Разработка занятий исследовательской деятельности младших школьников
методическая разработка (4 класс) по теме

Вологина Майя Евгеньевна

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом учавствуют в различных исследвательских и с большим интересом учавствуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследвательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатаня поиощь педагога здесь необходима не только для того,чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребнка не разочароваться и продолжать исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Век-промежуток времени, равный ста календарным годам. 21 век длится с января по 31 декабря 2100 года.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный(12 месяцев).

Древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически меняет свой внешний вид. Разные виды Луны назвали фазами Луны.  Месяц-промежуток времени между двумя  одинаковыми фазами, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время  от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя-промежуток времени, равный семи суткам. Впервые введён на Древнем Востоке (Семь дней недели  отождествляли с известными в то время планетами). Какие месяцы ты знаешь?

Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник-грузик на конце длинного стержня-качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колёс-шестерёнок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа.    

Что я знаю об этой величине?

Какие я знаю единицы измерения данной величины?

Соотношение единиц данной величины

Перевод единиц данной величины

Арифметические действия с единицами измерения

Что я знаю об этой величине?

Какие я знаю единицы измерения данной величины?

Соотношение единиц данной величины

Перевод единиц данной величины

Арифметические действия с единицами измерения

Что я знаю об этой величине?

Какие я знаю единицы измерения данной величины?

Соотношение единиц данной величины

Перевод единиц данной величины

Арифметические действия с единицами измерения

Что я знаю об этой величине?

Какие я знаю единицы измерения данной величины?

Соотношение единиц данной величины

Перевод единиц данной величины

Арифметические действия с единицами измерения

 Выберите нужное местоимение.

  1. Вчера ….  дежурила в классе. Вместе со мной дежурила Катя.

А) я;               б) ты;            в) мной.

2. Я вытер доску и парту. Доска у ….    так и блестела.

А) оно;          б) я;               в) меня.

3. Класс был у  ….    в образцовом порядке.

А) нас;            б) мы;            в) неё.

Выберите нужное местоимение.

1.        Вчера ….  дежурила в классе. Вместе со мной дежурила Катя.

А) я;               б) ты;            в) мной.

2. Я вытер доску и парту. Доска у ….    так и блестела.

А) оно;          б) я;               в) меня.

3. Класс был у  ….    в образцовом порядке.

А) нас;            б) мы;            в) неё.

Выберите нужное местоимение.

1.        Вчера ….  дежурила в классе. Вместе со мной дежурила Катя.

А) я;               б) ты;            в) мной.

2. Я вытер доску и парту. Доска у ….    так и блестела.

А) оно;          б) я;               в) меня.

3. Класс был у  ….    в образцовом порядке.

А) нас;            б) мы;            в) неё.

Внеклассное занятие №1 для 4-го класса.

Тема: Как задавать вопросы? (коллективная игра - исследование).

Задачи: 1. Провести практикум по тренировке умений детей задавать вопросы.

  1. Способствовать развитию наблюдательности, аналитического мышления и речи.
  2. Воспитывать толерантность у мл. школьников.

Оборудование: карточки с названиями вопросов ( что? кто? где? когда? почему?) изображение лошади, пособие Н.К.Винокуровой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Сегодня на занятии вы узнаете, что такое исследование, поучитесь наблюдать за объектом.

2. Интеллектуальная разминка.

А) Чтобы дойти до работы, Ивану Васильевичу требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу?

Б) Наступил декабрь. В лесу распустились три ромашки, а потом- ещё одна. Сколько цветов распустилось?

В) Сколько орехов в пустом стакане?

Г) Несмотря на то что Баба Яга, как любая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет Бабе Яге? (123)

Д) В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит? П М Ф Ш

3. Актуализация знаний.

- Что такое исследование? Это поиск истины, познание неизвестного или поиск неизвестного.

- Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования?

Что такое научное исследование? Их проводят учёные.

Что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем? Надо уметь наблюдать.

- Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно наблюдает в повседневной жизни и эти наблюдения служат источником разнообразных сведений о мире.

Учёные для наблюдения используют различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

  1. Составление плана исследования.

- Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете наблюдать? Что вы должны сделать, прежде чем начать исследование? Выбрать предмет исследования, за которым будем наблюдать.

