Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода
статья по теме

Кириенко Елена Николаевна

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности. одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно - исследовательской деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно-деятельностного подхода.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитания интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности. Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой и вообще желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо формировать у детей следующие умения:

  1. Видеть проблему.
  2. Задавать вопросы.
  3. Выдвигать гипотезы.
  4. Давать определения понятиям.
  5. Классифицировать.
  6. Наблюдать.
  7. Проводить эксперимент.
  8. Делать выводы и умозаключения.
  9. Структурировать материал.
  10. Доказывать и защищать свои идеи.

Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину— это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, необходимо научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане.

Немалые возможности представляет для организации исследовательской и проектной деятельности учебник по математике под редакцией В.Н.Рудницкой. Специфика моей работы состоит в том, что в сельской школе малая наполняемость классов, уроки проходят в классе - комплекте. Математику я провожу в 3 -4 классах одновременно. Поэтому стараюсь подобрать общий материал, над которым могли бы работать оба класса. Учебник В. Н.Рудницкой располагает в этом плане прекрасной возможностью. Приведу примеры некоторых тем, по которым можно провести исследования.

  1. Числа в пословицах и поговорках.
  2. Единицы измерения в Древней Руси.
  3. Математика в Древнем мире.
  4. Математика в строительстве.
  5. Математика в торговле.

В учебнике есть текстовые задачи на расчёты зависимостей между ценой, количеством и стоимостью товаров в магазине. Но время не стоит на месте, цены меняются, и поэтому иногда указанные цифры вызывают улыбку, так как не соответствуют действительности.

Мы решили во внеурочное время посетить наш сельский магазин и поинтересоваться ценами на продукты и канцелярские товары. Хозяйка магазина Макеева Н.А. любезно согласилась принять нас. Наталья Александровна познакомила нас с ассортиментом продуктов, ценами, объяснила из чего складывается цена, какая производится наценка на товар. Дети практически познакомились, как рассчитывать стоимость товара. На дом учащиеся 3 класса получили задание: составить свои задачи с вопросами типа: «На сколько...?», «Сколько удалось сэкономить?», «Хватило ли денег...?». Четвёртый класс получил карточки, на которых были указаны цены. Им было предложено рассчитать стоимость покупок продуктов.

В результате этой исследовательской деятельности учащиеся приобрели практические навыки и самостоятельно могут рассчитать стоимость покупки, хватит ли денег на покупку и т. д.

Непременным условием организации проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям, работать с литературными источниками.

В нашей школе три дня в неделю занимаются дошкольники в группе «Предшкольная пора». По моей просьбе педагог дошкольного образования Важинская О.А. пришла к нам в класс и пожаловалась, что малыши плохо запоминают цифры. Она попросила нас помочь.

Я предложила детям поработать над проектом, «От 1 до 10». Тип проекта:

  • практико -ориентированный;
  • монопроект;
  • с открытой, явной координацией;
  • внутренний;
  • групповой;
  • средней продолжительности.

Планируемый результат:учащиеся изготавливают книжку «От 1

до 10», представляют классу, затем дарят её дошкольникам.

Этапы работы над проектом.

1) Определение круга проблем для решения. Под руководством

учителя дети сформулировали следующие задачи:

  • узнать, из каких частей состоит книга;

*подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи, ребусы о

цифрах;

*сделать эскизы цифр в занимательной форме;

  • оформить книгу.
  1. Распределение ролей.
  2. Работа в группах. Посещение библиотеки. Журналисты подбирали материал. Наборщики познакомились с тем, какие обязательные части должны быть у книги( обложка, титульный лист, форзац, содержание). Художники на материале стихотворения С. Я. Маршака «Весёлый счёт» работали над эскизами цифр.
  3. Работа по изготовлению книги.
  4. Презентация книги. Подарок дошкольникам.

Анализ результатов работы по данному проекту показал следующее:

в процессе работы над проектом у детей наблюдалась положительная динамика в формировании умений отбирать, сравнивать материал, классифицировать, обобщать; улучшились отношения между детьми,они стали чаще помогать друг другу;

учащиеся познакомились с различными видами литературы, с частями книги, продолжали учиться работать с бумагой в процессе изготовления книги.

Итак, понятие «проект» вошло в нашу педагогическую жизнь. Ясно одно: проект многогранен. Он эффективен, перспективен, неисчерпаем. Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Может применяться на уроке и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Литература.

  1. Проектная деятельность в начальной школе.

Авторы-составили: Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Волгоград,изд-во «Учитель», 2009г.

  1. Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители: Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

Технологическая карта урока иностранного языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Технологическая карта фрагмента урока в 3 классе по теме "Lunch box", УМК Spotlight...

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно - деятельностного подхода

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно- деятельностного подхода...