Рабочие программы 3 класс "Школа России"
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочие программы для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_3_kl_.docx76.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Чернянка»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Дронова В.И.

Протокол №__ от «__»__________ 2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №3п. Чернянка Белгородской области ______________

Старосельская О.А.

«__»__________ 2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №3 п. Чернянка Белгородской области ______________ Чуб М.В.

Пр. №______            от

«__»__________ 2011г.

Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

учителя начальных классов

 Лошаковой Татьяны Александровны

3-б класс

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

     Рабочая программа к учебному курсу Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» разботана для обучения в 3-б классе МОУ СОШ №3 п. Чернянка на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, авторской программы общеобразовательных учреждений по литературному чтению для 3 класса Л. Ф. Климановой (М.: Просвещение, 2008) к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекта, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год.

         Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического   отношения к искусству слова;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым   умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений   вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

• воспитание  интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов учебного времени (вместо 102ч по авторской программе), т.к. в соответствие с уставом школы продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель и учебный план школы отводит на изучение предмета 3 часа в неделю.  

Количество часов по разделам следующее:

«Самое великое чудо на свете» - 2ч ,

УНТ – 7ч,

«Поэтическая тетрадь 1» – 6ч,

« Великие русские писатели» - 18ч,

«Поэтическая тетрадь 2» – 6ч,

«Литературные сказки» - 7ч,

«Были и небылицы» - 5ч,

«Поэтическая тетрадь 1» – 3ч,

«Люби живое» - 14ч,

«Поэтическая тетрадь 2» – 5ч,

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» - 15ч,

«По страницам детских журналов  «Мурзилка», и «Веселые картинки» - 5ч

 « Зарубежная литература » -12ч

    В состав УМК входит учебники Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Родная речь» (часть 1 и 2), М: Просвещение, 2007 год,  утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МОУ СОШ №3 п. Чернянка.

В течение учебного года планируется проведение 8 итоговых контрольных уроков, на которых будет проводиться проверка формирования читательских умений у учащихся и  проверка техники чтения. Итоговый контроль по проверке техники чтения проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста после проверки задаются вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами.

 На каждом уроке проходит текущий контроль   в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текстов, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть, описание героя или события, ответы на вопросы; а также самостоятельная работа с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» «выбери автора произведения» и др.

Тематический контроль проводится после изучения каждой темы, как в устной (урок – обобщения по теме), так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде письменных  тестовых заданий, построенных  с учетом изученной темы по предмету.

Проверке и оцениванию подлежат следующие учебные компетенции: навык чтения; начитанность; умение работать с книгой; навыки и умения собственно читательской деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

         знать/понимать

•       названия, основное содержание изученных  литературных произведений, их авторов;

         уметь

•       читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

•       пересказывать текст;

•       делить текст на смысловые части, составлять его простой  план;

•       составлять небольшое монологическое высказывание с опорой  на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

•       читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

•       создавать небольшой устный текст на заданную тему;

•       приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

•        различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать  сказки народные и литературные;

•       различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация,  аннотация);

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    

         повседневной жизни  для:

•       самостоятельного чтения книг;

•       высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

•       самостоятельного выбора и определения содержания книги по  ее элементам;

•       работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).    

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения для учащихся 3 «б»  класса на 2011/2012 учебный год

№ п/п

Наименование  раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

1 четверть (27ч)

1

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси

1

Ученики должны:

 - познакомиться с новыми учебниками и условными обозначениями в них;

- узнать о древних рукописных книгах;

2

Первопечатник Иван Федоров

Вн.чт.  Летописи и летописцы

1

 - узнать   о первопечатнике Иване Федорове

3

Устное народное творчество

Русские народные  песни.

