Урок- истоки по теме "Сев и жатва"для учащихся 2 классов
методическая разработка на тему

Присоединение к социокультурным ценностям категории "сев и жатва", развитие целостного восприятия, общение на едином аналоговом уровне, воспитание уважения к людям разных профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki-istoki_sev_i_zhatva.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

            Общеобразовательная средняя школа №6 городского округа –

                                               город Камышин

     Урок – истоки

           во 2 классе

Тема:«Сев и жатва»

                                                                              Учитель начальных классов:

                                                                              Малышева Т. С.

Цели урока: учащиеся должны продолжить присоединение к

социокультурным ценностям категории «сев и жатва»;

развитие целостного восприятия, общение на едином

аналоговом уровне, развитие навыка работы в паре,

делегирования;

воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб-

трактористам, комбайнером и т.д.

  1. Подготовительный этап

1.Присоединение

-Дорогие дети, мне приятно и радостно продолжить вместе с вами увлекательное путешествие в мир наших Истоков. Какие темы нам с вами уже знакомы?

 2. Беседа.

Родной очаг – это близкие и любимые люди, друзья, уютный дом, знакомая улица.

Родные просторы – это наша Родина, Отечество: золотая нива, зелёный друг – лес, прохладная речка, морская даль, радостная путь-дорога.

Как много потрудились руки и душа человека! Колосится пшеница, цветут сады, пасутся стада, возделывается земля, белеют храмы.

3. Работа с учебным пособием.

- Откройте учебное пособие на стр. 49 и посмотрите, какую тему мы начинаем изучать. Что увидим, услышим, почувствуем, изучая её?

4.Слово учителя.

Земля родная всегда была кормилицей для человека. Она обласкана и ухожена. Труд на земле во все времена был самым главным. И за доброе отношение человек получал благодарение – урожай. Земля умеет воздать благодарность за пот пахаря весной, за жаркую уборочную пору летом и осенью. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - так гласит народная мудрость.

Труд на земле дает начало жизни хлеба.

Звонкие капельки падают с крыши – кап-кап-кап! Солнышко улыбается. Как тепло под его лучиками. Чёрные грачи важно расхаживают по согретой земле. А она уже готова принять зернышко, путь которого нелегок и долог.  Помогают зерну великие труженики – сеятели. Многих стараний стоят приготовления земли к севу.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»

  1. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебном пособии на стр. 53 и подумайте, подходят ли к ней строки стихотворения:

Проходит сеятель по ровным бороздам.

Отец его и дед по тем же шли путям.

Сверкает золотом в руке его зерно,

Но в землю черную упасть оно должно.

И там оно в заветный срок умрет и прорастет.

5.Работа со статьёй  «Сев и жатва»

1. чтение статьи по абзацам

2. разбор содержания статьи по вопросам

- Какими словами уважительно называют дела земледельца, крестьянина? (Труд земной)

- Какие дела людей считал издавна наш народ самыми главными?

- Что делали крестьяне на земле весной? (Пахали землю, боронили её, сеяли зерна в землю)

Показ сюжетных картинок.

Чуть забрезжит рассвет, трактористы выводят своих железных коней – тракторы в поле. Надо успеть со сроками, надо вовремя вспахать землю плугом, заборонить землю и посеять зерновые культуры, чтобы земля – матушка не пересохла.

И когда появлялись первые всходы, радости земледельцев не было предела. Исстари было благоговейное отношение уже к первым росткам зерновых культур, и люди приучали своих детей почтительно относиться даже к русскому полю и первым росткам:

«… Перед этой пашнею шапку скинь, сынок: видишь, пробивается тонкий стебелёк…»

Звучит фрагмент песни «Русское поле»

- Какое главное правило помнили земледельцы? (Что посеешь, то и пожнёшь)

- Это правило впоследствии стало крылатыми словами или пословицей. Как понимаете смысл этой пословицы?

Радостным взором окинет залитую солнцем ниву сеятель, сердце забьётся в счастливом ожидании урожая. И скоро новая страда – зазвенят косы, серп звонко будет подрезать пахнущие летним жаром колосья. Земля много раз поблагодарит урожаем земледельца.

6.Физминутка.

Вырос в поле дом, (руки над головой – крыши)

Полон дом зерном, (широко развести руки)

Стены позолочены,

Ставни заколочены. (постукивание ручками)

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (вращение туловища)

  1. Основной этап.

