Внеурочная деятельность. Мастерская речевого творчества. 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_rech_tvorchestvo_2.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ

              «___»__________2012г.  

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мастерская речевого творчества»

(базовый уровень)

для  2 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна

2012 г.

г.Видное

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.

 Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» во 2 классе отводится:

  1. количество часов в год – 33 (+ 1 час  резервный) в год;
  2. количество часов в неделю – 1.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

  1. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
  1. Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.  - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Содержание  учебного спецкурса  В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/

В содержание спецкурса включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка во 2  классе.

Название тематического раздела

Количество    упражнений

Количество часов

1-3

Настроение - всему начало

9

3

4-7

Гордись своим именем!

12

4

8-12

Буква к букве – слово получается

16

5

13-15

Вырасти плоды родственных слов!

7

3

16-17

Люби и береги свой родной язык!

8

2

18-22

Книга – друг и помощник!

14

4

23-28

Делать добро спеши!

15

5

29

Подведём итоги

3

1

30-33

ТЛШ (Творческая лаборатория школьника) «Издательство», в котором дети выпускают, оформляют свои творческие работы.

4

резерв

1

Всего

84

33+1

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

Подпрограмма спецкурса “Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

  Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:

  1. художественно-эстетический принцип;
  2. принцип интеграции;
  3. принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  4. принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Главная цель  спецкурса: разностороннее развитие личности

Задачи:

  1. Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
  2.  приобщение к ценностям культуры;
  3.  развитие творчества и интереса к познанию;
  4. формирование здорового и безопасного образа жизни;
  5. приобщение к семейным ценностям.

Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.

Отличительные свойства специального курса

“Мастерская речевого творчества»

  1. Решает задачи формирования активной творческой личности.
  2. Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».
  3. Развивает у младшего школьника представления о фундаментальности научных и творческих ценностей.
  4. Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
  5. Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.

Данный курс даст возможность УЧИТЕЛЮ:

  1. привить интерес к учебному предмету;
  2. углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;
  3. развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
  4. интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;
  5. совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным учебным действиям;
  6. удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;
  1. формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших школьников ;
  2.  обеспечить  ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.

УЧЕНИКУ:

  1. участвовать в творческой деятельности;
  2. привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
  3. учиться чувствовать вкус слова;
  4. формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
  5. накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
  6. получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
  7. развивать гибкость и самостоятельность мышления;
  8. учиться делать выводы и обобщения;
  9. учиться планировать свои действия;
  10. приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
  11. приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
  12. рефлексировать.

РОДИТЕЛЯМ:

  1. быть активными участниками творческого содружества семьи и школы;
  2. применять интегрированную методику индивидуальной работы в домашних условиях;
  3. влиять на личностное развитие ребёнка;
  4. стимулировать стремление ребёнка к речевому творчеству вне школы;
  5. определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.

Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:

Интеллектуально-познавательные творческие умения:

  1. Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
  2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.
  3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств,   соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.

  1. Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи.
  2. Планирование содержания сообщения.
  3. Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.
  4. Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра.

Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД:

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.

Познавательные УУД:

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии*.

В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Во втором - четвёртом  классах уроки речевого творчества прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют культуру общения, навыки речевого самовыражения.

Мы считаем, что разбудить у учащихся интерес к изучению русского языка, создать положительную атмосферу в классе помогут уроки речевого творчества.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

  1. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Литература для учителя:

  1. Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.  - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд.   – М.: АО «Столетие», 1997.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  5. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

 3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.
  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества". 2 класс....

Программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества"

Программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества" 2 класс

Рабочая программа "Мастерская речевого творчества" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа по внеурочной деятельности " Уроки речевого творчества" 1-4 класс

Программа по внеурочной деятельности " Уроки речевого творчества" 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАСТЕРСКАЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА"

Актуальность рабочей программы:Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. По­этому возникает потребность и необходимость поиска ...