Исследовательская деятельность младших школьников на занятиях и в рамках внеурочной деятельности
статья по теме

Слукина Наталья Константиновна

Исследовательская деятельность младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ И В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.К. Слукина, Е.А. Ююкина, МБОУ школа № 34

городского округа город Воронеж .

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Высказывание, которое мы сделали эпиграфом нашей статьи, очень точно характеризует работу педагога в современном обществе. Чтобы идти в ногу со временем нужно опережать события, ведь знания, полученные нашими детьми сегодня, потребуются им завтра во взрослой жизни.

В новых образовательных стандартах четко прописано: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Как осуществить это на практике, как воспитать образованного, нравственного, творческого человека, который может самостоятельно принимать решения выбора, способен к сотрудничеству, обладает чувством ответственности за судьбу страны? Как известно дети работают с большей отдачей, если им интересно. Но как сделать так, чтобы интересно было всем?

В этом нам помогает исследовательская работа младших школьников, которая качественно повышает уровень и мотивацию учебно-воспитательного процесса. И здесь ведущую роль играют творческие методы обучения.

Бытует мнение, что алгоритм работы с детьми построить нельзя, каждый ученик уникален и неповторим, у каждого свой взгляд на окружающий мир. Но, все же есть шаги, которые позволяют, если не алгоритмично, то достаточно продуктивно работать с детьми и достигать успеха.

Вслед за авторами, Дендебер И.А. и Дюжаковой М.В. мы используем пять шагов, которые позволяют организовать исследовательскую работу с детьми в начальной школе:

1.        Создать ситуацию интереса.

2.        Познакомить с новым материалом.

3.        Составить план работы по освоению новых знаний.

4.        Наработать навык самостоятельного добывания информации в рамках наработанных алгоритмов (использование энциклопедий, детских научно-популярных журналов, художественной литературы, сведений из Интернета, воспоминаний очевидцев, сбора информации у жителей микрорайона, учителя и родителей и т.д.).

5.        Наработать навык использования, полученной информации в условиях работы в творчески направленной образовательной среде.

Пример - организация исследовательской работы во 2 классе по теме: «Орнамент. Узоры на посуде»

1.        Человек с давних пор пользуется посудой, украшает ее, бережет. Делает ее все более тонкой и изысканной, а украшения становятся все более причудливыми и замысловатыми. Как вы думаете почему? Что такое орнамент? Как человек придумал такой узор и зачем?

2.        Рассматривание различных предметов посуды, узоров на ней и выдвижение различных предположений: о роли посуды в жизни людей, о способах украшения данных изделий.

3.        План работы по изучению данной темы:

Узнать что такое орнамент.

Какие бывают орнаменты?

Когда они возникли?

В каких странах применяли эту технику украшения?

4.        Для реализации проекта можно воспользоваться и научной статьей из энциклопедии (это базовый уровень, который демонстрирует ученик в ходе выполнения проекта), а можно привести примеры художественной литературы, где с помощью художественных образов описываются предметы домашней утвари, или рассказать о предметах, которые хранятся в семье, как память о каких-либо событиях или датах. Можно сходить в музей и рассказать о раритетах, хранящихся там, а свой ответ проиллюстрировать фотографиями (повышенный уровень).

5.        А в завершение работы над проектом, разработать собственный эскиз тарелки, выполнив его в любой из известных детям техник: рисование красками, аппликация из бумаги, лепка из пластилина, витраж или тарелочка из папье-маше.

Примечание: работать можно в парах или группах, выбрать координатора и распределить между собой всю работу над проектом.

В нашей школе 16 лет работает Малая Академия Наук, где ребята в различных научных секциях представляют свои изыскания, разработки опытов, делают научные предположения и выдвигают различные гипотезы. Принять участие в работе МАН большая честь для старшеклассников, что уж говорить про малышей, у которых жажда познания и исследования бьет через край. Так 2 года назад была открыта секция начальной школы, которую назвали «ИТР - Изобретай! Твори! Работай!»

Вот результаты работы «ИТР» прошлого года:

1.        Научно-практическая работа: «Как я изучаю военную историю моей страны» - выполнил ученик 1 класса Ступников Павел.

