Инновационный проект «Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"..
статья на тему

Сделав вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, предлагается программа факультатива «Наглядная геометрия»,     придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений. Основной методической линией является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование – в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_innovacionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc78 КБ
Office presentation icon innovaciya.ppt148.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

города Борзи Забайкальского края

Инновационный проект

«Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС.

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 43

Балашова Татьяна Евгеньевна

Г.Борзя

2011 год

 Школьный курс геометрии всегда был и остается одной из «проблемных» точек методики преподавания математики. Развитие логики и развитие интуиции, которое наблюдается в геометрии – делает эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развития  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС.

Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия:

 1.Приступает к изучению геометрии в среднем звене, ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается изложение геометрии.

2.Анализ  содержания  учебников  математики  для  начальных  классов  показывает,  что  геометрическому  материалу  отведено всего от 1 до 3,5% учебного содержания, что говорит о высокой 3.проблемности  обучения  геометрии  в  средней школе.. Данная проблема требует обновления математического содержания,

4.Источником изменений являются и новые условия образовательной деятельности - модернизация образования

Цель

развитие пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрии в условиях школьного факультатива «Наглядная геометрия».

Задачи:

  1. Развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление.
  2. Формировать конструктивно-геометрические способности: способности читать графическую информацию и комментировать ее на доступном младшему школьнику языке.
  3. Раскрыть перед младшим школьником его возможности, способствовать получению творческого удовлетворения ребенка любой интеллектуальной направленности.

               Формировать мировоззрение младшего школьника

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-10 лет.

Сроки реализации – 1 – 4 классы.

Форма занятий – факультатив.

Режим занятий – 1 раз в неделю.

Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность:

1.Использование информационно-коммуникативных технологий,  способствующих активизации познавательной деятельности; повышению активности и инициативности;

2.Использование проблемно-диалогической технологии.

3. Использование произведений мастеров изобразительного искусства, графиков,  иллюстрируя те или иные геометрические закономерности; наблюдение, экспериментирование, конструирование;

4. Сочетание теории  и уроков-практикумов.

5. Использование специально подобранных упражнений и заданий, направленных на развитие творческого мышления.

6.Обновление методов и средств обучения, способствующих повышению качества геометрических знаний и умений.

7.Изменение содержания образования, изменение в организации учебного и воспитательного процесса. ( С 2009 года наш класс находится на федеральном уровне по  апробации и внедрению ФГОС нового поколения, что предполагает ведение внеурочной деятельности)

Содержание дополнительной образовательной программы по Наглядной геометрии соответствует современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения:

1.

Принцип деятельности

Включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

2.

Принцип целостного представления о мире

Заключается в деятельностном подходе, в личностном отношении ученика к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3.

Принцип непрерывности.

Преемственность между всеми  ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4.

Принцип минимакса

Учитель предлагает ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5.

Принцип психологической комфортности

Создание на занятии атмосферы, которая расковывает учеников.

6.

Принцип вариативности

Развитие у детей вариативного мышления.

7.

Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности ученика.

Характеристики инновационного опыта

1. Ценности и ценностные ориентации:

 -Межпредметное: включение сведений из истории, географии, общегуманитарных наук.

-Художественное воспитание учащихся, развитие у них изобразительной культуры

Важным периодом для развития образных компонентов мышления является младший школьный возраст. Систематическое изучение геометрии как отдельного предмета начинается с 12 -13 лет. Ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. Поэтому, по мнению многих ученых, педагогов и психологов, уже в начальной школе необходимо начинать изучение этой дисциплины.

     Сделав вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, предлагается программа факультатива «Наглядная геометрия»,     придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений.

В чем же мое нововведение.

В объединении уроков геометрии с основными предметами. Например.

а) При изучении математики в 1 классе одновременно вводятся понятия: цифра 1 и точка, цифра 2 и отрезок, цифра 3 и треугольник и т.д. Сразу понятие – многоугольник.

б) Технология: пластилин напоминает параллепипед, клей – цилиндр.

в) ИЗО: при рисовании дома дети видят сходства с кубом – вводится понятие «куб», труба похожа на параллепипед и т.д.

 Или рисуем только из кругов – узор в круге.

г) Окружающий мир : глобус -шар, ось земли –  диаметр, протыкание спицей, климатические пояса – соседние области, границы областей.

д) Физическая культура: построение в линию, треугольником, в круг.

е) Чтение: отыскивание в тексте знакомых геометрических фигур. «Мчусь как ветер на коньках вдоль лесной опушки. Рукавицы на руках, шапка на макушке». Как катаются на коньках? Покажи ровную прямую,  значит, не отрываем конька ото льда, теперь прокатись  на 1 ноге и получи звезду. А если на 2 ногах – 2 звезды – переносная симметрия.