 Вн.чт. Докучные сказки

1

-уметь различать малые жанры фольклора

4

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

-знать и различать малые жанры фольклора, приводить примеры различных жанров;

5

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Вн.чт. Русские народные бытовые сказки

1

- подробный пересказ сказки

6

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Вн.чт. Устное народное творчество русского народа

1

- учиться составлять план к произведению

7

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

1

 - составлять выборочный пересказ по плану

8

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Вн.чт. Былины

1

- уметь передавать содержание произведения;

9

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Вн.чт. Русские волшебные сказки

1

- составлять рассказ-импровизация,

- различение жанров литературных произведений

10

Поэтическая тетрадь 1

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

1

-знать русских поэтов и их произведения

11

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

Вн.чт. Стихи русских поэтов о природе

1

- уметь находить средства выразительности речи в стихах;

- знать стихи русских классиков о природе

12

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Вн.чт. Стихи С. Дрожжина

1

- логические ударения в стихах, ритм, певучесть

13

 И. С. Никитин «Утро», «Встреча зимы»

1

- уметь устно рисовать картины природы на основе стихотворений

14

И. З. Суриков «Детство», «Зима»

Вн.чт. Современные поэты  - о природе

1

- уметь интонацией передавать настроение, выделять главную мысль; читать стихи наизусть;

15

Урок – путешествие в Литературную страну. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Вн.чт. Стихи о природе

1

-знать русских поэтов и их произведения читать наизусть

16

Великие русские писатели

А.Пушкин ««За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»

18ч

1

- уметь выразительно читать стихотворения;

17

А. Пушкин  «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро»

Вн.чт. Стихи А. Пушкина

1

уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

18

А. Пушкин   «Зимний вечер»

Вн.чт. Сказки Пушкина

1

- уметь анализировать художественные средства выразительности языка

19

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

- делить текст на части,

20

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Вн.чт. Басни

1

- составлять краткий пересказ частей сказки (под руководством учителя)

21

Контроль техники чтения

Вн.чт. Притчи

1

-проверка сформированности навыков чтения

22

И. Крылов  «Мартышка и очки», « Зеркало и обезьяна»

1

- уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

23

И. Крыло в  «Ворона и Лисица»

Вн.чт. Басни И.Крылова

1

- уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам

24

М. Ю. Лермонтов  «Горные вершины…»

Вн.чт.  Стихи М. Ю. Лермонтова.

1

- уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

25

М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

1

уметь выразительно читать произведения;

26

М. Ю. Лермонтов. «Утес» , «Осень»

Вн.чт. Л. Н. Толстой

1

-уметь анализировать художественные средства выразительности языка

27

Контрольная работа за 1 четверть

1

-контроль формирования  УУД

2 четверть (21ч)

1

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

уметь составлять план;

2

Л. Н. Толстой «Акула».  

Вн. чт. Л. Н. Толстой.  Рассказы о детях

1

делить текст на части, составлять краткий пересказ частей

3

Л. Н. Толстой  «Прыжок»

Вн.чт. Рассказы  Б. С. Житкова о животных

1

делить текст на части, составлять план рассказа

4

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»  

1

делить текст на части, составлять план рассказа

5

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Вн. чт. По страницам детских энциклопедий

1

Сопоставлять тексты художественные и научных статей

6

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели)

Вн. чт. А. Толстой « Золотой ключик или Приключения Буратино»

1

- знать произведения классиков

7

Поэтическая тетрадь 2

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

1

уметь выразительно читать стихотворения,

8

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Вн.чт. Русские поэты о природе

1

- уметь пересказывать по плану

9

Контроль техники чтения

1

проверка сформированности навыков чтения

10

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

И. А. Бунин. «Детство»

Вн.чт. Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк.