Изучать историю своей Родины можно по-разному: читать научно-популярную литературу, интересоваться журнальными статьями, получать информацию, задавая вопросы всем и каждому. Но самое интересное – это путешествовать, чтобы увидеть все своими глазами, потрогать руками и привести сувениры. Кто из мальчишек не играл в солдатики? Вот и у Паши есть такая коллекция, а о каждом солдате времен Великой Отечественной войны он может рассказать очень много: и о том какая форма, и что значат лычки, и о вооружении разных войск. Самым    главным в этой исследовательской работе был макет – диорама военных действий за освобождение Воронежа, а именно района Чижовки, где мы живем, от немецко-фашистских захватчиков. Здесь потребовалась помощь не только руководителя проекта, но и учителя ИЗО и МХК, а так-же консультации преподавателя истории и общества. Позднее, к 70-летию Победы, этот макет демонстрировался в городской Диораме, где вызвал огромный интерес у посетителей и иностранных гостей выставки.

2.        Научно-практическая работа: «Вред и польза сладкой газированной воды» - выполнила ученица 2 класса Путинцева Вероника.

«Много ли мы знаем о том, что мы едим и пьем? Что полезно, а что вредно для нашего организма?» - вот таким недетским вопросом задалась ученица 2 класса и по-взрослому подошла к изучению этой проблемы: провела социологический опрос среди учеников 1 и 2 классов, целью которого было выяснение любимых напитков и частота их употребления детьми этих параллелей; провела опыты (для которых понадобились консультации учителя химии) и пришла к неутешительным выводам: сладкие напитки не только не утоляют жажду, а являются вредными для здоровья человека, вызывают различные тяжелые заболевания, а также приводят к зависимости, а при их отмене ведут к депрессии. «Пейте морсы, натуральные соки и зеленый чай и будьте здоровы!» - призывает девочка своей работой.

3.        Научно-практическая работа: «Мороженое: польза или вред?» - выполнил ученик 2 класса Трубников Олег.

Еще одна работа по исследованию продуктов питания. Мороженое – это полезность или вредность? А если полезность, то, какое мороженое полезнее? Для ответа на этот вопрос потребовалось изучить историю создания мороженого, его состав и виды, провести социологический опрос одноклассников и знакомых (взрослых и детей), а также провести несложные опыты в домашних условиях. Все это привело к следующим выводам: мороженое не только поднимает настроение, а даже способно остановить кровотечения, оно пополняет запас витаминов и микроэлементов нашего организма, это отличное средство для закаливания. Далее Олег приводит советы по употреблению мороженого и настоятельно рекомендует, что все хорошо в меру.

4.        Исследовательская работа: «Их именами названы улицы Чижовки» - выполнила ученица 4 класса Глотова Анна.

Мы часто ходим по улицам своего микрорайона и не задумываемся о том, откуда пришли эти названия, в честь кого они названы. В этой работе были поставлены следующие задачи: узнать, как улицы получают свои названия, найти улицы, названные в честь героев ВОВ на Чижовке, выяснить, как и когда эти улицы получили свои названия, а также изучить биографию героев, в честь которых они были названы. Для реализации этих задач были изучены источники и литература по теме проекта, использованы материалы Электронного Банка Документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», проведена работа с картой Воронежа, совершены пешие экскурсии по улицам Чижовки, а также проведен опрос учащихся МБОУ школы №34. В результате работы удалось выяснить, что названия 5 улиц Чижовки связаны с событиями Великой Отечественной Войны, было решено расширить район поисково-исследовательской деятельности и продолжить изучение этой темы на следующий год.

5.        Исследовательская работа: «Привычная и удивительная соль» - выполнила ученица 4 класса Симакова Александра.

В наше время пачку соли можно купить в любом магазине, и мы, не задумываясь, добавляем её в пищу. Справедлив ли совет медиков: «Не ешьте много солёного»? Назвать соль обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. Изучением этого вопроса и задалась ученица 4 класса, а помогали ей в этом учителя химии, биологии и географии. За время трудоемкой работы юная исследовательница изучила пословицы и поговорки русского народа о соли и вырастила ее кристаллы. Изучив все «плюсы» и «минусы» были сделаны следующие выводы, что соль – полезный продукт, но потребление его должно быть умеренным; что это единственный минерал, который человек употребляет в пищу, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна.

Приобщая детей к исследовательской деятельности, мы стараемся не забывать, что главное в подобной работе не результат, а процесс. Главное - заинтересовать ученика, повысить его мотивацию к учению, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат не заставит себя ждать. Исследовательская работа в начальной школе направлена на реализацию стандартов нового поколения, а стало быть, развивает личность ребенка, повышает его интерес к изучаемому материалу, позволяет учиться приобретать собственный опыт в ходе выполнения заданий исследовательской работы, а самое главное: она приносит ученику удовлетворение от достижения намеченной цели.

Литература

1.        И.А. Дендебер, М.В. Дюжакова. Вопросы адаптации в организации креативной образовательной среды школы. Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 12. / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. – с. 3-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Выступление на методобъединении учителей начальных классов  МБОУ МПЛ №20...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...