Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.
статья по теме

Рыскунова Людмила Юрьевна

Статья о рождении  музея  "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея -  творчество учителя, коллективный исследовательский проект  учащихся и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27.012013uralskoe_samocvetie_moskovskogo_muzeya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Уральское самоцветие московского музея.

Посвящается 60-й годовщине памяти П.П.Бажова.

                                               «…мира не знаешь, не зная края своего» П.П.Бажов

Есть на окраине столицы в районе Ростокино рядом с ВВЦ городок Моссовета. В нем находится наша школа №352. Она расположена в красивейшем месте рядом с  национальным парком «Лосиный остров». Рядом – церковь в Леонове, где растут уникальные тополя, которым по триста и более лет, там же и пруд с природными родниками. А сама школа №352 замечательна тем, что там организован первый в Москве школьный музей русского писателя-сказочника  Павла Петровича Бажов

А начинался наш музей "Сказы Бажова" с экскурсий и исследовательской работы.

Шесть лет тому назад мы, ученики, поступили в первый класс. Людмила Юрьевна, наша первая учительница, как-то на уроке нас спросила: «А на какой улице вы живете? На какой улице находится школа? Кто из вас знает, что обозначают названия улиц, которые вы сейчас назвали?» Мы задумались.

Так началась кропотливая краеведческая работа по изучению нашей малой Родины. Сначала на уроке мы выбирали улицу, по которой собирались путешествовать. Искали ее на карте Ростокино и отмечали цветными карандашами. Узнавали у родителей или искали в нашей школьной библиотеке материалы о том, что обозначает название той или иной улицы. А когда научились читать, информацию стали черпать из учебной литературы, энциклопедий и интернета.

Мы намечали маршруты и отправлялись на увлекательные экскурсии.

Наш первый маршрут проходил по улице Малахитовая. На ней находится  наша школа. Мы узнали, что малахит – это камень зеленого цвета с прожилками, в старину его называли павлиньим камнем. А своим названием улица обязана самой известной книге сказов Бажова – «Малахитовая шкатулка».

Самым продолжительным оказался маршрут по улице Бажова. На пересечении улиц Бажова и Малахитовой находится сквер Бажова – любимое место отдыха жителей Ростокино.

Сквер Бажова менялся и хорошел у нас на глазах. В сквер «переехал» памятник П.П.Бажову скульптура А. Козырева – тот самый памятник, который мы еще недавно видели на экскурсии во дворе одного из домов. А весной 2007 года в День защиты детей наш небольшой уютный скверик украсили скульптурами Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера и Серебряного копытца. Их создал скульптор В.В. Лепешов. С ним мы познакомились в его мастерской, где Владимир Валерьевич рассказал и показал, как создавал макет «Огневушки». А теперь скульптура украшает наш сквер.

Вот Аллея медалистов. На асфальте лежат звезды. Увидев их, мы стали читать фамилии и номера школ. Потом посчитали звездочки, принадлежащие ученикам-медалистам, окончившим нашу школу, и встали около звездочек. Постояли минуточку. Первое, что нам захотелось, – чтобы наша звездочка с нашей фамилией была на аллее. Синцов Женя нашел звездочку своей сестры Синцовой Лены. У Жени и у нас на лице сияла улыбка гордости за нашего  друга и его сестру. А в голове родилась мысль: значит, и мы можем и должны учиться на отлично, чтобы много знать и свои знания применять, а наши родители и друзья будут нами гордиться!

Каждый день наш классный уголок Бажова пополнялся новыми экспонатами. Кто-то из детей принес в класс кусочек малахита, камень «радость земли», как писал о нем писатель. Стали подбирать и приносить книги, видеоматериалы, открытки, значки, рисунки, коллекцию уральских самоцветов, поделки по мотивам сказов. Появилась скульптурка Хозяйки Медной горы. Потом учительница литературы подарила бюст П.П.Бажова. На уроках мы изучали биографию писателя, литературу о заповедных местах Урала, читали сказы.