1

уметь анализировать художественные средства выразительности языка

11

И. А. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

1

- знать произведения классиков

12

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Вн.чт. Стихи местных поэтов о природе

1

- знать наизусть стихотворений русских поэтов

13

Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»

Вн.чт. «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»

1

-уметь составлять картинный план;

- уметь читать по ролям;

14

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

-делить текст на части, составлять план рассказа;

15

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Вн.чт.  В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

- аннотирование произведений

16

В. Гаршин. «Лягушка  - путешественница»

Вн. чт. Сказки русских писателей

1

-делить текст на части, составлять план рассказа;

17

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

1

-делить текст на части, составлять план рассказа;

18

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

Вн. чт. В. Даль «Девочка – снегурочка»

1

знать литературные сказки, авторов

19

Контрольная работа за 2 четверть

1

Проверка техники чтения, сформированности УУД

20

Были и небылицы

М.Горький. «Случай с Евсейкой»

Вн. чт.  С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

уметь объяснять переносное значение слов и словосочетаний;

21

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Вн.чт. Н. Д. Телешов «Крупеничка»

1

уметь составлять характеристику героев; краткий пересказ текста произведения

3 четверть (30ч)

1

А. Куприн. «Слон»

1

- уметь делить текст на части, составлять план к произведению

2

А. Куприн. «Слон»

Вн.чт. «Белый пудель»

1

-работать над средствами выразительности речи

3

Урок – путешествие по «Былям – небылицам»

 Вн. чт. А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»

1

-научиться видеть в произведениях быль, небылицу

4

Поэтическая тетрадь 1

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?...»,  «Воробей», «Слон»

1

- научиться видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения;

5

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Вн.чт. Стихи А. Блока

1

- знать поэтов, писавших о русской природе;

6

С. А. Есенин. «Черемуха»

Вн. чт. Стихи С. Есенина

1

- научиться видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения;

7

Люби живое

М. Пришвин. Моя Родина

14ч

1

- уметь выразительно читать прозаические произведения

8

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина

1

- уметь осмысленно и выразительно читать

9

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»

Вн.чт.  Сказки-несказки Э. Шима

1

- знать писателей – натуралистов, особенности  их произведений

10

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

1

- уметь читать по ролям

11

В. Бианки. «Мышонок Пик»

Вн.чт. А. Н. Толстой «Сорочьи сказки»

1

-уметь в сказках – несказках находить реальность и выдумку

12

В. Бианки. «Мышонок Пик»

Вн.чт. Сказки К. Г. Паустовского

1

-уметь подтверждать свое мнение выдержками из текста;

13

Контроль техники чтения

1

- проверка сформированности навыков чтения

14

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Вн.чт. А.П. Гайдар «Горячий камень»

1

- делить текст на части, составлять творческий пересказ

15

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Вн.чт.  Рассказы о питомцах зоопарка и цирка

1

- уметь сравнивать и сопоставлять произведения разных писателей

16

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

- уметь подробно излагать прочитанное;

17

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

Вн. чт. В. Чаплина «Питомцы зоопарка»

1

- уметь составлять характеристики героев

18

В. П. Астафьев «Капалуха»

Вн.чт. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

1

- знать произведения о детях и для детей советских писателей;

19

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

- уметь аннотировать детские произведения

20

 Вн.чт. Урок–конференция «Земля – наш дом родной»

Обобщающий урок по разделу «Люби живое»

1

- познакомиться с произведениями о дружбе;

21

Поэтическая тетрадь №2

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Вн.чт. Стихи С. Маршака

1

- знать  произведения советских  поэтов

22

А. Барто «Разлука», «В театре»

1

- выразительно читать поэтические произведения

23

С. В. Михалков «Если»

Вн.чт. Советские поэты для детей

1

- уметь анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений, выразительно читать;

24

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Вн.чт. И. Токмакова «Аля, Кляксич и другие»

1

-учиться составлять аннотацию к произведению

25

 «Крестики – нолики» обобщающий урок  по  разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

- уметь анализировать произведения, внимательно относиться к окружающим

26

Контрольная работа за 3 четверть

1

- контроль формирования  УУД

27

Собирай по ягодке

- наберешь кузовок 

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь     кузовок»  

Вн.чт. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»                                               

15ч

1

- уметь составлять рассказ о герое;

- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

28

А. П. Платонов «Цветок на земле»

Вн.чт. Рассказы В. Осеевой

1

- уметь делить текст на части, составлять план,

29

А. П. Платонов «Еще мама»

1

- составлять план рассказа

30

А. П. Платонов «Еще мама»

