забота о здоровье
статья по теме

Примаченко Татьяна Васильевна

Забота  о здоровье – одна из важных задач  каждого человека. Среди всех  земных  благ здоровье  -ценный дар, данный  человеку природой, заменить который нельзя ничем. «Здоровье всему голова» - гласит  народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами. Здоровье – тема  актуальная для  всех  времен и народов. Здоровье  нельзя  удержать лекарствами.  Но  есть   другое  средство – движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabota_o_zdorove.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное  выступление

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усть – Кадинская средняя общеобразовательная школа

с. Усть – Када

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усть – Кадинская средняя общеобразовательная школа

2010-2011 гг

Забота  о здоровье.

Забота  о здоровье – одна из важных задач  каждого человека. Среди всех  земных  благ здоровье  -ценный дар, данный  человеку природой, заменить который нельзя ничем.

«Здоровье всему голова» - гласит  народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами.

Здоровье – тема  актуальная для  всех  времен и народов. Здоровье  нельзя  удержать лекарствами.  Но  есть   другое  средство – движение.

Поэтому   сегодня  я   расскажу  о  здоровьесбережении на  конкретных примерах.

 Главными задачами  современной школы являются  воспитание здоровой личности. В 1 класс принимаются  дети, которые  прошли  полное  медицинское  обследование  в  Центральной Куйтунской  больнице.  Учебная нагрузка  и расписание уроков в классе  составлено  согласно   всех  требований  САНПИНа. Сдвоенные  уроки не  провожу (только за  исключением  редких  случаев). В этом году введен третий час  физкультуры. От уровня  гигиенической рациональности урока зависит  состояние  ребенка. Чередую  умственную работу с  физической. В классе  все  парты  соответствуют  росту  детей. Классная доска  расположена   на    той  высоте, которая  соответствует    требованиям. Использование  трех досок, тоже  плюс  в  классе: дети  могут  двигаться от одной доски  до  другой, поворачиваться. Имеются  форточки, которые  после  2 и 5  урока открываются для    проветривания  класса. Много в классе  цветов (43  кашпо).

Ежегодно  ведется диагностика здоровья  детей, ежемесячный осмотр детей. Все это  проводится медработником, фельдшером. Явных  отклонений в здоровье у  детей в классе  нет. Постоянно  провожу  беседы по  обеспечению  безопасности жизнедеятельности детей. У детей есть  памятки «Сиди  правильно», «Береги  зрение», «Правила  поведения  в природе»… Постоянно  провожу  инструктажи «Осторожно   тонкий  лед» «Правила  поведения  в  автобусе, на  дороге»,  «Правила  с огнем»…

 В своей  работе  я  использую  тренажеры, которые  помогают разнообразить урок.

1. Тренажер « Палочка – выручалочка». Берем  альбомный лист и скручиваем  его трубочкой  на  карандаш. Приклеиваем  края листа и  украшаем    палочку любыми     обрезками  цветной  бумаги. Палочку  можно  перебирать пальчиками  одной  руки от  одного   конца до   другого, катать  между ладонями, удерживать в  равновесии на  голове, носу,  ладошке. С ней  можно  прыгать, зажав  между  ногами. Достоинство  палочки: безопасна  в  обращении;  с  ней  можно  выполнять  разные  упражнения.

2. Тренажер  для  пальчиков.

3 Тренажер – карточка. На уроках  математики, обучения грамоте, уроках  чистописания использую  карточки с  цифрами  и  буквами. 4. Тренажер «Вертушка» для дыхательной  гимнастики.

5. Тренажер «Ловец». Нужна определенная  ловкость для того, чтобы поймать  шарик воронкой, держа  его  за  пробку.

6. На уроках регулярно проводятся  упражнения для снятия  зрительного  напряжения и профилактики  близорукости.

Тренажер для глаз. На  картон  приклеиваем цветную полоску из бумаги  или   цепочку  воздушных петель   связанных   крючком. Можно  усложнить тренажер, использую не одну, а  две  разноцветные  полоски.

Многие  тренажеры дети придумывают  сами  или  с  родителями.

