Использование проблемных ситуаций в начальной школе.
статья (2 класс) на тему

Ерахтина Лидия Дмитриевна

В статье говорится о том, что такое проблемное обучение, использование проблемных ситуаций на уроках. Приведены примеры использования проблем на уроках математики и русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_problemnyh_situaciy_v_nachalnoy_shkole.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций в начальной школе.

             Важнейшими задачами современной системы образования являются всестороннее гармоничное развитие личности,  формирование морально-нравственных основ, которые определяют отношение к окружающим людям, природе и самому себе, приобщение к культурным ценностям.

 Каким должен быть выпускник начальной школы?

Выпускник начальной школы должен быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир; владеющим основами умения учиться; любящим родной край и свою страну; готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; уважающим и принимающим ценности семьи и общества; доброжелательным, умеющим слушать и слышать, умеющим высказывать своё мнение; выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.  (ФГОС НОО второго поколения). Чтобы выпускник именно стал таким необходимо, начиная с первых дней обучения первоклассников в школе, создавать условия для самоопределения и самоутверждения каждого ребёнка. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. В этот период важно, чтобы ребёнок не потерял интерес к получению знаний. А, значит, главное это не только поддерживать интерес к обучению, но и учить ребёнка учиться. Для формирования умения учиться, самостоятельно добывать знания,  часто на уроках создаются проблемные ситуации. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

 Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание  проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по  разрешению данной проблемы, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей обучаемых. (Мельникова Е.Л. 2002г) Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.

При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения,  а не просто заучивают этапы получения результата. Главные цели проблемного обучения - развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.  В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.  

            В чем преимущества проблемного обучения?          

Использование на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.    

Предлагаю варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики.

  • Проблемные ситуации через использование занимательных заданий.

Рассмотрим примеры.

Математическое лото. Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении обобщающих уроков.

В барабан помещают шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Класс делится на группы, обычно по рядам. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик крутит барабан, достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ – в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа победитель.

Такие задания позволяют учащимся повторять материал с желанием и интересом.

  • Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.
  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  2.  Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа  по 7 сентября  включительно. Сколько дней продолжался праздник?
  3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров  пробежал каждый поросёнок?
  4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Подобные задания дают возможность развивать аналитическое мышление, ориентируют на комплексное использование знаний.

  • Проблемные ситуации через решение задач на внимание и сравнение.

1. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и
поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)
2. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них потушили. Сколько
свечей осталось? (одна, две сгорели.)
3. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждали каждый из них? (три часа)
4. Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (сегодня, завтра, послезавтра; вчера, сегодня, завтра)
5. У мальчика и девочки было одинаковое число орехов. Мальчик отдал
девочке три ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у
мальчика? (на три )
6. Сколько ушей у трех мышей? (шесть)
7. Сколько лап у двух медвежат? (восемь)
8. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)
9. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит три килограмма. Сколько будет весить цапля, если встанет на обе ноги? (три килограмма)
10. Четверо играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый? (по 20 минут)
Используемые ситуации позволяют развивать мышление, внимание обучаемых.

  • Проблемные ситуации  через различные способы решения одной  задачи.

На Новый год школьники украшали ёлку. Ребятам раздали 62 ёлочные игрушки таким образом, чтобы каждый ученик получил хотя бы по одной игрушке и ни у кого из двух школьников не было поровну новогодних украшений. Сколько учеников участвовало в украшении ёлки? (10 учеников)

Подобные задания приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.    

  • Проблемные ситуации через выполнение небольших исследовательских заданий.

Такие задания создают обстановку увлечённости, раздумий, поиска.

Использование на уроках исследовательских заданий в игровой форме:

  1. фокусы с разгадыванием  задуманных чисел;
  2. задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа  выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус.   Задумайте число, прибавьте к нему 14, к  результату прибавьте 6, вычтите

задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20.

             Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт позволяет сделать вывод о том, что использование проблемных ситуаций повышает активность, самостоятельность, помогает достигать высокого уровня знаний обучаемых, а для педагога   поддерживать интерес к обучению, учить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания.  

Литература

1. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7

2. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М.: Знание, 1985

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. Пособие для учителя  - Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Методическое объединение по теме: «Создание проблемных ситуаций в начальной школе»

В данной работе представлен опыт использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Развитие самостоятельной познавательной деятельности путем использования проблемного обучения в начальной школе

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе....

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно - деятельностного подхода

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно- деятельностного подхода...