Доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение"
статья по теме

Воличенко Светлана Юрьевна

Доклад по теме" Личностно-ориентированное обучение" содержит теоретическую базу по обобщению опыта по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_obobshcheniyu_opyta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Личностно-ориентированное  обучение»

                                                                               Воличенко С. Ю.                                                                          учитель начальных классов

                                                                          I кв. категории

                                                                          МБОУ  «СОШ №17»

      За последнее время в педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентиро-

ванного образования. Личностно-ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную позицию, что немаловажно при обучении иностранному языку.

Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу [1]. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.

Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.

    Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определении меры развития субъективности и саморазвития ученика.

Существует точка зрения, согласно которой ученик рассматривается как субъект познания. В связи с этим обучение предлагается строить на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие. По мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Такой подход обеспечит связь обучения с жизнью на уроках  в начальной школе, использование наиболее эффективных видов самостоятельной работы, а также сделать процесс обучения иностранному языку динамичным, дифференцированным и активным.

    Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская[3] считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.

Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

     Проанализировав различные подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся.

    Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика- от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём отличие личностно-ориентированного урока от традиционного?

  1. Целеполагание. Цель- развитие учащегося, Создание таких условий, чтобы на каждом уроке ученик был заинтересован в саморазвитии.
  2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.
  3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка.
  4. Отношения «учитель-ученик». Работая с одной группой, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося.

Следует отметить, что все существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приёмы, соответствующие таким требованиям, как:

 - диалогичность;

 - творческий характер;

 - индивидуальность ребёнка;

 - предоставление учащемуся необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений.

Выделяют следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

А) Педагогика сотрудничества;

Б) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);

В) Гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;

Г) Игровые технологии;

Д) Проблемное обучение;

Е) Технологии развивающего обучения;

Ё) Технологии уровневой дифференциации;

Ж) Технология индивидуального обучения.

При этом важно выделить содержательные характеристики личностно-ориентированного подхода в обучении:

  1. личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков;
  2. гуманизация содержания обучения, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры;
  3. обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника[4].
  4. направлять и корректировать весь учебный процесс, исходя из интересов ученика;

Итак, очевидно, что цель личностно-ориентированного обучения – заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, культурой, обществом.

Предполагается, что ученик в конце урока, постренного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. Организация обучения иноязычной речи на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения учителя преломляются через призму личности обучаемого-его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, нельзя не учитывать, что речевая деятельность посылается коммуникативно-познавательной потребностью учащегося высказывать свою мысль. Когда коммуникативно-познавательная потребность ученика становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке. С моей точки зрения в этом заключается большая ценность личностно-ориентированного подхода к обучению.

Подводя итог сказанному, следует отметит, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и любовью к детям.

                                                   Литература

1.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во МГУ, 1982

2. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты.-М.: Прогресс, 1986

3.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000

4.Татаренко Е.Б. Условия и средства реализации технологии личностно-ориентированного обучения: -М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Доклад «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ»

Доклад по работе об изложении текста...

доклад по теме"Дифференцированное обучение"

Подготовила выступление учитель начальных классов Федорова О.Ю. ,ХМАО г.Сургут...

Доклад "Использование технологии дифференцированного обучения"

доклад по использованию современных образовательных технологий...

Доклад по теме: "Информатизация обучения - средство управления познавательной активностью младших школьников"

Доклад по теме: "Информатизация обучения - средство управления ознавательной активностю младших школьников"...

Доклад "Адаптация к школьному обучению"

Как ребенок привыкает к школе     С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...

Доклад к педсовету "Развивающее обучение: идеи,технологии,методическое обоснование"

Развивающее обучение - методологическая основа стандартов нового поколения. Позиция учителя и ученика в в системе развивающего обучения. Приёмы способствующие проведению эффективног...