«Словари – наши друзья и помощники».
план-конспект на тему

Березина Ирина Евгеньевна
Цели: 
1. Заинтересовать учащихся справочной литературой.
2. Закрепить ранее полученные знания на уроках.
3. Привить навыки пользования словарями.
4. Научить самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя.

«Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1.) 

«Словари – наши друзья и помощники».

Цели:

1. Заинтересовать учащихся справочной литературой.

2. Закрепить ранее полученные знания на уроках.

3. Привить навыки пользования словарями.

4. Научить самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя.

Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.

Плакат с эпиграфом урока: «Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).

Ход мероприятия:

(Слайд 2.) Ведущий: Еще в древности люди создали семь чудес света. Есть одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но все мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это – книга. В книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. Есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Это – словари. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: (Цитата на плакате.)

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»  Анатоль Франс

Учащийся: “Словарь”. С.Я. Маршак.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мелькают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь.

 

На всех словах события печать,

Они дались недаром человеку.

Читают: “Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог не дал веку,

Век заедать, век заживать чужой…”

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(Слайд 3.) Ведущий: Мы сегодня с вами постараемся страницы “рассыпанной повести” собрать вместе. Предлагаю отправиться в путешествие по тайным тропам и знаниям. Нам сегодня нужны особые “путеводители”, те, которые помогают общаться и правильно понимать друг друга! СЛОВАРИ!

 

(Слайд 4.) Ведущий: Очень даже много интересного, ценного и полезного можно узнать из словаря. Из словаря можно даже узнать, что означает слово словарь.

Посмотрите, пожалуйста, толкование этого слова.

Словарь – соединение слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
Сергей Иванович Ожегов

Слово "словарь" имеет два значения, заимствовано нами из французского языка в XIX веке, а во французский язык слово пришло из греческого языка. Когда-то в русском языке вместо слова "словарь" говорили: словник, речник, словотолковник, лексикон, вокабулярий.

(Слайд 5.) Ведущий: Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда: словари энциклопедические и лингвистические (или по-другому – филологические). 

         Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

(Слайд 6.) Ведущий: А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные - “Англо-башкирско-русский словарь”). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто – они помогают быстрее выучить иностранный язык.  Существуют и другие словари, по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные, например, “Экономический словарь”, “Юридический словарь”.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с лингвистическими словарями.

(Слайд 7.) Ведущий: Первые словари появились на Руси в 13 веке. Они представляли собой небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями, собранными в одну книгу. Самый старый из дошедших до нас словариков этого типа насчитывает всего 174 слова; он приложен к Кормчей книге 1282 г.

(Слайд 8.) Ведущий: Первый печатный словарь назывался “Лексис”. Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово – это очень много по тем временам.

         (Слайд 9.) Ведущий: А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ: “Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом”.

(Слайд 10.) Ведущий: В условиях интенсивного развития русского языка, который, по словам А. М. Горького, «обогащается с быстротой, поражающей», даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем.

Для того чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, каким является русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

(Слайд 11.) Ведущий: Словари — это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Создание словарей — задача особой отрасли лингвистической науки, лексикографии (от греч. «lехikos» — «слово» и «grapho» — «пишу»).

Обратите внимание на это красивое слово – «лексикограф». 

Лексикограф – это ученый, который занимается составлением словарей.

 (Слайд 12.) Ведущий: Стоит на книжной полке “Толковый словарь живого великорусского языка”. Все слова, которые есть в словаре, в них около двухсот тысяч слов, собрал и объяснил один человек, его зовут – Владимир Иванович Даль.

Рассказ о В. И. Дале

Родился В. И. Даль 10 ноября 1801 года в г. Луганске. Владимир Иванович Даль начал самостоятельную жизнь морским офицером, затем стал студентом-медиком, врачом, чиновником особых поручений.  В 1859 году он вышел в отставку и до конца своей жизни жил в Москве. Где бы ни был Даль, чем бы он ни занимался, его всегда сопровождало творческое отношение к народному слову. В марте 1819 года по дороге из Петербурга под Новгородом, от ямщика услышал поразившее его слово "замолаживает" – начинает пасмурнеть, заволакиваться тучками (о небе). Это слово он записал и началась работа над словарем. Когда А.С. Пушкин узнал, что Даль собрал 20 тыс. слов, употребляющихся в разных концах России, – он подал Владимиру Ивановичу идею написать словарь.

Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал её до самой смерти.  Умер Владимир Иванович Даль 22 сентября 1872 года.

(Слайд 13.) Ведущий: Подвиг В.И. Даля высоко оценили современники. Ему была присуждена Ломоносовская премия Академии наук, золотая Константиновская медаль, премия Дерптского университета.  Вышло 8 изданий словаря, а он все еще библиографическая редкость.

Словарь Даля навсегда останется классическим памятником литературы.

(Слайд 14.) Ведущий: Выпущено множество других толковых словарей:

Из современных толковых словарей русского языка самым популярным и авторитетным является лексикографический труд профессора Сергея Ивановича Ожегова, который выдержал с 1949 по 1986 г. 18 изданий и вышел общим тиражом в несколько миллионов экземпляров. В нём около 57 тысяч слов. Все, кому по роду занятий приходится обращаться к Словарю   С. И. Ожегова за справками, как правило, в кратчайший срок находят нужную информацию

(Слайд 15.) Ведущий: Какие вы знаете лингвистические словари? Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте их.

