Стыд,вина и наказание
методическая разработка (3 класс) по теме

Ваничкина Татьяна Игоревна

Материал по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stydvinai_izvin.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема конспекта урока: «Стыд, вина и извинение»

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Ваничкина Татьяна Игоревна

Кадетская школа № 1778, Северо-Восточного округа

Москва 2012

Тема: «Стыд, вина и извинение»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, мотивировать осознанное нравственное поведение.

Задачи:

- ознакомить учащихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;

-развивать ответственность за свои поступки, признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложное проявления;

-воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Звучит песня «Улыбка»

-Вспомните, кому вы улыбнулись сегодня? Жизнь от ваших улыбок

стала радостней и добрей.

 Утром улыбнулись родителям, в школе другу

2.Проверка домашнего задания

Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Как оно звучит?

О золотом правиле нравственности

Не делай того, что сам считаешь злом

3.Подготовка к восприятию нового материала

Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства.

- Ребята, внимательно рассмотрите картину.

-Кто является главным героем? 

-Какие чувства испытывает мальчик? 

-Что выражает взгляд матери?

-Что выражает взгляд сестры?

-Как она учится?

-Что можно сказать о младшем брате?

- Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? 

- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

Мальчик

Стыд, вину, огорчение, обиду

грусть

осуждение

хорошо

Едет на трехколесном велосипеде и смотрит ехидным взглядом

серые, тёмные, мрачные

4.Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.

5.Работа над новым материалом

Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

-Ребята, как вы думаете, что такое стыд? 

-Давайте обратимся к словарю

Прослушивание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».

Обсуждение рассказа.

-Почему заплакал Ваня?

-Что он чувствовал?

-Чувствовали вы когда-нибудь стыд?

-Какие поступки вызывают эти чувства?

существует множество причин для переживания чувства стыда.

Работа с текстом учебника. Откроем стр.44-45

 - Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает?

 - Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.

Чтение отрывка обучающимися.

-А как объясняет это слово словарь?

Вина – 1.Проступок, преступление.

 2. Причина, источник чего-либо неприятного.

 - В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?

   - Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? 

-А что такое извинение?

Извинение – основание для оправдания.

-Как нужно правильно просить прощение?

Существует множество причин для переживания чувства стыда.

Но существует и  такое понятие - ложный стыд.

Как вы понимаете это?

С таким проявлением стыда нужно бороться

        

А как можно отвечать на извинения?

ответы учащихся

Стыд чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести

Ему было стыдно

Вину и стыд

Да

Ответы учащихся?

ответы детей

обидел маму, друга, что-то не выполнил

извиниться

Извиняться нужно чаще

Удостовериться ,что человек знает, за что Вы извиняетесь

Не употреблять слово «извиняюсь», а говорить -  «извините»

Я не хотел тебя обидеть

Стыда не должно быть ,когда не понятно на уроке и нужно спросить  учителя

Я тебя прощаю

Не стоит извинения

Хорошо

6.Закрепление основных понятий урока.

Игра «Доскажи словечко»

-Легче на душе

становится, когда тебя ….  

Прощение дает нам свободу от чувства…

Расположите слова по порядку

СТЫД---ВИНА----- РАСКАЯНИЕ--------ИЗВИНЕНИЕ-------ПРОЩЕНИЕ

прощают

вины

7.Домашнее задание.

    1.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .

8.Итог урока

О каких чувствах мы говорили на уроке? 

 -Сейчас подведём итог нашего занятия. Дополните предложения:

-Я знал, что ... .

-Я узнал, что ... .

стыд, вина, извинение, ложный стыд

ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....

Презентация по ОРКСЭ на тему: "Стыд, вина и извинение."

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности...

Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).

Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...

разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"

разработка урока по курсу ОРКСЭ ,  Тема:  "Стыд, вина извинение"...

Презентация к занятию по ОРКСЭ модуль"Светская этика" "Стыд, вина, Извинения

призентация к уроку №21 модуля "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"...


 

Комментарии

Ваничкина Татьяна Игоревна

Очень интересная тема родительского собрания. Про это много приходится говорить. Такая форма, думаю, заинтересует родителей. Обязательно воспользуюсь.