Вн.чт. Произведения  Ю. Сотника

1

- находить главную мысль произведения,

4 четверть (27ч)

1

М. Зощенко «Золотые слова»

Вн.чт. Рассказы М. Зощенко

1

- давать характеристику героям произведения,  составлять выборочный пересказ произведения

2

М. Зощенко «Золотые слова»

1

-составлять краткий пересказ текста

3

М. Зощенко «Великие

путешественники»

Вн.чт. Рассказы о детях современных писателей

1

- уметь анализировать произведение

4

М. Зощенко «Великие

путешественники»

Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал

1

- уметь составлять краткий пересказ произведения

5

Н. Носов «Федина задача»

1

-уметь фантазировать;

6

Н. Носов «Телефон»

Вн.чт. Юмористические рассказы Н.Н. Носова

1

- уметь выразительно читать по ролям;

7

Н. Носов «Телефон»

Вн.чт. Повести  Н.Н. Носова

1

- уметь отвечать на вопросы по прочитанному материалу;

8

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

- уметь выразительно и бегло читать, анализировать поступки героев;

9

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Вн.чт. Юмористические рассказы о школе

1

- уметь выразительно и бегло читать,

10

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

Вн.чт. По страницам детских журналов

1

уметь задавать вопросы к тексту;

- уметь читать по ролям;

- знать современные детские журналы;

11

По страницам детских

Журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. Ермолаев «Проговорился»,

1

- уметь интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворений;

12

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

Вн.чт. В.Медведев "Баранкин, будь человеком!”

1

- уметь находить в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова;

13

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются

 легенды»

Вн.чт. Стихи Г. Остера и Р. Сефа

1

- уметь находить главную мысль в произведении;

выразительное чтение произведений

14

Р. Сеф «Веселые стихи»

1

-нахождение главной мысли в произведениях

15

 Обобщающий урок (библиотечный) «По страницам детских  журналов»

Вн.чт. Современные детские поэты, их творчество

1

-выразительное чтение произведений;

- различные детские журналы и их специфику;

16

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции

«Рождение героя»

Вн.чт. Предания славян

12ч

1

-уметь анализировать поступки героев;

17

«Храбрый Персей»

1

-уметь анализировать произведения;

18

«Храбрый Персей»

Вн.чт. Мифы, легенды, предания

1

-уметь находить главную мысль в произведении

19

Контроль техники чтения

1

-проверка сформированности навыков чтения

20

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Вн.чт. Сказки Г. Андерсена

1

-делить текст на части, составлять план к сказке;

-знать произведения писателей зарубеж. стран;

21

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

1

-анализировать поступки героев, давать им характеристику;

22

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г. Х. Андерсена

1

- придумать творческое продолжение произведения;

- аннотирование сказочных произведений;

23

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

1

- составлять краткий пересказ сказки

24

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

Вн.чт. Э. Распе «Приключения Мюнхаузена»

1

-анализировать поступки героев, давать им характеристику;

- составлять краткий пересказ сказки

25

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная

литература»

1

- уметь находить главную мысль сказки, формулировать её;

26

Контрольный урок за 4 четверть

1

- контроль за формированием УУД

27

Летнее чтение. Урок-викторина по изученным произведениям

1

- самоконтроль, само- и взаимокоррекция  УУД

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ (105ч)

Самое великое чудо на свете (2ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров

Устное народное творчество (7ч.)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк».

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Страницы русской классики (38ч.)

Поэтические тетради.

  1. Ф.И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая..»; «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка..»; «Зреет рожь..»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).
  2. И.С.Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно..»;  «Встреча зимы»); И.З.Суриков («Детство»; «Зима»);
  3. Н.А.Некрасов («Славная осень!»; «Не ветер бушует над бором..»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К.Д.Бальмонт («Золотое слово»); И.А.Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «Густой зеленый ельник у дороги»).
  4. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка..»; «Воробей»; «Слон»_; А.А.Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С.А.Есенин («Черемуха»)
  5. С.Я.Маршак («В лесу над росистой поляной»; «Гроза днем»); А.Л.Барто («Разлука»; «В театре»); С.В.Михалков ( «Если..»;  Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало..»; «В тот год осенняя погода..»; «За весной, красной природы…»; «Опрятней модного паркета..»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане..»); И.А.Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; « На севере диком…»; «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство»); А.И.Куприн («Слон»).