Парад словарей. (выступают учащиеся)

1. Я – толковый словарьОбъяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях. Наиболее популярный и доступный из всех существующих ныне толковых словарей – это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты школьники, представители самых разных профессий.

2. Я – этимологический словарьрассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веков; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.

3. Я – словарь синонимов. Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова – друзья. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

4. Я – словарь антонимов. Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.

5. Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

6. Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: “бить баклуши”, “пожинать лавры” и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интерес для людей любых профессий.

(Слайд 16-20.) Ведущий: Обратимся непосредственно к “Толковому словарю русского языка” и выясним, из каких разделов он состоит.

Любой словарь начинается с предисловия, затем идет раздел “Как пользоваться словарем”, “Условные сокращения, принятые в словаре”, “Русский алфавит с указанием правильного названия букв” и далее словарные статьи (слова) в алфавитном порядке.

Основная трудность при пользовании словарем – незнание алфавита

Таким образом, построены все лингвистические словари.

А сейчас мы поближе познакомимся с другими словарями, лежащими у вас на партах, выполнив несколько заданий.

Задания для команд

 (Слайд 21.) Разминка. Игра «Дежурная буква».

   В течение двух минут учащиеся записывают слова на букву «А». Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

(Слайд 22-25.) 1. Знакомство со словарями. Презентация (словари должны рассказать о начале своего рабочего дня, а ребята – определить, какой перед ними словарь).

Фразеологический словарь – «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов – «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Словарь синонимов – «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

(Слайд 26.) 2. Что означают слова:

Абевега (алфавит, азбука)

Гача (бедра, части ног от колен до таза)

Абракадабра (таинственное слово, род заговора)

Выя (шея)

Веверица (пушной зверёк, которым платили дань: вероятно ласка, горностай или белка.)

Вежа (знающий, ученый, образованный)

(Слайд 27.) 3. И вот еще одно чудо: орфография – что означает «правильно пишу».

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.Куприн посмотрел меню и заказал: “Шесть порций орфографических ошибок”. В меню, которое он читал, был большой выбор ошибок, на все вкусы.

Чтобы не оказаться в щекотливом положении, оформите грамотно меню. Каким словарем мы будем пользоваться? Правильно – орфографическим.

  1. В…н…грет.
  2. Буль..н кури..ый с фрикад..льками.
  3. К..тлеты сви..ые.
  4. К..мпот груш..во..алыч..вый.
  5. Кисель клюкве..ый.
  6. П..рожное б..сквитное.

(Слайд 28.) 4.  “Диктор”.

Расставь ударение, произнеси правильно.

баловать

интерьер

средства

каталог

начать

пересоленный

диспансер

столяр

щавель

 (Слайд 29.) 5.  “Мудрено сотворено”

Сделать нашу речь яркой и самобытной помогают и фразеологизмы.  Что такое фразеологизм?  Фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, которые имеют переносный смысл.

Определите значение фразеологизмов и их происхождение. Обратитесь к фразеологическому словарю.

верста коломенская 

крокодиловы слезы –

точить лясы 

 (Слайд 33.) 6.Русско-английский словарь.

Найдите значение слов:

                                                                                                             Ответы:

Грубая ткань-                                                       rough cloth

Грубый человек-                                                 rude person

Undergo (в прош.вр.)-                                         underwent

Л.-                                                                          лицо

Учиться в школе-                                                 to go to school

Учиться в университете-                                    to study at university

Spring(в прош.вр.)-                                              sprang

Сравн. ст.-                                                             сравнительная степень

Пирог с вареньем-                                              a jam tart

Пирог с мясом-                                                   a meat pie

Oversleep(в прош.вр.)-                                       overslept

Разг.-                                                                    разговорное (слово)

(Слайд 34.) Заключительное слово учителя и подведение итогов.

Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими пользоваться. Это наши верные друзья и помощники. Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении

«Русской речи государь по прозванию Словарь».

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

… Уважаемый государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь.

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!



Предварительный просмотр:

2. Что означают слова:

Абевега

Гача

2. Что означают слова:

Абракадабра (таинственное слово, род заговора)

Выя (шея)

2. Что означают слова:

Веверица (пушной зверёк, которым платили дань: вероятно ласка, горностай или белка.)

Вежа (знающий, ученый, образованный)

3.  Орфография – что означает «правильно пишу».

1.        В…н…грет.

2.        Буль..н кури..ый с фрикад..льками.

3.        К..тлеты сви..ые.

4.        К..мпот груш..во..алыч..вый.

5.        Кисель клюкве..ый.

6.        П..рожное б..сквитное.

3.  Орфография – что означает «правильно пишу».

1.        В…н…грет.

2.        Буль..н кури..ый с фрикад..льками.

3.        К..тлеты сви..ые.

4.        К..мпот груш..во..алыч..вый.

5.        Кисель клюкве..ый.