Основной методической линией является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение в жизни, экспериментирование на реальных объектах, конструирование – в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. Я использую игру – МОЗАИКА ИЗ ОТКРЫТОК.

        Особенности восприятия объектов, усвоение учебного материала требует при изучении геометрии опираться на жизненный опыт ученика, его практическую  деятельность, обязательно включающую осязание. Поэтому предлагаю базовые системы заданий, направленных на развитие умению создавать и оперировать пространственным образом.

    Также использую в качестве дополнительного  пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности занимательные задачи, т.к. среди них много задач чисто учебного назначения, но данных в нестандартной или проблемной форме – например, если отрезать от стола один угол сколько останется. Использую задачи–игры на составление фигур–силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов – игра ТАНГРАМ. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры. Эти задачи-игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Использую особую модель ГЕОКОНТ. Повожу ДЕНЬ ИМЕНИННИКА круга. Прийти в одежде с изображением круга, на чаепитие только выпечку в форме круга. ДНИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ. Говорят не надо изобретать велосипед, а мы изобретали. Колесо из разных спиц с выводом о равенстве радиусов. Почему посуда не треугольная или не квадратная?



Ожидаемые результаты и способы определения их результативности представлены в следующей таблице:



№ п.п.

Ожидаемые результаты

Способ определения их

 результативности



Начало года

Конец года

1.

Развитие у учащихся интуиции, образного и логического мышления

мониторинг

мониторинг

2.

Сформированность конструктивно-геометрических способностей


Мониторинг


Проект

3.

Интерес к факультативу, творческое удовлетворение ребенка.


Анкетирование


Анкетирование



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Класс

Формы  подведения итогов

1 класс

Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива».

Конкурс знатоков.

2 класс

Праздник: «Хвала геометрии».

Геометрический КВН.

Инсценирование геометрических сказок.

Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива».

3 класс

Театрализованная викторина.

Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива».

Геометрический КВН.

4 класс.

Выпуск стенгазеты: «Чему я научился за время посещения факультатива».

Учебно-исследовательская конференция.

Условия реализации изменений

(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Выступление на методическом объединении учителей школы и района.

Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, мультимедийный проектор).

Разработка вариантов тематического планирования.

Тесное взаимодействие с учителями-предметниками по математике среднего звена.

Повышать уровень профессионализма учителя.




Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений




Программа факультатива «Наглядная геометрия» участвовала в региональном конкурсе программ по внеурочной деятельности и стала ее лауреатом.

Эта же программа участвовала во Всероссийском сетевом Конкурс «Профессиональный успех ХХ I века».

Программа размещена на школьном сайте.

Результат изменений

Изучение наглядной геометрии показало, что уровень усвоения знаний учащимися геометрического материала значительно повысился, повысился интерес к математике, наблюдаются значительные продвижения в мышлении. Учащиеся четко проводят логические рассуждения, делают обоснованные выводы, не затрудняются в различении геометрических фигур. Позволило также повысить уровень развития пространственного мышления учащихся, приобрести базу для изучения стереометрии в старших классах, развить творческие способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Развития пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии»

Слайд 2

Источник изменений малый объем изучаемого геометрического материала в начальной школе проблемность обучения в среднем звене модернизация образования разрыв между жизненным и геометрическим опытом

Слайд 3

Цель : развитие пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрии в условиях школьного факультатива «Наглядная геометрия». Задачи: Развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление. Формировать конструктивно-геометрические способности: способности читать графическую информацию и комментировать ее на доступном младшему школьнику языке. Раскрыть перед младшим школьником его возможности, способствовать получению творческого удовлетворения ребенка любой интеллектуальной направленности. Формировать мировоззрение младшего школьника Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-10 лет. Сроки реализации – 1 – 4 классы. Форма занятий – факультатив. Режим занятий – 1 раз в неделю.

Слайд 4

Идея изменений 1.Использование информационно-коммуникативных технологий, способствующих активизации познавательной деятельности; повышению активности и инициативности; формированию информационно-коммуникативной компетенции. 2.Использование проблемно-диалогической технологии. 3.Использование произведений мастеров изобразительного искусства, графиков, иллюстрируя те или иные геометрические закономерности; наблюдение, экспериментирование, конструирование;

Слайд 5

Идея изменений 4. Сочетание теории и уроков-практикумов, связь геометрии с другими предметами. 5. Использование специально подобранных упражнений и заданий, направленных на развитие творческого мышления. 6.Обновление методов и средств обучения, способствующих повышению качества геометрических знаний и умений. 7.Изменение содержания образования, изменение в организации учебного и воспитательного процесса. (С 2009 года наш класс находится на федеральном уровне по апробации и внедрению ФГОС нового поколения, что предполагает ведение внеурочной деятельности)

Слайд 6

Роль геометрии 2.Развитие логики и интуиции 3.Эстетическое развитие 4.Развитие интеллекта 5. Формирование мировоззрения 1. Развитие творческого мышления, повышению качества геометрических знаний и умений, более интенсивному развитию младшего школьника.

