Родители - лучшие друзья и помощники
материал по теме

Из опыта работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на районном методическом объединении учителей начальных классов

Родители –лучшие друзья и  помощники

                                                       из опыта работы учителя

начальных классов МОУ

«Ефремовская ООШ»

Масловой А.В.

Егорьевск

2012 год

     Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители  и  педагоги.

                                                                                        Макаренко А. С.

    В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей — одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

   Для того чтобы совместная деятельность была успешной, по моему мнению, необходимо не просто выполнять требования родителей, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Что я и делаю, начиная с первых дней общения с ребенком. Главная моя задача на данном этапе -добиться доверительного отношения родителей, потому что я отчетливо понимаю, что родителю важно знать под контролем какого профессионала находится его ребенок во время учебной деятельности.

   Свою работу как классного руководителя с родителями я стараюсь  вести в трех направлениях:

 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса).

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).

 Вначале я столкнулась с проблемами в работе с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс. С чего все начинается?

Прежде всего, с себя как классного руководителя. Перед началом учебного года обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:

 *родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!

 *не беседуй с родителями второпях, на бегу!

 *разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

 *умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

 *не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!

 *то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!

 *готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

 *каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!

 *если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!

Следующий этап — информирование родителей о воспитательной концепции школы, ее Уставом, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития школьника; особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

 Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности,  учебный год я  начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него приглашаются и родители. Родители не просто зрители, они — и участники представления, и жюри.

 На первое собрание, и на каждое последующее, я передаю приглашение. Памятки и полезная информация есть на каждом собрании.

Полезная информация родителям учеников.

 Понаблюдайте за своим ребенком. Как ученик он должен:

 • Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;

 • Правильно распределять и планировать свое время;

 • Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;

 • Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

 • Уметь общаться с другими взрослыми;

 • Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

   Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.

 • Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 • Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.

 • Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

 • По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.

 • Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.

 • Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка.

     На первом этапе работы я знакомлю родителей с учителями-предметниками нашего класса, ближе знакомлюсь с родителями через заполнение анкет, индивидуальные беседы. И здесь обязательное условие с моей стороны – соблюдение Заповедей классного руководителя, которые гласят:

1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

 2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

 3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

 4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

      Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

 Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества.

 Начав  работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями я провела анкетирование вида:

 1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?

 4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

     Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания,  предлагаю родителям следующие вопросы:

 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

 2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

 3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

    С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

 1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

 2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

 3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

 4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

 6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

     В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую и проектные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

    Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:

• Школа для меня – это…

 • Класс, в котором я учусь, — это…

 • Учителя для меня – это люди, которые ….

 • Мои одноклассники – это…

 • Уроки для меня – это…

 • Предметы, которые мне нравятся, – это…

 • Предметы, которые мне не нравятся, — это…

     Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

 • Школа, в которой учится мой ребенок, — это…

• Класс, в котором учится мой ребенок, — это…

 • Одноклассники моего ребенка – это…

• Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…

 • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, — это…

• Предметы, которые не нравятся моему ребенку, — это...

     Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

    В изучении традиций и обычаев семей учащихся мне помогают проекты «Моя семья», «Как мы отдыхаем». На основании этого провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

    Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

 Таким образом, провожу много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.

 Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания провожу часто. На них обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работа за год.

Я считаю, что к новым формам работы классного руководителя можно отнести ведение «Папки класса» или портфолио класса, куда помещается информация об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и результаты всех классных дел. Учителю удобно пользоваться такой папкой для того, чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями (учениками).

 Содержанием моего взаимодействия с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату. То есть содержанием взаимодействия с родителями является забота о развитии их ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, самооценке, способностях и перспективах его развития, особенностях характера. В беседах я обязательно скажу и о достижениях ребенка, и о проблемах, как в воспитании, так и в обучении.

Участие родителей в школьных мероприятиях.

 Важная часть взаимодействия учителя и родителей – это практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, вносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений.

 В течение всего периода работы с классом пытаюсь вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. Праздники проводятся совместно с родителями.  Дети нашего класса совершают разноплановые экскурсии. Это посещение сельской библиотеки, музеев нашего города. Поездки на театрализованные представления ( Новый год, Рождество), поездка в Москву (цирк на Цветном бульваре).

Практически любое спланированное с детьми дело не обходится без участия родителей. Триединый союз работает в тесном контакте. Это мечта любого учителя. Ввела в свою практику вручение родителям  от меня грамот, благодарственных писем за помощь, понимание и творчество. Хочется вспомнить слова В. С. Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

«Словари – наши друзья и помощники».

Цели: 1. Заинтересовать учащихся справочной литературой.2. Закрепить ранее полученные знания на уроках.3. Привить навыки пользования словарями.4. Научить самостоятельно получать ответы на вопросы...

Родители – лучшие друзья и помощники.

Материал предназначен для учителей первых классов. О проведении первого родительского собрания....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК Гармония по теме "Верные друзья и помощники"

Конспект урока составлен по учебнику О.Т. Поглазовой 1 класс по теме "Верные друзья и помощники"...

Интервью с родителями по правилам дорожного движения "Наши лучшие друзья - правила движения"

В ходе интервью ребята задают родителям вопросы о правилах дорожного движения, узнают, какие навыки безопасного поведения они прививают своим детям....