6.        П..рожное б..сквитное.

3.  Орфография – что означает «правильно пишу».

1.        В…н…грет.

2.        Буль..н кури..ый с фрикад..льками.

3.        К..тлеты сви..ые.

4.        К..мпот груш..во..алыч..вый.

5.        Кисель клюкве..ый.

6.        П..рожное б..сквитное.

4.  “Диктор”. Расставь ударение, произнеси правильно.

Баловать   каталог   диспансер  

4.  “Диктор”. Расставь ударение, произнеси правильно.

Интерьер  начать  столяр

4.  “Диктор”. Расставь ударение, произнеси правильно.

  Средства    пересоленный   щавель

5.  “Мудрено сотворено”

Определите значение фразеологизмов и их происхождение. Обратитесь к фразеологическому словарю.

верста коломенская 

крокодиловы слезы –

точить лясы 

5.  “Мудрено сотворено”

Определите значение фразеологизмов и их происхождение. Обратитесь к фразеологическому словарю.

верста коломенская 

крокодиловы слезы –

точить лясы 

5.  “Мудрено сотворено”

Определите значение фразеологизмов и их происхождение. Обратитесь к фразеологическому словарю.

верста коломенская 

крокодиловы слезы –

точить лясы 



Предварительный просмотр:

Конкурсы

Разминка

Знакомство со словарями

Что означают слова

Орфография

Диктор

Русско-английский словарь

Мудрено сотворено

Итого

Критерии оценивания

3 балла

1 балл

2 балла

3 балла

3 балла

4 балла

1 балл

Команда

5-6-9 кл.

Команда

7 кл.

Команда

8 кл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словари – наши друзья!

Слайд 5

Разминка. Игра «Дежурная буква».

Слайд 6

Задание 1. «Знакомство со словарями». «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Слайд 7

Задание 1. «Знакомство со словарями». «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Слайд 8

Задание 1. «Знакомство со словарями». «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

Слайд 9

Задание 2. «Что означают слова?». Абевега - Гача – Абракадабра – Выя – Веверица – Вежа - алфавит, азбука б ёдра, части ног от колен до таза т аинственное слово, род заговора шея п ушной зверёк, которым платили дань знающий, ученый

Слайд 10

Задание 3. «Орфография». В…н…грет. Буль..н кури.. ый с фрикад .. льками . К.. тлеты сви .. ые . К.. мпот груш..во.. алыч ..вый. Кисель клюкве... ый . П.. рожное б.. сквитное . нн о е н о е и и о н о о - и

Слайд 11

Задание 4. «Диктор». баловать интерьер средства каталог начать пересоленный диспансер столяр щавель

Слайд 12

Задание 5. «Русско-английский словарь».

Слайд 13

Задание 5. «Русско-английский словарь». Грубая ткань - roughcloth Грубый человек - rudeperson Undergo ( впрош.вр .) - underwent Л.- лицо .

Слайд 14

Задание 5. «Русско-английский словарь». Учиться в школе- to go to school Учиться в университете – to study at university Spring ( в прош.вр .)- sprang Сравн. ст.- сравнительная степень

Слайд 15

Задание 5. «Русско-английский словарь». Пирог с вареньем - ajamtart Пирог с мясом - ameatpie Oversleep( в прош.вр .) - overslept Разг. - разговорное (слово)

Слайд 16

Задание 6. «Мудрено сотворено». В ерста коломенская – К рокодиловы слезы – Т очить лясы – ч еловек очень высокого роста; верзила. р азговаривать, болтать. ф альшивые слёзы, притворные сожаления .

Слайд 17

И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи государь По прозванию Словарь !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словари – наши друзья!

Слайд 2

« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» Анатоль Франс

Слайд 4

Словарь – соединение слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. Сергей Иванович Ожегов

Слайд 5

Все они делятся на два больших разряда: Энциклопедические Лингвистические

Слайд 6

Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные

Слайд 7

Первые словари появились на Руси в 13 веке.

Слайд 8

Первый печатный словарь назывался “Лексис”.

Слайд 9

Пётр I УКАЗ “Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом”.

Слайд 10

"Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей" М. Горький

Слайд 11

Лексикогра́фия (др.-греч. λεξικόν , lexciikondfsjegda — «словарь» и γράφω , grapho — «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения. Лексикограф – это ученый, который занимается составлением словарей.

Слайд 14

Сергей И ванович Ожегов

Слайд 15

П арад словарей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

Витамины- наши друзья и помощники.

Технологическая карта к занятию на тему "Витамины- наши друзья и помощники"....

Неурочное занятие на тему "Книги - наши друзья и помощники"

материал для проведения ввнеурочного занятия по программе "Дорогую открытий и добра" авторов Н.Н. Дементьева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова,Н.Ю. ЯшинаТема "Книги - наши друзья и помощники"минимк ...

Внеурочная деятельность.Школа доктора Айболита» Витамины наши друзья и помощники.

Расширение знаний детей о пользе витаминов для здоровья человека....

Презентация "Словари-наши друзья и помощники"

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объясня...

Словари - наши друзья и помощники

Словари - наши друзья и помощники...