Анализ результатов введения ФГОС второго поколения в практику работы ОУ средствами УМК «Гармония».
материал по теме

Корниенко Анастасия Владимировна

Выступление на РМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов введения ФГОС второго поколения в практику работы ОУ  средствами УМК «Гармония».

Сегодня начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В течение 2х  лет я работаю по учебно-методическому комплекту «Гармония».

И хоть ФГОС второго поколения еще только вводится в практику, но уже можно анализировать свою работу по новым стандартам.


В учебных пособиях  УМК «Гармония» заложены новые подходы к решению методических проблем. Идёт всестороннее развитие ребёнка: эмоциональные, познавательные интересы, умение общаться, полно выражать свои мысли. В учебниках даны такие методические подходы к организации учебной деятельности, которые создают условия для понимания изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя и ученика, и ребят друг с другом, обеспечивают ситуацию успеха.

Представлю свое мнение на примере предмета русского языка.  «К тайнам нашего языка» автор Соловейчик М.С.

Учебное пособие построено  так, что вызывает большой интерес к изучению языка.

Деятельностный подход УМК «Гармония» к обучению предполагает: 

  • наличие  познавательного мотива и конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование  самоконтроля;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

На уроках дети сами «добывают» знания, отвечая на проблемные вопросы. А затем мы сравниваем свои выводы с сообщениями в учебнике. Проблема ставится на каждом уроке. После определения темы урока детьми, они  уже сами стараются поставить вопросы, на которые им предстоит ответить на уроке.

         А так же для повышения грамотности авторы используют особый способ письма – письмо «с окошками». Такой способ позволяет детям «уйти» от ошибки там, где он не осознаёт наличие опасности, но не может решить орфографическую задачу.

Чтобы заинтересовать ребят авторы комплекта используют такой приём, как использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика иностранца, изучающего русский язык).


В комплекте с учебником я использую тетрадь-задачник, которая позволяет не только совершенствовать отдельные умения школьников, но и закладываются основы их учебной самостоятельности, более экономно расходуется время и силы каждого ученика.


На  уроках большое внимание я уделяют вопросам речевой культуры. Этому посвящены и специальные темы учебника (рубрики «Правильно ставь ударение», «Правильно произноси звуки», «Правильно заменяй звуки»).

Постоянно веду работу с различными видами словарей. В этой работе так же помогает учебник, в который  включены различные виды словарей. Начиная с первого класса в работе, активно используется такие словари как: орфографический («Как правильно писать?»), толковый («Что значит слово?»), орфоэпический («Как правильно говорить?»). В 3-м классах появляется грамматический словарь: «Словарь трудностей», « Какого рода и числа слова? Как правильно изменить слово?» Орфографический словарь использую не только как справочник, но и как пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого создаю различные лексические, грамматические, орфографические упражнения. Выполняя их, ученики думают над теми или иными вопросами языка и речи и одновременно запоминают написание конкретных слов.  Таким образом, расширяется круг словарей, что положительно влияет на грамотность детей.


Так же работаем над сочинениями, создаем тексты разных жанрах: записки, загадки, кулинарные рецепты, дневниковые записи, этюды, инструкций и т. д.


На уроках русского языка дети чувствуют себя раскрепощёнными, не бояться высказываться и при этом ошибаться. Они знают, что в ходе рассуждения придём к правильному решению обсуждаемого вопроса.


На уроках  
«математики» провожу работу, направленную на формирование у школьников приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, в этом так же помогает учебник и тетрадь на печатной основе.

В учебнике представлены задания различных видов:

  • детям предлагаются варианты ответов, необходимо выбрать верный;
  • высказываются различные точки зрения,
  • комментируются способы математических действий,
  • анализируются ошибки, и другие.

