Словари - наши друзья и помощники
классный час (2 класс) на тему

Прудникова Светлана Юрьевна

Словари - наши друзья и помощники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_slovari_-_nashi_pomoshchniki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словари – наши друзья и помощники.

Подготовила: Прудникова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ ГСОШ г. Калязина

2018 г.

Словари – наши друзья и помощники

Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка, научить ими пользоваться.

Оборудование урока:

Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.

Эпиграф урока: «Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё». (А. Франс).

 

            Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы растёте, познаёте мир, и у вас возникает много вопросов:

«Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать?

Тогда на помощь нам приходят словари.

Можно ли их считать друзьями? (Да, конечно. )

Словари- настоящие друзья. Чем раньше заведёте с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания.

Словари не только друзья, но и помощники. Какую же помощь оказывают словари? (Они помогают не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов ,но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают культуру речи, приобщают к культуре народа). И мы с вами уже со многими работаем. С какими же? (Толковый словарь, Словарь «Пиши правильно», Обратный словарь, Словарь «Произноси правильно», словарь происхождения слов.

А если нам нужно что-то узнать, например о животных или растениях, тогда мы к каким книгам можем обратиться? (Энциклопедии)

 Правильно, нужно обратиться к книгам, которые знают всё. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту.

Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь». Давайте послушаем:

Усердней с каждым днём смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.

Скажите пожалуйста, а у кого дома есть словари? Какие? А энциклопедии?

В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации.

Сегодня мы познакомимся со школьными словарями. Но, а кто это пришёл к нам в гости? (Словарь Даля, Словари школьные (орфографический, толковый).

Действующие лица:

Словарь Даля, Словари школьные (орфографический и толковый), ученик

На стуле сидит Словарь Даля (важный, в костюме, с бородой).

Ученик: Куда это вы меня затащили? Кто это? (показывает пальцем на Словарь).

Словарь 1: Тише! Кланяйся, кланяйся, невежда! Это же его превосходительство Толковый словарь живого великорусского языка, составленный Владимиром Ивановичем Далем.

Ученик: Какой еще такой словарь? А вы кто такие?

Словарь 2: А вот сейчас он сам о себе и расскажет (4 тома словаря Даля - словарная статья «словарь»)

Ученик читает статью о словаре. (Словарь- это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова- дело плоти, крови и души родины и человечества. )

 

Словарь 1: Понял? В этих четырёх толстых книгах собраны русские слова и выражения. А мы помощники, потомки, младшие братья Великого словаря.

 

Ученик: А что значит «толковый»? Что, бывают и бестолковые словари?

Словарь 2: «Толковым не оттого назван словарь, - шутил его создатель, - что он мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает», то есть объясняет смысл и значение каждого слова.

Ученик: Сколько же здесь слов?

Словарь 1: Более двухсот тысяч! Это при том, что обычный человек использует в своей речи около пяти тысяч слов.

Словарь2: А словарь А.С. Пушкина содержит более двадцати тысяч слов.

Ученик: Вот! Это я понимаю!

Словарь Даля: Это что, все ученики такие? Так скоро мы совсем не станем им нужны. Неужели это правда?

Словарь 1: Нет, не все, я вам это докажу. Здесь собрались те, кто желает совершить путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - страна Словария.

Дорогие ребята! Уважаемый словарь мы приглашаем тебя в наше путешествие . Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.

Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

Учитель: Верно. Словари наши верные помощники. И сегодня они пришли в гости к нам!

Парад словарей (дети стоят спиной к классу, учитель спрашивают у детей, какие они знают словари, дети перечисляют словари и они поворачиваются лицом к классу )

Орфографический словарь

Выступление словарей.

1.    Словарь: Я словарь- толковый, я объясняю значения слов, определяю части речи, помогаю подобрать однокоренные слова. Впервые я появился на свет XIII веке. Владимир Иванович Даль- это создатель замечательной книги «Толковый словарь живого великорусского языка». Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции. Но где бы не был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речам крестьян, ремесленников, солдат. Даль знал, что говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят.

 

 Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога»

Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами… 

Толковый словарь. А теперь отгадайте мои загадки:

  1. Буквы какого-либо языка, расположенные в определённом порядке.
  2. Хищное животное, родственное собаке.

- А теперь давайте обратимся к Толковому словарю (с. 98) и найдём слова: боярин, верста, жнец — что они обозачают?

 

2.    Словарь. Я орфографический словарь, который содержит перечень слов в их правильном написании.