Так появился классный уголок «Секреты уральского сказочника». Поисковая деятельность вылилась в школьный проект «Сокровища «Малахитовой шкатулки». Работу вели под девизом: «Книга и мир вокруг нас». Со временем классный уголок Бажова превратился в настоящий музей!

Школьный музей «Сказы Павла Петровича Бажова» открылся в 2009 году к 130-летию со дня рождения уральского сказочника.

Наш школьный музей – это отдельная увлекательная экскурсия! По левой стороне видим уральскую речку Северушку, обрамленную валунами. Вот цапля на длинных ногах из сказа «Не та цапля». К ней направляется лебедь из сказа «Ермаковы лебеди». Далее – стенды, посвященные  родным местам Бажова и Уралу. На постаменте стоит бюст П.П.Бажову. Четыре витрины отведены сказам. Двигаемся дальше. Перед нами сундук с минералами и инструменты, которыми, наверное, работал Данила-мастер. Далее – витрина, в которой собрана коллекция значков, марок и книги, написанные уральским чудословом. Затем видим стенд, посвященный нашей поисковой работе, нашему вкладу в создание музея: поделки и рисунки. Вот бегут муравьи из сказа «Жабреев ходок», направляя нас в рудник и пещеру, где добывались самоцветы. Вход  охраняет филин (сказ «Золотой волос»). В забое – элемент нашей музейной экспозиции, выполненный из папье-маше (!),  –представлены сказы: «Каменный цветок», «Таюткино зеркальце», «Приказчиковы подошвы»…

«Работа -  она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется» – эти слова писателя из сказа «Чугунная бабушка» великолепно и наилучшим образом определяют жизнь и творчество самого П.П.Бажова.

И мы продолжаем изучать творчество уральского сказочника и заниматься краеведением, собирать коллекцию минералов и материалы о науках, их изучающих. Находимся в поиске, загадываем себе загадки и пробуем разгадать: «Почему  именно в городке Моссовета есть улица Бажова с 1964 года?», «где останавливался Павел Петрович в Москве, когда был депутатом?», «где сейчас хранится книга «Малахитовая шкатулка», отправленная в 1939 году на ВДНХ?»…Может, кто-то знает и готов поделиться с нами информацией? Пишите нам на адрес журнала «Туризм в школе»! Давайте изучать наш любимый город вместе!

ВРЕЗ:  Павел Петрович Бажов (1879-1950) – писатель, фольклорист. Он впервые выполнил литературную обработку уральских сказов, лучшие из которых были собраны в книге «Малахитовая шкатулка», которая принесла Бажову мировую славу. Сказы адресованы взрослым читателям, но все они очень любимы детьми. Необыкновенным языком рассказал писатель о красоте Урала – своей Родине, о его сильных, мужественных талантливых мастерах.

Статья опубликована в журнале «Туризм в школе» №5,2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецвыпуск для выпускников начальной школы

выпускной -самый волнительный праздник для всех.Чтобы он был памятным, я выпустила "Весточку", Уважаемые коллеги,буду рада, если моя идея вам поможет....

Сценарий праздника "Прощание с начальной школой" (4-б класс, 2010г.)

Данный сценарий разработан учителем вместе с творческой группой учеников. Праздник прошёл великолепно. Родители, дети, учителя остались довольны и получили массу положительных...

Урок-проект «Создаем спецвыпуск «Гимназенка»

Цель занятия: создать содержательные и организационные  условия для развития у школьников умений анализировать  познавательный объект – тексты и навыков создания тематической газеты....

Анализ работы ШМО начальных классов по теме: «Место начальной школы в реализации программы «Уральская инженерная школа»

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов.    Новая индустрия  требует нового качества кадрового обеспечения.  Современные инженеры дол...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".

Представлен скриншот моего участия в заочных турах III,  V  Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....

Как вызвать и поддержать интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста к исследовательской деятельности.Авторы: Ишмуратова Майа Мунировна, Смирнова Светлана Константиновна Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017

В настоящей работе представлен материал о пробуждении интереса у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста к археологическим исследованиям. Пробуждение интереса к познанию. В основе раз...