достижения общественного согласия. Обратим внимание на несколько иные аспекты образования. Ведь речь идет о воспитании, формировании психики. Конечно, в первую очередь «религиозное воспитательное» воздействие направлено на детей, но даже взрослые подвержены этому влиянию. Причем, не самые худшие из взрослых! Те, кто ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о месте человека в мире, ищут нравственные ориентиры, в значительной мере утраченные за последние два десятилетия. Иначе говоря, люди неравнодушные, стремящиеся стать лучше. Но, возможно, с не слишком развитыми аналитическими способностями. И эти люди попадают под влияние религиозных организаций, лидирующее место среди которых в нашей стране занимает православная церковь. Прежде всего, недопустимо делать акцент на веру в противовес разуму и пониманию. Порой такое случается даже в отношении взрослых. Что уж говорить о воздействии на маленьких детей, еще безоговорочно доверяющих всему, сказанному взрослыми? Среди крупных ученых немало верующих, но в целом религиозное мышление противостоит материалистическому. Прежде всего в том, что материалистическое мышление опирается на разум, на понимание, а значит – на сомнение. Основным препятствием познанию мира в этом случае является недостаточное знание. Но это препятствие весьма объективное и со временем преодолимое. Познание мира делает человека сильнее, и если применительно к материалистическому мышлению можно говорить о вере, то это вера в самого человека, в его собственные силы и возможности. Может ли вера в человека заменяться верой в высшие силы? Многие родители опасаются того, что такое качество, как вера, и будет прежде всего воспитываться на уроках ОРКСЭ. Однако, если в государстве существует церковь, церковные школы и вузы имеют право на существование. Идут в них люди далеко не случайные. Но заведомое влияние на детей недопустимо. Так как наши дети должны быть способны и к осознанному нравственному выбору, способны увидеть альтернативы, вообще развиваться нравственно и интеллектуально. Изучая специфику вопроса, можно предположить, что в системе образования появятся священнослужители, так как именно они всю жизнь занимаются проблемами религии, имеют соответствующее образование и способны отвечать на все вопросы. В школах Москвы ещё не преподаётся этот предмет, но души многих родителей уже наполнились страхами. Первоначально я сама не могла представить себя в качестве преподавателя по данному предмету, но, изучив материалы курса ВСЕ – 60, пришла к выводу, что, действительно, именно учитель начальных классов может и должен преподавать ОРКСЭ. Кто же ещё может так хорошо знать психолого-педагогические особенности младших школьников? Именно учителя начальных классов, имеющие богатый педагогический опыт, способны донести до детских сердец основу курса, не ломая при этом уже имеющееся у ребёнка представление о мире и морали. Да, и родители учеников уже научились к четвёртому классу доверять своему учителю. Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Порой эти добрые качества в них еще слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, учителя должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в каждом человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача учителей - развить в ребенке чуткую совесть и приучить прислушиваться к ее голосу.

     Итак, в образовательной деятельности, связанной с изучением религии, чаще всего употребляются два понятия: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Задача церковной школы состоит в том, чтобы дать детям религиозные знания, которые бы укрепили в них веру, научили их правильно жить, не поддаваться соблазнам окружающего общества и быть честными и убежденными христианами. Именно приходская школа углубляет и расширяет религиозное воспитание, начатое в семье. Это на уроках Закона Божьего дети получают в систематической форме много важных сведений: учат наизусть молитвы, знакомятся со священной историей Ветхого и Нового завета, изучают основы Православной веры, заповеди Божии и содержание церковных богослужений. Дети знакомятся с церковнославянским языком, употребляемым в храме.

А религиоведческое образование стало активно развиваться в нашей стране только в последнее десятилетие, отталкиваясь от своей основы в прошлом – системы атеистического воспитания. Это обусловило наличие ряда подходов к изучению религии разной мировоззренческой направленности. В школьной практике активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода.

В настоящее время в современной российской школе активно развивается духовно-нравственное воспитание на основе нравственных ценностей традиционных российских религий, которое, при своей правильной организации, способно вносить существенный вклад в воспитание гражданского самосознания учащихся и одновременно обогащать гражданское воспитание бесценным духовным опытом народов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...

Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

      Основная педагогическая задача системно – деятельностного   подхода -   создание и организация условий, инициирующих детское действие.    Основной результат – развитие личности ребенка на основе...

Обобщение опыта преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Опыт преподавания " ОРКСЭ" в школе за первый год обучения....

Зачетная работа по ОРКСЭ. Эссе. Тема:"Позитивные возможности и сложности в преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики ". Москва 2012 год.

   В последнее время очень много говорится о необходимости введения в курс начальной школы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  .   Никто не спорит...

Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...