Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно - деятельностного подхода
статья

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно- деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно- деятельностного подхода .

       За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования.  Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителем ставится главная задача образовательного процесса: обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В основе такого образовательного процесса (Стандарта) лежит системно-деятельностный подход.

       Проблемное обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.А.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

   Главное в технологии проблемного обучении - проблемная ситуация.  Проблемная ситуация в обучении—это спланированное ,специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме урока.  Цель создания проблемной ситуации- это осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и учителя, парной работы или работы в группах, а так же в овладении учениками в результате этих форм деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

       Проблемная ситуация возникает при создании определенных условий и к ней выдвигаются основные требования.

Условия создания проблемных ситуаций.

    Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации- это, пожалуй, самая трудная и времяёмкая часть работы.  Учителю необходимо владеть:

  • Поисковыми методами обучения;
  • Глубокое и прочное знание фактического материала;
  • Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;
  • Употреблять в своей речи слова, термины ,знакомые детям;
  • Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
  • В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
  • Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.

Поэтому   приходится постоянно учиться, как создавать такие ситуации.

Основные требования к проблемной ситуации

        К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований, если хоть одно из них не выполнить, то проблемная ситуация не будет создана.

Проблемная ситуация должна:

1) содержать в себе определенную познавательную трудность, связанную с объективными противоречиями, свойственными изучаемому объекту;

2) вытекать из логики познавательного процесса;

3) содержать возможность последовательного ее членения, развертывания в вопросы, каждый из которых может являться ступенью в решении проблемы;

4) направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения;

5) побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины;

6) быть посильной для учащихся.

7) немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учеников специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, то это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит что то трудное.

   Проблемная ситуация, действительно  возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Приемы создания проблемных ситуаций

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

  1. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Прием №1 одновременное предъявление противоречивых фактов, точки зрения

1. Урок русского языка «Склонение имен существительных.»

На большой ели и маленькой елочке повисли дождевые капли.

-Найдите одн.члены предложения..(ели , елочке)

-К  какой части речи они относятся? (имя сущ-ое)

- Определите их род и падеж (предъявление первого факта) жен.род, предложный падеж.

- Выделите их окончание(предъявление второго факта)- выделяют окончания, испытывают удивление (Возникновение проблемной ситуации)

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные. (Осознание противоречия.)

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы) –Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос)

2.Окружающий мир « Грибы»

1 ученик: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
2 ученик: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что такое грибы: растения или животные?

Итак, тема урока...? («Грибы», «Что такое грибы».) 

3. Математика
на доске записаны примеры :20 + 5· 3 = 75 и 20+ 5· 3 = 35. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
 

Прием №2 Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса.

1.При изучении темы в первом классе «Правописание парных согласных на конце слова», а затем и при повторении в других классах

Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.

Что изображено?

-Запишите эти слова.( Предъявление факта)

-Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- По-разному написали слово «луг». (Осознание противоречия.)

- Кто из ребят прав?( Побуждение к формулированию проблемы)

- Как проверить? (Учебная проблема как вопрос)

- Чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие. 

2.Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Зона арктических пустынь»

Вопрос на новый материал

-Найдите на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что вы можете рассказать по карте об этой зоне?

Арктика… От этого слова веет суровым холодом. Арктика- район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

Побуждение к осознанию противоречия

А  как вы думаете, если в этой зоне такие суровые условия, то могут ли здесь обитать какие- нибудь живые организмы?

Разные ответы (да,нет не знаем)

Побуждение к формулированию проблемы

Вопрос один, а мнений сколько? (три)

Учебная проблема как вопрос

-Так  какой возникает вопрос?

-Есть ли живые организмы в зоне арктических пустынь и если есть, то, как они приспособились к суровым условиям.

Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

1.Урок русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»

1.Запишите имена существительные

[мыш ] [борщ] [луч] в соответствии с правилами орфографии русского языка (практическое задание

Работа в группах.

Предъявляют выполненное задание на карточках.

Дети допускают ошибки.(возможные варианты записи слов: мыш, борщь, лучь.)

2.Проверим , как выполнено задание..(Проверка задания)

Слова написаны по-разному с мягким знаком и без мягкого знака. (Проблемная ситуация)

3.Задание было одно?( Одно)

-А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия)( По-разному)

-Почему так получилось?

-Чего мы еще не знаем?(Или –какое правило мы забыли?)

-Правило написания буквы мягкий знак после шипящих у имен существительных.

4.Какая будет сегодня тема урока?( Какую тему нужно вспомнить, чтоб выполнить задание?) (Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (Учебная проблема как тема урока)

2.Русский язык, 3 класс «Наречие»

На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий;

2-й столбик: редко, мягко, легко.

-Что вы можете о них сказать?

(Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия.)

-Разберите по составу слова каждого столбика. Шаг 1

(Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика)

-Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?Неизменяемая часть речи)

-Но тогда у наречий чего не может быть? Шаг 2

(Окончания)

-Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.)

(Что О -окончание, но у наречий не может быть окончаний, т.к это неизменяемая часть речи.)

-Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

-В каких словах буква о является окончанием, а в каких- суффиксом?

-Сформулируйте вопрос. (Проблема как вопрос.) (Что же такое "о" в наречиях?)

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

 Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

1.Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?»- практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

 2.Русский язык

-Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. 

Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.)

-В чем затруднение?

От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.

-Какой возникает вопрос?

Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-?

(В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему «Существительные с суффиксом –ник- .»

Приём №5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

1.Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

 На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367 

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)

-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)

-В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание? 

2. Математика, 2 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

-Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

-Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно». суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.

Русский язык .Тема: «Безударные гласные в корне слова»

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

__Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

_ Почему так получилось? Как правильно записать это слово?

С м…чом.

Дети:

__ Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? ( Правописание безударной гласной в корне слова.)

        Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

      Учить, используя традиционные формы, не оптимально, поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Методическое объединение по теме: «Создание проблемных ситуаций в начальной школе»

В данной работе представлен опыт использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...