7. Коврик для стоп  ноги (по  принципу аппликатора Кузнецова). У  каждого ученика  под  партой лежит массажный  коврик изготовленный родителями вместе с  детьми из   различных цветных  пуговиц или   пробок от пластиковых бутылок. Такой совместный труд  способствует  укреплению семьи и школы.

В лагере дневного пребывания  практикуются: ходьба  босиком,  обливание  водой, ходьба   и бег по  камушкам.

            Уроки  и внеклассные  мероприятия  планирую по принципам здоровьесберегающего  урока:

1. Принцип  двигательной и познавательной  активности. Разрабатываю уроки, где  большая часть урока в  свободной форме.  Дети  могут   подойти к  столу учителя, соседу – это способствует поддержание  интереса учащихся и лучшему контакту  с учителем.

 

2. Принцип   оздоровительного  режима (чередование  сидения, стояния и передвижения по классу « посиди  и походи», «Пальчиковая гимнастика»; упражнения, стимулирующие биологические активные  точки по А. А. Уманской)  

3. Принцип  формирования  правильной  осанки и навыков  правильного  дыхания (включаю упражнения для  мышц спины, плечевого пояса, дыхание  через нос – глубоко, ровно,  ритмично;  упражнения «Задуй свечу», «Вдох, выдох», «Чтение  скороговорок», « Упражнения  по  подражанию»….)  

4. Принцип  психологического комфорта  на уроке (создание успеха, лист  самооценки, комфортное начало  и  конец урока, использование  положительных  установок «У меня все  получится» «Я справлюсь»..)  

5. Принцип  непрерывности физического воспитания (проведение  обязательных физминуток, физпауз, динамических  пауз, соревновательных  элементов).

 Все дети любят  бегать, прыгать, поэтому  участвуем  в  веселых  стартах,  в осеннее - весеннем  атлетическом  кроссе, походах

6. Наглядность. (в классе есть  стенды по  предметам, памятки..); яркие  картины, завлекалочки.

7. Соблюдаю принцип дифференцированного подхода.

8. Веду  учет  возрастных – половых особенностей  учащихся.

           Я   обязательно выбираю  те  методы, приемы и формы,   которые  помогут  моим  детям:  

 * сохранению здоровья   способствует  система ТРИЗ,  

* Проведение  на уроке  разных  валеологических  пауз. Они формируют внимательное  отношение  к  своему  организму, закладывают  основу ЗОЖ.  

*Организация  саморефлексии.

Мои  дети  могут    нарисовать   настроение  в виде солнышка: желтый цвет  – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, черный -  плохо.

* Упорядочная  система   домашних  заданий: по мере  сложности, творческого характера, по возможностям ученика, опрос  тех, кто  желает  отвечать.   

 * Игровые  методы психокоррекции - это игры на всех  этапах:

Одно  из  важных  направлений  с  детьми - это  работа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.

В  своих  классах   провожу  много   бесед,  театрализованных   праздников,  бесед  и инструктажей   по  ПДД, по  предупреждению  правонарушений,  по  пожарной  безопасности, про   вредные   привычки.  Ни  одно  мероприятие  не   проводится  без   детских  рисунков. Дети   отражают в своих  рисунках, что    можно  делать,  чего  нельзя.

                Веду   цикл   бесед «Слово  Колумбу», «Скажем  вредному  табаку НЕТ», « Не  погибай  по   неведению».  Интересно  прошло родительское  собрание с детьми «Путешествие   в страну  Зеленого  змея».

          Каждый здоровосберегающий урок должен  обязательно  включать работу с телом, душой и разумом детей  и  учителя. Очень  важно постепенно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что  они сами творцы своего  здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников,  я включаю в содержание уроков « Глаза -   зеркало  души», « Душа  человека  потемки».. (разработана серия уроков «Отдых для  души»).

Использованная литература.

  1. Коростылев Н. Б. Востипание  здорового  школьника. М., 1986
  2. Похлебин В. П., Уроки здоровья, М., 1992
  3. ГрузковВ. Н., Кулагина Л. И., Здоровый образ жизни  учащихся сельской школы //  начальная школа2007 № 9
  4. Суркова С. В. Урок технологии  - помощник в сохранении здоровья  учащихся // начальная школа 2007 № 3
  5. Козык Н. И, Наше здоровье // начальная школа 2007№ 9