Слайд 7

Содержание Принцип деятельности Принцип целостного представления о мире Принцип непрерывности. Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип творчества

Слайд 8

Характеристики инновационного опыта Ценности и ценностные ориентации Межпредметное: включение сведений из истории, географии, общегуманитарных наук. Развитие пространственного мышления как разновидность образного мышления. Художественное воспитание учащихся, развитие у них изобразительной культуры. Организационные формы Факультативные групповые занятия занимательные задачи конкурсы викторины интегрированные уроки Защита проектов на уроке урок-игра урок-путешествие урок-сказка. Средства Наглядность использование компьютерных презентаций проблемных ситуаций учебные задачи схемы ПК УМК ТСО подборки заданий

Слайд 9

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности № п.п Ожидаемые результаты Способ определения их результативности Начало года Конец года 1. Развитие у учащихся интуиции, образного и логического мышления мониторинг мониторинг 2. Сформированность конструктивно-геометрических способностей Мониторинг Проект 3. Интерес к факультативу, творческое удовлетворение ребенка. Анкетирование Анкетирование

Слайд 10

Формы подведения итогов реализации программы Класс Формы подведения итогов 1 класс Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива». Конкурс знатоков. 2 класс Праздник : «Хвала геометрии». Геометрический КВН. Инсценирование геометрических сказок. Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива». 3 класс Театрализованная викторина. Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива». Геометрический КВН. 4 класс Выпуск стенгазеты : «Чему я научился за время посещения факультатива.» Учебно-исследовательская конференция.

Слайд 11

Условия реализации изменений Выступление на методическом объединении учителей школы и района. Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, мультимедийный проектор). Разработка вариантов тематического планирования. Тесное взаимодействие с учителями-предметниками по математике среднего звена. Высокий уровень профессионализма учителя. Экспертное заключение Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Программа факультатива «Наглядная геометрия» участвовала в региональном конкурсе программ по внеурочной деятельности и стала ее лауреатом. Эта же программа отправлена на всероссийский сетевой конкурс «Профессиональный успех ХХ I века». Программа размещена на школьном сайте.

Слайд 12

Результат изменений Использование «Наглядной геометрии» открыло новые возможности развития приемов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственного мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребенка. Высокий уровень математической подготовки, отношение к математике, положительный эмоциональный фон к этому предмету. Легкость и органичность в дальнейшем усвоении геометрического материала.

Слайд 15

Результат изменений Высокая эффективность в использования моделирования, владение чертежными инструментами (угольником, линейкой, циркулем) и могут использовать их для решения задач на построение. Сформирован высокий уровень представлений о геометрических фигурах, умение выделять их признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Слайд 16

Положительное глазами детей: Название факультатива Факультатив «Я-исследователь» Программа «Разговор о правильном питании» Факультатив «Наглядная геометрия» Факультатив «Логика и комбинаторика» Кружок «Веселая кисточка» Исследования интересные, познавательные Нравятся исследования Много узнаю Нравится проводить опыты, дома повторяем, пытается дома повторить то, что делали на уроке Нравится экспериментировать Много интересного Интересно узнать пользу продуктов питания Изучаем этику Много полезного для организма Узнали, как вести себя за столом, правильно питаться Нравится играть Узнаем о пользе и вреде продуктов Знания о витаминах Нравится сервировать стол Заинтересовала тема о фигурах и углах Нравится изучать геометрические фигуры Нравится чертить отрезки, раскрашивать фигуры разными цветами Узнаем , где применяется геометрия в жизни Люблю работать с линейкой Хочется узнать новое Познавательный Нравится разгадывать, размышлять Решать ребусы, головоломки Развиваем логику, мышление Нравится работать с бумагой Делаем украшения Весело Развиваю руки Нравится рисовать Учат мастерить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".

Мои первые наработки при работе по новым стандартам,первые впечатления, размышления....

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

Введение ФГОС нового поколения в практику работы школы

Выступление на педагогическом совете...

«Лучшие практики дистанционной работы логопеда», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование

laquo;Лучшие практики дистанционной работы логопеда».Лексическая тема: «Космос» сопроводительная консультация для родителей к конспекту и видеоуроку.  https://disk.yandex....

Статья. Работа с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью проживающих в стационарных условиях, направленная на восстановление семейных связей в рамках инновационного проекта «Общение без границ»

В настоящее время для воспитанников детского дома особенно актуально их включение в среду сверстников, возможность обрести семью. Решение подобных проблем невозможно без навыков социального взаимодейс...