- Как вы думаете, с чего надо начинать исследование? Составить план.

А) Понаблюдать.

Б) Прочитать в книге, журнале и т.д.

В) Спросить у другого человека.

- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос. Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (что? кто?  где? когда? почему?).

5. Практическая работа.

Задание 1. Найди загаданное слово.

Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Уч-ся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».

Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы. (Слова могут быть взяты из разных областей)

Задание 2. Угадай о чём спросили.

Ученик выходит к доске, ему даётся карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребёнку). Не произнося вслух вопроса, учащийся даёт ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Задание 3. Вопросы домашних животных.

Подумайте, о чём хотели бы вас спросить домашние животные, если бы умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали?

Запись на доске.

Картинка лошади + первые слова от вопросов (что? кто? где? как? почему?)

- Кто я?

-Что я умею делать?

- Где я живу?

-Как заботится обо мне хозяин?

-Почему меня назвали – лошадью?

6.Итог занятия.

- Чем мы занимались на уроке? Для чего это нужно?

Дома найдите ответ на последний вопрос о лошади.

Внеклассное занятие № 2 для 4-го класса.

Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы.

Задачи: 1. Учить детей выделять главное и второстепенное из собранного материала, дать понятие «схема»

2.Способствовать развитию логического мышления, умения обобщать;

3.Воспитывать волевые качества у мл. школьников.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

-Над какой темой работали на прошлом занятии? Какое задание выполняли дома?

2.Актуализация знаний.

- На предыдущем занятии мы говорили о том, что такое исследование. Вы собирали материал по теме и ответили на вопрос о лошади.

Сегодня мы послушаем ваши сообщения об объекте исследования и попробуем отобрать из них самое главное (сообщения уч-ся, отбор главного материала).

3.Интеллектуальная разминка.

- На тарелке лежало 5 рулетов, 10 конфет и 3 пирожных.

А) Сколько всего предметов лежало на тарелке?

Б) Сколько среди них было мучных изделий?

В) Сколько предметов осталось на тарелке после того, как мальчик взял 1 пирожное, 5 конфет и 3 рулета?

Г) Сколько шоколадок надо положить на тарелку, чтобы на ней оказалось 25 предметов?

4. Практические задания.

-Мы с вами наблюдали за выбранным объектом, читали книги о нём, беседовали со взрослыми. Материал собран. Теперь перед вами стоит задача: проанализировать содержание материала и вместе с родителями оформить работу. Поможет нам выполнить эту работу схема, которую мы составим.

Схема- это изображение, описание чего- либо в главных чертах с помощью чертежа, рисунка. Предлагаю представить нашу работу в виде паучка. «Туловище» паучка- это тема работы, «ножка»- содержание работы.

Запись на доске:

  1. Внешний вид.
  2. Образ жизни.
  3. Друзья – враги.
  4. Характер объекта.
  5. --------------------.
  6. --------------------.                                                                           

                                                                                                   

                                                                                       

                                                                           

                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                   

«Ножек» у паучка может быть больше или меньше, в зависимости от содержания материала.

Учащиеся составляют рассказ об объекте исследования, пользуясь схемой.

  1. Итог занятия. Чему научились сегодня? (учились работать со схемой).                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Разработка занятий исследовательской деятельности младших школьников

Реализация программы "Формирование личностных УУД в условиях перехода на ФГОС нового поколения" предполагает создание открытого социального пространства,когда каждый педагог родитель разделя...

Конспекты занятий в кружках по организации исследовательской деятельности младших школьников

Представленные конспекты помогут учителю начальных классов довести до детей поятия "задача", "проблема", 2актуальность"...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».

     Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов,...

Методическая разработка по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников "Всё начинается с вопросов"

Представлена система работы с обучающимися по формированию навыков проектной  и  учебно-исследовательской деятельности. По всем четырём годам обучения в начальной школе определены основные в...


 

Комментарии

Вологина Майя Евгеньевна

Это мой первый опыт в создании разработок по исследованиям младших школьников.Я использую данную методику на занятиях со своими учениками.Благодаря этим занятиям появился интерес у детей к исследовательской деятельности.