- Откройте словарь «Пиши правильно» (с. 133). Поработаем в парах и разберёмся в написании слов: ...лф...вит,  дев...чка, м...л...ко, п...нал, р...бота, ф...милия.

3.    Словарь: Я этимологический словарь. Позволяю узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. А составили  меня Николай Максимович Шанский, Валерий Васильевич Иванов и Тамара Васильевна Шанская. Этимология- это наука о происхождении слова, его первоначальном значении.

Откроем словарь (с. 155)  и поработаем в группах, разберём происхождение слов: ведать, зрачок, сокровище, участвовать, столица.

4.    Словарь: Я словарь синонимов. Помогаю подобрать к слову синонимы, т.е. слова, похожие по смыслу, но разные по написанию. Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Работаем в паре:

Задание: подберите к словам синонимы: луна, врач, боец, собака, конь, ледяной.

5.    Словарь: Я словарь антонимов, составленный Михаилом Ростиславовичем Львовым. Антонимы- слова с противоположными значениями. В этом словаре их более двух тысяч пар.

Словарь антонимов:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ___________

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты ___________

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай _____________.

 

Загадки – антонимы

 

Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды , неудач,

Догадались? Это …

Я –антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь…

Словарь: А  меня назвали словарём иностранных слов. Во мне живёт более 20 тысяч слов. Я могу рассказать вам о значении незнакомого заимствованного слова, о его происхождении. Например, слово ТАНГО: зажигательный аргентинский танец.

Задание. Определите, какие слова здесь прячутся, из какого языка они были заимствованы (слайд 16).

Мягкая подстилка для лежания, спанья. (Матрац, арабск.)

Мягкая мебель для сидения или лежания. (Диван, персидск.)

 

Учитель. Ребята, чтобы подружиться с нашими гостями, нам нужно познакомиться с ними поближе, узнать, какие тайны они скрывают, ответить на все вопросы, разгадать все загадки, которые приготовили для вас словари.

 

Словарь синонимов. Слова, которые живут  во мне, обогащают  речь, делают ее ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из рядя других, близких по значению. Словарь же ребят часто беден. Особенно режет слух посторонние слова «сказал». А между тем язык очень богат глаголами речи (около 200 слов) : говорить, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить, и т.д.

 

Теперь  попрошу вас выполнить мои задания: на загадку дай отгадку.

1.     В языке родном, богатом 

        Много сходных слов, ребята. 

        Как врача назвать иначе? 

        Я желаю вам удачи.  (Доктор, врач)

 

2.     Я –то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …… (тайфун).

3.     Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все … (антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим … (передышку).

После урока непременно

Нужна ребята …. (перемена).

 

Найдите в стихотворении синонимы и в загадках- антонимы.

Как много с ними канители,

«Бураны, вьюги и метели-

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они!»-

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрывала седина,

И наступила ….

 

Словарь фразеологизмов. Я- фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение. На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Он в голове у несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги ,кто их не ценит, после чего он свистит у них в кармане. (Ветер.)

Предмет одежды, надевающийся на руку и закрывающий каждый палец отдельно. (перчатка)

 

Конкурс: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

Работа в группах.

 

▪ Яблоку негде упасть (тесно)

▪ Хоть глаз выколи (темно)

▪ Хоть пруд пруди (много)

▪ Кот наплакал (мало)

▪ Не успел оглянуться (быстро)

▪ Черепашьим шагом (медленно)

▪ Ни свет, ни заря (рано)

▪ Рукой подать (близко)

▪Из рук вон (плохо)

  • Чему же учились сегодня на уроке?
  • Что нового узнали?

Рефлексия:

 Приготовьте светофорчики:

  • Зелёный свет — у меня всё получилось, урок удался
  • Красный свет — нужно ещё поработать.

Спасибо всем за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

«Словари – наши друзья и помощники».

Цели: 1. Заинтересовать учащихся справочной литературой.2. Закрепить ранее полученные знания на уроках.3. Привить навыки пользования словарями.4. Научить самостоятельно получать ответы на вопросы...

Витамины- наши друзья и помощники.

Технологическая карта к занятию на тему "Витамины- наши друзья и помощники"....

Неурочное занятие на тему "Книги - наши друзья и помощники"

материал для проведения ввнеурочного занятия по программе "Дорогую открытий и добра" авторов Н.Н. Дементьева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова,Н.Ю. ЯшинаТема "Книги - наши друзья и помощники"минимк ...

Внеурочная деятельность.Школа доктора Айболита» Витамины наши друзья и помощники.

Расширение знаний детей о пользе витаминов для здоровья человека....

Презентация "Словари-наши друзья и помощники"

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объясня...