На протяжении всех четырёх лет обучения, вместе с ребятами учатся их помощники Маша и Миша. Диалоги между Машей и Мишей помогают не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым не контролирующую позицию, а помогающего детям и сотрудничающего с ними. Если в первом классе дети старались сразу посмотреть на рассуждения героев и затем доказывать, правы они или нет, то теперь сами ищут ответ в дискуссии, а потом проверяют свою точку зрения. Работая таким способом, у ребят формируются приёмы умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения.


Для отработки вычислительных навыков подспорьем являются печатные тетради, в которых дан дополнительный материал к каждой теме. Много даётся заданий для развития логического мышления, как в тетради, так и в учебнике.


Привлекают ребят такие задания, в которых, не делая вычислений надо найти верное решение.

За время обучения ребята научились «добывать» знания, спорить, доказывать, прислушиваться к мнению друг друга.


На уроках
 литературного чтения  свою работу направляю на формирование правильной читательской деятельности. Перед началом чтения произведения в учебнике продумана работа над трудночитаемыми словами (чтение по слогам – чтение целыми словами).
Работу направляю на чтение, осмысление читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое.

На уроках развиваю эмоциональную сферу. Этому служат задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, поведению персонажей.

Так же использую различные формы драматизации, которая в учебнике направляется специальными заданиями (постановка «живых картин», чтение по ролям, развёрнутая драматизация, использование пантомимы и мимики и т. д.).
Детям на уроке нравится быть режиссерами, художниками. Вместе продумываем декорации, костюмы персонажей, обговариваем текст и разыгрываем произведения на уроках.

Ребята сами пытаются писать произведению, на основе печатной тетради. Дети творчески подходят к такой работе. Уроки проходят на высоком эмоциональном уровне.


На каждом уроке работаем над речью учащихся.
Данный курс литературного чтения направлен на формирование мировоззрения детей. Этому способствует систематизация собранных произведений по темам, характер вопросов и заданий, которые предлагаются после текстов.


На уроках развиваю творческие способности учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (словесному, графическому), выразительному чтению (подчеркни те слова, которые нужно выделить голосом, чтобы прочитать выразительно; выбери верный вариант расставленных пауз в стихотворении, устно обоснуй свой ответ), творческому пересказу, сочинению небольших высказываний и т. д.

Например, после чтения произведения о звёздах предложила детям поразмышлять на тему «На что похожи звёзды». Вот один отрывок.

На что похожи звёзды.
«Вечером, глядя в окно, я люблю смотреть на звёздное небо. Иногда мне кажется, что звёзды это высоко летящие шарики, которые вылетели из рук людей. А ещё мне кажется, что небо это поляна, а звёзды ночные цветочки, которые распускаются только ночью».
«Однажды, в летнюю ночь, я наблюдал за звёздами. Их было так много, как будто миллион разноцветных светлячков».
«Один раз, когда мы встречали Новый год, я на ночном небе увидел необыкновенное чудо. На небе прыгали и резвились овечки, а рядом с ними ходил важно котёнок. Значит, звёзды бывают разные. Если внимательно посмотреть на звёздное небо, то можно увидеть разных животных».


Такой комплексный подход формирует у ребёнка способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров.

Итак,  УМК «Гармония» - это гармонично развивающее обучение школьников. И при своем анализе результатов введения ФГОС второго поколения в практическую работу по средствам УМК «Гармония», могу с уверенностью сказать, что мой ученик будет соответствовать портрету выпускника начальной школы.

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение ФГОС второго поколения

Материалы для диагностики сформированности УУД....

Особенности введения ФГОС второго поколения

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессио...

Использование проектной деятельности с введением ФГОС второго поколения

Цель  работы – изучить теоретические основы проектной деятельности, теоретические основы проектных задач  в условиях ФГОС нового поколения и опробовать  данную методику в работе  с...

Введение ФГОС нового поколения в практику работы школы

Выступление на педагогическом совете...

Организация внеурочной деятельности на основе краеведческого материала при введении ФГОС второго поколения

Материал представляет собой авторскую рабочую программу организации внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, ориетированную на среднее звено школы. Программа включает в себя подробн...