Литературные сказки (7ч.)

 В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка- путешественница);

Д.Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

Любимые детские писатели (39ч.)

Были - небылицы.

М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); В.П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться..») С.Я.Маршак («Двенадцать месяцев»).

Люби живое.

М.М.Пришвин («Моя Родина»); И.С.Соколов - Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров («Наша Жучка»).

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

Б.В. Шергин («Собирай по ягодке..»); А.П.Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В.Г.Распутин («Мама куда- то ушла»); Н.Н.Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Ю.И.Ермолаев («Проговорился» «Воспитатели»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (12ч.)

Мифы и легенды древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).

Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

Среди произведений классиков русской и современной литературы  учитель выбирает  прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации,  не менее 8—10 произведений для заучивания наизусть по  рекомендации учителя  или  по выбору  самого  ученика.

Формы и средства контроля

Виды проверочных и контрольных заданий:

- комплексные разноуровневые работы;

- литературные викторины, диктанты;

- тесты по изученным темам;

- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча;

- итоговые контрольные работы по проверке начитанности и читательских умений.

(Тексты работ прилагаются)

Контрольно-измерительные материалы

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тексты, литературные диктанты, тексты для проверки навыка чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана-Граф, 2006
  2. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/ Сост. С. В. Кутявина. – М.: Вако, 2010

3.«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября» (электронная версия)

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

  Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь» 3 класс (в двух частях)

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Журнал «Начальная школа» №9 2004г

Авторская  программа начального образования по литературному чтению.

Литературное чтение  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М: Просвещение, 2008

Комплект таблиц «Литературное чтение 3 класс»

        (16 таблиц)

   1. На острове Буяне (фольклор)

  1. Какие бывают загадки
  2. Пословицы
  3. Сказки  народные и литературные
  4. Иван Андреевич Крылов
  5. Александр Сергеевич Пушкин
  6. Иван Сергеевич Тургенев
  7. Стихи русских поэтов о родной природе
  8. Лев Николаевич Толстой
  9.  Стихи о Родине
  10. Читаем о братьях наших меньших
  11.  Читаем о детях и для детей
  12.  Зарубежные сказки
  13. Книги о животных
  14.  Писатели – детям
  15. По страницам любимых книг

 

  Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

 Портреты поэтов и писателей

  Писатели в начальной школе. Выпуск 1

Приложение                                          

Контрольные работы по чтению

 Контрольная работа по сформированности читательских умений за 1 четверть

Жёлтый, белый, лиловый

Был такой хороший весенний день, что даже навозному жуку захотелось приподнять свои пыльные крылья и полетать, посмотреть, есть ли что-нибудь на свете лучше родной широкой, залитой солнцем дороги. И, увидев попрыгунью-кобылку, он спросил, где она живёт.

– На весёлом жёлтом лугу, – сказала кобылка. – Там цветут свербига, одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки. Знаешь, как это бывает, когда глядишь в воду?

– Я прилечу к тебе и посмотрю, – сказал навозный жук. И он стал собираться. Но по привычке всё копался и копался.

И прокопался очень долго. А когда полетел, не нашёл жёлтого луга. И при встрече пожаловался кобылке.

– Ах, – сказала кобылка, – да ведь луг-то теперь не жёлтый, а белый! Там цветут купырь, ромашка, дрёма и подмаренник. Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними – и точно облако вокруг тебя. А как пахнет!

– Я прилечу к тебе и понюхаю, – сказал навозный жук. И он стал собираться. Но по привычке всё копался и копался.

И прокопался очень долго. А когда полетел, не нашёл белого луга. И при встрече пожаловался кобылке.