Активное занятие №20. Работа в паре «Полевые работы» (тетрадь «Истоки» ч. II стр.5)

  1. Заключительный этап.
  1. Работа с учебным пособием на стр. 52 (самостоятельно)

Прочитайте текст, начиная с 3 абзаца, ответьте на вопрос, в каких приметах проявлялась народная сметка и наблюдательность.

(Земля рассыпается при падении – пашня готова. Береза распускает листья – сей овес. Зацвели яблони – сей просо.)

  1. Работа с тетрадью «Истоки», ч. II, стр.6

Объясни пословицы.

Нива божья ладонь - всех кормит.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Земля легко рассыпается в руках – пашня готова для пахоты.

Май холодный – год хлеборобный.

Хлеб – всему голова.

Кукушка закуковала – пора сеять лён.

Не потрудиться – так и хлебу не уродиться.

Вопросы:

- Чем пословица отличается от приметы? Чем они похожи?

- Как их различать?

3. Активное занятие №21.

«Пословицы и приметы». (тетрадь «Истоки», ч. II, стр. 7)

4. Чтение детьми стихотворений по теме «Сев и жатва»

А)Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Б)                     Слава хлебу.         С. Погореловский

Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

Вот он –

Хлебушко душистый,

Вот он –

Теплый, золотистый,

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл…

В нём –

Здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло!

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый, в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

Слава тем,

Кто хлеб растил,

Не жалел

Трудов и сил!..

- Почему слова «мир» и «хлеб» оказались рядом?

1. Посеяли хлеб хлебороды весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!»

2.Для хлеба комбайны нужны, трактора!

3.Отвечают в цехах металлисты:

Для хлеба машины мы сделаем быстро!

Но только нам нужен металл непременно…

4.Отвечают немедля мартены:

Нам только руду подавайте сюда!

5.Для хлеба с рудою спешат поезда.

6. Для хлеба  проложены рельсы дорог.

7. Для хлеба идет  на гора уголёк.

8.Для хлеба плотины на реках встают.

9.И краны, и вышки до самого неба…

Все. Для хлеба!

Для хлеба!

Для хлеба!

Для хлеба!

Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает…

1.Колхозник!

2.Рабочий!

3.Нефтяник!

4.Строитель!

5.Шахтёр!

6. Машинист!

7. Металлург!

Все. Народ!!!

Учитель. Каждый год приходит в наш дом это чудо земли – хлеб.

Хлеб.   Н. Аникеева

Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом,

Он их добром пропах

И песней той,

Что жаворонком спета,

Под синим небом,

В золотых хлебах,

В июньский полдень

Солнечного лета.

  1. Итог урока:

В старину косили косой жа жали серпом. Ныне на бескрайние нивы в дни страды выходят комбайны. Они помогают земледельцам собрать урожай и накормить всю страну. В каждом куске хлеба есть доля нелегкого крестьянского труда.

В поте лица добывается хлеб. А хлеб – всему голова.

Песня «Хлеб – всему голова» или «Русское поле».

  1. Домашнее задание.

Тетрадь,  ч. II, стр. 4 (рисунок), стр.6 (рисунок, отгадки) на выбор.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Истоки" 2 класс тема "Город"

Использование краеведческого материала вызывает у детей большой интерес,часто удивляет. А то,что удивляет,поражает, всегда запоминается надолго,зарождает интерес к познанию,развивает память и мышление...

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

Урок- истоки по теме "Лес"для учащихся 2 классов

Приобщение к целостному взгляду на образ леса, развитие ориентации на видение живой красоты леса как частицы живой природы, воспитание потребности заботиться об окружающей природе...

Урок- истоки по теме "Милосердие"для учащихся 2 классов

Создание благоприятных условий для конкретизации и глубокого осознания, и прочувствования духовно-нравственного качества - милосердия...

Презентация "Социокультурные истоки - система воспитания духовно - нравственного развития учащихся"

Презентация "Социокультурные истоки - система воспитания духовно - нравственного развития учащихся"...

Презентация по теме «Социокультурные истоки – система воспитания духовно-нравственного развития учащихся»

Презентация по теме «Социокультурные истоки – система воспитания духовно-нравственного развития учащихся»...