– Ах, – сказала кобылка, – да ведь луг-то теперь не белый, а лиловый! Там цветут колокольчики и короставник, полевая герань и мышиный    горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!

- Качайся на здоровье! – сказал навозный жук. – А я больше туда не полечу. Уж не расцветут ли там завтра чёрные цветы? Нет, я предпочитаю свою родную дорогу. Навоз – всегда навоз, и пыль – всегда пыль. А серый цвет для глаз всего приятнее.

(257 слов)

Н.М. Павлова

Вопросы и задания к тексту «Желтый, белый, лиловый»

1. В какое время года происходит начало событий, описанных в тексте?

а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.

2. Где, в каком месте происходит начало событий, описанных в тексте?

а) На дороге; б) в лесу; в) в поле; г) на лугу.

3. Определи действующих лиц произведения.

а) Навозный жук; б) свербига; в) попрыгунья-кобылка; г) мышиный горошек.

4. Выпиши образные выражения, помогающие ярко представить  себе место жительства навозного жука.

5. С какой целью навозному жуку захотелось приподнять свои пыльные крылья? Ответ выпиши из текста.

6. Почему кобылка назвала свой луг весёлым жёлтым? (Ответ – 2–3 предложения.)

7. Впиши в таблицу названия  распустившихся на лугу цветов.

Луг  

                          Названия цветов

Жёлтый

Белый

Лиловый

8. Определи, сколько раз летал навозный жук на луг.

а) 1 раз; б) 2 раза; в) 3 раза; г) 4 раза.

9. Почему жук не нашёл жёлтого и белого луга? (Ответ – 2–3 предложения.)

10. Какое значение вкладывает автор в    слово копался?

а) Рылся в чём-то рыхлом, сыпучем;

б) занимался кропотливым делом;

в) собирался очень медленно;

г) перебирал ненужные предметы.

11. Восстанови с помощью цифр  деформированный план прочитанного текста.

а) «Серый цвет для глаз всего приятнее»;

б) навозному жуку захотелось увидеть  другой мир;

в) расхваливание кобылкой лилового луга;

г) намерение жука посмотреть жёлтый луг попрыгуньи;

д) обещание навозника понюхать подмаренник на белом лугу.

12. Кто из персонажей тебе симпатичнее и чем? (Ответ – 2–3 предложения)

2 четверть

Белые фонарики

Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ты с ребятами любовался подснежниками. И совсем другие в лесу цветы.

Весной цвели синий подснежник, розово-синяя медуница, пурпурно - лиловая хохлатка, жёлтый чистяк. Летом почти все цветы в лесу белого цвета. И земляника цветёт белым, и кислица, и грушанка, и майник.

Почему же переменились краски в лесу?

Цвета живут в нижнем этаже леса. Над ними кустарники. Ещё выше – один или два этажа деревьев. Их тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живёт внизу.

Все цветы ранней весны – подснежник, хохлатка, сон-трава, медуница – не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше лесной свежестью.

Запах – это хитрость цветка, приманка для насекомых. Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. Те цветы, которые они опылили, дадут семена. Но зачем хитрить подснежнику? Он цветёт первым, у него нет соперников, он и так в почете у пчёл и шмелей.

Зачем запах хохлатке? Её легко разыскать глазами. В апреле лес ещё прозрачный, он ещё не оделся листвой, и в нижнем этаже леса светло.

Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зелёные ставни, сумрачно стало внизу. Теперь насекомому уже трудно различить синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать, должен манить.

И ландыш – цветок лесного мая – манит. Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату. Но ландыш ещё и сверкает. Словно белые фонарики, светятся в чаще его цветы.

Не случайно природа их сделала белыми. Белый – единственный цвет, который можно различить в темноте.

Ландышем кончается светлая лесная весна, наступает лесное тенистое лето – время белых цветов.

H.A. Надеждина

(261 слово)

Вопросы и задания к тексту

1. О каких растениях рассказывает автор в тексте?

а) О лесных;

б) о полевых;

в) о садовых;

г) о луговых.

2. На какие группы можно разделить   растения леса? Заполни таблицу названиями групп растений, указанных в  тексте.

Этажи леса

Названия групп растений

   

4-й этаж

3-й этаж

2-й этаж

1-й этаж

3. По какому принципу располагаются  растения по этажам?

а) По цвету;

б) по запаху;

в) по росту;

г) по красоте.

4. О цветах каких времён года идёт речь  в тексте?

а) Зимних;

б) весенних;

в) летних;

г) осенних.

5. Зачем растениям нужно привлекать к своим цветкам насекомых? Выпиши ответ из текста.

6. Что помогает насекомым легко отыскивать цветы в апреле?

7. Почему не нужен запах цветам апреля? Запиши ответ двумя-тремя предложениями.

8. Почему в мае насекомым трудно различить синее или лиловое пятнышко? Ответь словами текста.

9. Напиши, какую приманку для насекомых придумал ландыш.

10. Напиши, как автор называет цветы   ландышей. Объясни, почему он их так называет.

11. Определи: о чём в основном этот  текст?

а) Об этажах леса;

б) о весенних месяцах;

в) о приманке цветами насекомых;

г) о тенистом лете – времени белых цветов.

3 четверть

3 класс

Почему зяблик — зяблик?

Давно я дознавался: почему зябликов зябликами зовут? Ну, славка- черноголовка — понятно: у самчика беретик чёрный на голове. Зарянка — тоже ясно: поет всегда на заре и нагрудничек у неё цвета зари. Овсянка — тоже: на дорогах всю зиму овес подбирает.

А вот почему зяблик — зяблик? Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают, как только снег сойдет, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть. И всё-таки назвали вот зяблика зябликом!

Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.

Шёл я по лесной тропинке, слышу — зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат — будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: «Вит-ти-ти-ти, ви-чу!» Даже хвостик трясётся!

И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тп-р-р-рю!» Будто у него от холода «зуб на зуб» не попадает, этаким дрожащим голоском: «Тр-рю-ю!»

Кто такого увидит, сразу подумает: «Ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже и нахохлился, задрожал!» Так вот почему зяблик стал зябликом!

У всех у них такая повадка: солнце за тучу — зяблики за своё «трю». И ведь не от холода: зимой-то и похолоднее бывает.

Разные на этот счёт есть догадки. Кто говорит — у гнезда беспокоится, кто — перед дождём так кричит. А, по-моему, недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поётся! Вот он и брюзжит.

Впрочем, может, и я ошибаюсь. Разузнайте-ка лучше сами. Не всё же вам готовенькое в рот класть!

Н. Сладков

(251 слово)

Прочитай текст «Почему зяблик – зяблик?» Н. Сладкова. Выполни задания.

1. Определи названия птиц, упоминаемых в тексте.

А) Синица; Б) зяблик; В) славка-черноголовка;  Г) снегирь; Д) зарянка; Е) овсянка.

2. Назови главных персонажей произведения.

А) Зарянка; Б) зяблик;

В) автор-рассказчик; Г) славка-черноголовка.

3. На какой вопрос захотел получить ответ автор - рассказчик? Выпиши ответ из текста.

4. Дополни опорные слова сведениями о зяблике, содержащимися в тексте.

А) ...прилетают; Б) ...часто задерживаются;

В) кое-где и зимуют, ... .

5. В какое время года разгадал загадку Н. Сладков?

А) Весной; Б) летом; В) осенью; Г) зимой.

6. Восстанови последовательность характеристики пения зяблика в тексте.

А) Гремит; Б) произносит; В) поёт; Г) брызжет.

7. Выпиши образные выражения (2), характеризующие пение зяблика.

8. Объясни значение фразеологизма ( устойчивого по составу выражения)

зуб на зуб не попадает.

9. С какой повадкой зяблика ты познакомился? Выпиши ответ из текста.

10. Какое объяснение брюзжанию зяблика выбрал  автор?

11. Какое объяснение брюзжанию зяблика дашь ты?

12. Напиши происхождение названия одной из птиц. Если затрудняешься, обратись к справочной   литературе.

Контрольные работы  по проверки техники чтения  3 класс

Под ёлкой (1 четверть)

Расскажу, как это было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя.

 Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.

 Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке...

 И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал, шептал в ушко...

 Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.

(129 слов)

(По М. Пришвину)

Вопросы и задания

1. Как автор описывает лес, ожидающий дождь?

2. Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?

3. Составь план этого рассказа и запиши его.

4. Пофантазируй: если бы ты оказался в таком шалашике, о чём тебе хорошо думалось бы под елью?

Щелкунчик (2 четверть)

Мари не отходила от стола с подарками.

 – Ах! – воскликнула, наконец, Мари. – Для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой ёлкой?

 – Он, – отвечает отец, – будет усердно трудиться для всех нас: его дело – аккуратно разгрызать твёрдые орехи.

 С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все – и Мари тоже – поняли, что нарядный человечек вёл свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:

 – Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришёлся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нём и береги его.

(130 слов)

(Э. Гофман)

Вопросы и задания

1. Какой сюрприз преподнёс отец своей малышке Мари?

2. Какую работу выполнял деревянный человечек для всей семьи?

3. Что это за род человечков Щелкунчиков? Расскажи.

4. Составь план текста.

Лесное эхо (3 четверть)

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

 Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.

 Как сейчас помню я этот день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь.

 А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.

 Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.

 – Погляди-ка, Юра, как красиво, – сказала мама, выходя из-под веток.

 Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

 – Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!

 – Ты лучше по земле бегай, – засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику... От земли шёл лёгкий пар.

 – Ау! Ау! – кричал я.

 «Ау! Ау!» – отозвалось из лесной дали.

 – Не бойся, это эхо! – сказала мама.

 С мамой мне хорошо и спокойно.

(194 слова)

(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?

2. Когда возникла радуга и как она выглядела?

3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?

4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?

5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?

Весёлая кукушка (4 четверть)

Мама Гуннара и Гуниллы вздохнула.

 – Мама, который час? – с этим вопросом дети обращались к матери и отцу через каждый час.

 Папа тоже устал выполнять беспрестанные просьбы детей, даже он!

 – Я думаю, – решил он, – купить детям собственные часы.

 И завтра же.

 Часы папа принёс и тут же повесил на стенку. И рассказал, что вот такие часы с кукушкой делают в Швейцарии.

 «Удивительный подарок», – подумали Гуннар и Гунилла.

 Когда стрелки часов пробили десять, выскочила кукушка и пропела десять раз.

 – Как ты думаешь, откуда она знает, сколько раз ей надо прокуковать? – поинтересовалась Гунилла.

 – Ясное дело, отчего. Это механизм работает.

 Но тут случилось самое настоящее чудо. Окошечко распахнулось, и оттуда выскочила маленькая деревянная кукушка.

 – Я хорошо знаю математику, поэтому я умею хорошо считать, – проговорила кукушка.

 – Она... она умеет считать, – прошептал Гуннар.

 – Ясное дело, я умею и говорить, – прокуковала кукушка. Она слетела вниз и уселась на спинку кровати.

 – А разве ты не приделана к часам? – спросили дети.

– Конечно, нет. Это только так люди думают. Только маме не следует говорить. Это тайна, которую могут знать только дети, – ответила кукушка и снова скрылась в часах.

 Кукушка много раз вылетала за окно и каждый раз приносила детям подарки.

 Но вот вошла мама. Она пожелала детям спокойной ночи. В тот же миг открылось окошечко и выскочила кукушка и запела. Она пела и пела, а потом прокуковала целых двадцать шесть раз. Мама сидела ошеломлённая.

 – Наверное, механизм испортился, – сказала она. А дети, забравшись под одеяло, громко расхохотались. Ведь знать о чудесах положено только детям.

(А. Линдгрен)

Вопросы и задания

1. Как родители решили избавиться от многочисленных вопросов детей?

2. Что это был за «удивительный подарок»? Опиши его.

3. Какая тайна открылась детям?

4. Составь план этого текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....

рабочая программа "Школа России"

материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...